Приватне життя і поліція - Римаренко Ю. І. - 12.23. Закон "Про прослуховування" (Японія)

ВСТУП

Законопроект принят в Палате представителей без обсуждения в 7 часов вечера 28 мая 1999 года на заседании юридического комитета Палаты представителей японского парламента. Коалиция трех политических партий страны проголосовала за законопроект, посвященный слежке и контролю за организованной преступностью. Коалиция состоит из Либерально-демократической партии Jimin, Либеральной партии Jiyu и партии Коhmei Эти три партии вместе составляют большинство в парламенте. Сторонники неспешного обсуждения законопроекта - Демократическая партия Minshu, Коммунистическая партия Кyosan и Социал-демократическая партия .Shamin - бойкотировали это заседание Комитета, заявив, что его целью было лишь скорейшее голосование без всякой дискуссии. Тем не менее, комитет выделил время для выступлений представителей трех отсутствующих партий. Парламентарии потратили время на то, чтобы продемонстрировать свою готовность к дискуссии "для протокола", после чего законопроект был поставлен на голосование и одобрен.

Закон о полицейском мониторинге несет массу противоречий. Закон о слежке противоречит японской Конституции, так как открывает полиции возможности для доступа к электронной почте пользователей Интернета. Это нарушает наше право на тайну коммуникаций, отраженное в ст. 21 Конституции. Более того, закон изменит саму сущность полиции, которая превратится в организацию, осуществляющую мониторинг частной жизни граждан на весьма приличные деньги из государственного бюджета. Решение коалиции принять подобный законопроект без обсуждения само может сравниться с действиями организованной преступности.

Незаконное полицейское прослушивание остается без комментариев

Желающие могут проследить за практикой незаконной полицейской слежки в нашей стране. Эта практика подтверждается многочисленными свидетельствами, в частности, сотрудников фирм, поставлявших полиции инструменты для прослушивания, и частных специалистов по прослушиванию. Придание этой практике законного статуса является грубым и неприемлемым шагом.

Группы граждан, высказывающиеся против закона, разделяют позицию трех партий, которые считают, что заседание Юридического комитета 28 мая прошло с процедурными нарушениями. Следовательно, полагают эти силы, результат голосования недействителен. Если подобная попытка будет повторена на сессии Палаты представителей, они будут вынуждены заявить, что коалиция принесла в жертву право японских граждан на частную жизнь полицейскому мониторингу и контролю. Заявление предусматривает, что этот закон должен быть отменен.

Заявление подписали: Демократический женский клуб, Японская католическая миссия за справедливость и мир, Ассоциация за закрытие военной базы в Ацуги, Ассоциация потребителей Японии, Буддистская Церковь "Женщины против милитаризма", организация "Компьютерный доступ в Японии", Ассоциация против расовой дискриминации и другие организации.

12.24. Велика китайська стіна в Інтернеті

В середине 1998 г. было принято решение, что в десяти крупных китайских городах вскоре будут находиться правительственные серверы, призванные отфильтровать весь информационный поток, поступающий в китайскую часть Интернета. Определять информацию, которая будет доступна через Сеть самому почтительному из народов, - первостепенная задача этой "дигитальной китайской стены", хотя некоторые усилия прилагаются на предмет того, чтобы самому Китаю разумно выглядеть для остального интернетовского сообщества.

Для управления и контроля Интернета в той ее части, что издавна зовется Поднебесной - Chlna.Net, правительство Китая (в лице телеграфного агентства Синьхуа и других национальных агентств новостей) учредило организацию, которая для внешнего мира была обозначена английским наименованием China Internet Corporation (CIC). Для нее были выделены штаб-квартира в Гонконге и зарегистрирован национальный домен. Надо сказать, что официально CIC была создана в 1995 г. для практической реализации (при стратегическом партнерстве с Министерством связи КНР) проекта "Китайская Всемирная Паутина", предусматривавшего предоставление онлайновых информационных услуг на китайском языке пользователям Интернета в 200 основных городах Китая.

До сих пор всем близко знакомым с сетевыми реалиями экспертам было очевидно, что регулирование национального Интернета возможно лишь с помощью лицензирования средств массовой информации в Сети и изменением национальной законодательной базы в соответствии с этими самыми сетевыми реалиями. Фильтрация информационного потока в Интернете, где каждый IP-пакет до последней возможности ищет (и, как правило, находит) свой путь прохождения к адресату, до настоящего времени представлялась неосуществимой. Однако в стране, где еще до нашей эры были введены единые письменные знаки, упорядочены меры весов и длины, введена одинаковая ширина колеи для повозок и было приказано делать обрядовую утварь и оружие по единому образцу, возможно, впервые в истории удастся строго отфильтровать каждый байт информации, передающийся по проводам китайской Сети. Что ж, пожалуй, главное, начать, а там посмотрим, что получится, ведь если перефразировать известный китайский афоризм, стена в десять тысяч ли начинается с первого камня - процессора правительственного сервера.

Как известно, первый император Китая Цинь Шихуанди приказал построить Великую китайскую стену после того, как придворный предсказатель изрек фразу о том, что погубят Цинь хуспы, что на севере". И чтобы оградить свою страну (империю Цинь) от "северных дикарей", император повелел возвести невиданные по своей масштабности оборонительные укрепления. Именно так на севере империи началось строительство "Вань ли чан чэн" (Стены длиной в десять тысяч ли), известной европейцам как Великая китайская стена.

Есть такая примета: там, где имеется тоталитарный режим, там есть и ограничение свободного потока информации. (Поэтому, скажем, во Вьетнаме Интернет-кафе закрываются по политическим причинам, а в Нью-Йорке по соображениям рентабельности).

Нынешние правители Поднебесной не могут прямо заявить, что строительство оборонительных укреплений в китайской части Сети призвано сохранить их власть над страной. И защита от "дикарей" формулируется теперь как "защита национальной культуры и социальных ценностей". Не знаю, какими приказами "наследники желтого императора" повелели отсекать на входе в Китай происки "желтой прессы" и вообще нежелательную грязную ложь и чистую правду. Но, кстати, достаточно оригинальной получилась формулировка ограничения на поступление в китайскую Сеть порнографии - как "способной ухудшить тяжелую демографическую ситуацию в стране".

Как бы то ни было, недавней памяти попытки ограничения поступающей информации для пользователей America OnLine (AOL) показали, что такая фильтрация производится по-хамски и, главное, очень неумело. Надо полагать, что китайская попытка "установить баланс свободного потока информации" будет еще более чудовищна с точки зрения свободного информационного обмена.

Запад пока не делал каких-либо публичных шагов, призванных воспрепятствовать реализации китайского "железного за на веса" в преимущественно медно-волоконной Сети. Во время последней (30 июня 1998 г.) встречи секретаря американского Департамента торговли Вильяма Дели (William Deley) с главной публичной фигурой CIC - Питером Випом (Piter Yip) стороны обсудили большое количество разнообразных вопросов электронной торговли и других коммерческих применений Интернета. Заходил ли там разговор по теме настоящей заметки - не сообщается. Как известно, драма повторяется как фарс. Великая китайская стена пережила тысячелетия. И в этом ее значение, потому что камни, положенные в ее основание, заставляли умы философствовать (Борхес, к примеру). Новая китайская стена возникает тогда, когда время само летит как камень, сорвавшийся в пропасть, и в новой эпохе бастион китайской цензуры скорее всего умрет, не родившись. И поэтому не сильно тянет философствовать на тему, объявленную в заголовке, - обычно философствуют о вечном. Лучше закончим рассказ на лирической ноте.

Поэт танской эпохи Бо Цзюй более тысячи лет назад написал о препятствиях, которые создают расстояния:

"У ручья зачерпнул быстро бьющей журчащей воды. Как вскипает, гляжу, бирюзово-зеленая пыль.

Только жаль, не могу чашку вкусного чая налить. И послать далеко - человеку, влюбленному в чай".

Даже в век Интернета невозможно выполнить такое желание. Но имеется возможность сделать так, чтобы в тот же вечер далекий адресат прочитал посвященное ему стихотворение. Право, жаль, что и подобные интимные моменты могут стать предметом вмешательства сил, которые разбивают "полноводную реку" Интернет, словно Хуанхэ, изначально свободно катящую свои воды, на ручейки "дистиллированной воды".

По этому поводу стоит вспомнить, что "желтый" император Цинь Шихуанди посылал строить Великую Стену и всех несправедливых судий.

Незаконное полицейское прослушивание остается без комментариев
12.24. Велика китайська стіна в Інтернеті
12.25. Індія оголошує про плани контролювати Інтернет
12.26. В'єтнам готується ввести контроль над Інтернетом
12.27. Контроль комунікацій і боротьба за дотриманням прав людини (Генеральна Компанія за свободу в Інтернеті)
Розділ 13. Захист особистих даних у Законі України "Про міліцію". Оцінки експертів Ради Європи
13.1. Аналіз Закону України "Про міліцію". Норми та рекомендації Ради Європи
13.2. Поліція у демократичній конституційній країні
Завдання і правові рамки
13.3. Поліцейська політика чи застосування закону?
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru