Следующее положение всевозрастного подхода связано с представлениями о том, что любое развитие включает процессы роста (приобретений) и упадка (потерь). Оно было выдвинуто сравнительно недавно, и его теоретические основания еще не до конца проработаны и проверены.
Приобретения и потери. Рассмотрение психического развития с точки зрения приобретений и потерь первоначально возникло по двум причинам. Первая связана с задачей выделения процесса старения внутри процесса развития. Вторая - с явлением многонаправленности развития, описанным выше, и использованием представлений об одновременных многонаправленных изменениях для характеристики развития.
При определении старения как процесса, противоположного развитию, необходимо отметить, что в геронтологии традиционно существовала сильная тенденция (особенно среди биологов) определять суть старения как упадок (т. е. как однонаправленный процесс уменьшения адаптивных возможностей). Однако исследователи поведения под влиянием обнаруженных ими новообразований пожилого возраста были склонны отрицать такой односторонний взгляд на старение. Они ставили задачу рассмотреть старение как один из аспектов развития.
Как такое включение старения в процесс развития могло быть осуществлено, учитывая, что традиционное определение развития было тесно увязано с понятием роста, а старение преимущественно ассоциировалось с упадком? Представители всевозрастного направления предложили изменить определение развития и распространить его за пределы биологических представлений о росте и прогрессе. А именно предлагалось включить в понятие развития не только рост (приобретения), но и другие виды изменений. В результате развитие было определено как любые изменения адаптивных возможностей организма - позитивные и негативные. Это соответствовало и некоторым другим тенденциям в возрастной психологии.
Вторая причина (связанная с первой) возникновения темы соотношения, приобретений и потерь в развитии заключается в дальнейшей разработке понятий многомерности и многонаправленности интеллектуального развития на протяжении всей жизни. Специальные исследования разнонаправленности развития многокомпонентных систем (см., например, двухкомпонентную схему интеллекта Кетте-ла - Хорна. - Прим. пер.) вышли на рассмотрение соотношений и, возможно, даже динамического взаимодействия между различными подсистемами. Главный вопрос этих исследований: является ли факт наличия многонаправленных изменений, происходящих одновременно в разных компонентах системы (например, в "подвижном" и в "кристаллизованном" интеллекте), достаточным основанием для пересмотра самого понятия развития. Согласно точке зрения, представленной в данных работах, развитие на любом отрезке жизненного пути является одновременно выражением характеристик роста (приобретений) и упадка (потерь). Предполагается, что каждое продвижение в развитии приносит в одно и то же время как новые адаптивные возможности, так и утрату каких-то прежних возможностей и способностей. Ни один шаг в развитии не является только приобретением в "чистом" виде.
Взгляд на развитие как на процесс происходящих одновременно приобретений и потерь, конечно, не подразумевает, что в течение всей жизни они находятся в равной пропорции. Вероятно, происходит непрерывное возрастное изменение их соотношения. <...> С возрастом меняется способность к адаптации, в которой пропорция приобретений и потерь суммирована по широкому спектру функций, В целом развитие на протяжении всей жизни протекает в рамках, заданных этой динамикой.
Интерес к возрастной динамике позитивных (приобретения) и негативных (потери) изменений стимулировал новые исследования в рамках всевозрастного подхода. Например, была сделана попытка рассмотреть процесс адаптации в целом через понимание всего прижизненного развития как взаимодействия приобретений и потерь. Некоторые из этих работ наметили теоретические линии, направленные на выявление динамических отношений между приобретениями и потерями в ходе развития. <...>
Процесс избирательной оптимизации с компенсацией обладает тремя свойствами, каждое из которых связано с соотношением приобретений и потерь: а) непрерывные изменения специализированных форм адаптации как общая черта всего прижизненного развития; б) адаптация к условиям биологического и социального старения с их возрастающими ограничениями пластичности; в) индивидуальные избирательные компенсаторные усилия, направленные на преодоление растущих с возрастом трудностей для сохранения полноценной жизни.
Проведенное исследование навыков машинописи в пожилом возрасте является убедительным примером того, как сочетание специализации и компенсации функций у этих людей дает высокий уровень избирательной эффективности. Пожилые опытные в машинописи испытуемые, обнаруживая худшее, чем у опытных молодых, время реакции при печатании отдельных букв, тем не менее демонстрировали хорошую общую производительность. Они компенсировали снижение времени реакции путем выработки более широкой опережающей ориентировки в последовательностях букв и слов. В результате пожилые испытуемые достигали общего уровня исполнения, сравнимого с уровнем молодых участников эксперимента, опираясь при этом на другие комбинации исполнительных навыков.
Связь положения о приобретениях - потерях с другими проблемами развития. Применимо ли понимание приобретений и потерь как неотъемлемой черты процесса развития к познавательному развитию в более ранних возрастных группах? Факт, что познавательное развитие не есть только прогресс, известен довольно давно. Проведенное исследование того, как дети переходят от стратегий максимализации к стратегиям оптимизации при решении задач с неопределенными условиями, - конкретный тому пример. Эта работа показывает, что высокий уровень познавательной функции (связанный с так называемой стратегией оптимизации) может иметь и оборотную сторону, если у задачи нет однозначного решения. А именно если познавательная задача логически неразрешима из-за отсутствия однозначного ответа, то маленький ребенок может здесь превзойти старших детей и взрослых. Это объясняется тем, что старшие дети и взрослые исходят из наличия логически однозначного ответа и поэтому пользуются в своем решении неадекватным критерием.
Идея приобретений - потерь содержится также в работах Пиаже, хотя его теория рассматривается чаще всего как образец концепции развития, подчеркивающей однонаправленный рост. Например, в исследовании возрастной эволюции зрительных иллюзий Пиаже описал одновременно иллюзии, усиливающиеся и ослабевающие с возрастом. Когда иллюзии с возрастом усиливались, он приписывал эти потери в точности восприятия совершенствованию других познавательных функций. Хороший пример - феномен, который Пиаже называл "эффектом подавления", вызванным динамическими соотношениями между перцептивными и когнитивными операциями. Он обнаружил, что у детей в возрасте от 7 до 8 лет их "правдивое" перцептивное знание было подавлено развитием понятийных схем (в данном случае не очень "правдивых"). В результате - "подавление" функции восприятия. Таким образом, побочным продуктом познавательного развития явились потери в точности суждений, основывающихся на перцепции.
Идея о том, что любой процесс познавательного развития включает и позитивные, и негативные изменения адаптивных возможностей, заслуживает более подробной разработки. В конечном счете анализ этого вопроса, вероятно, будет увязан с проблемой адаптивного соответствия. Иными словами, как следует и из эволюционных теорий (что проиллюстрировано в работе Gould, Lewontin), онтогенетическое развитие может в своей основе вовсе не представлять процесса приобретения и накопления - в смысле общего увеличения эффективности адаптации. В то время как определенные формы умственной деятельности и поведения "отбираются" в ходе онтогенеза, все более активизируются и разрастаются, некоторые адаптивные возможности могут понижаться. Проявится ли как-то это снижение, зависит (как и при эволюционных изменениях) от критериев и требований, выдвигаемых или самим человеком и его средой на последующих этапах жизни, или экспериментатором в соответствующем исследовании.
Развитие детерминируется разнородными группами факторов
О междисциплинарном подходе к психическому развитию
Ретроспектива и перспективы
Тема 1.2. Особливості перебігу психофізіологічних функцій і станів людини похилого віку
Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания
Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека
Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию
Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств в период старения
К типологии старения