Вопрос об организованности внимания у младших школьников был предметом исследования Н. П. Диевой. Она изучала индивидуальные особенности внимания школьников второго и четвертого классов. Изучались устойчивость, переключение и распределение внимания. С этой целью применялись экспериментальные методы: списывание с текста, корректурная проба с зачеркиванием определенных букв, одновременное выполнение двух "умственных" действий и "умственного" и "внешнего". Лабораторный эксперимент дополнялся наблюдениями, естественным экспериментом и изучением продуктов деятельности.
В процессе изучения индивидуальных особенностей внимания методом естественного эксперимента наблюдались такие виды учебной деятельности ученика на уроке и дома, где наиболее определенно проявлялись те же свойства внимания, которые изучались и экспериментально. Психологическое наблюдение проводилось на уроках, во внеклассной и внешкольной работе и дополнялось изучением школьников в домашних условиях, специальной работой с ними и изучением их записей и контрольных работ. "Все это, - пишет Н. П. Диева, - позволило выявить интересующие нас свойства внимания в их взаимосвязи, а также и общую характеристику личности школьника и особенностей его поведения". Сопоставление этих данных в ряде случаев дало возможность определить недочеты внимания и их причины. К этим причинам автор относит: слабое развитие интеллектуальной активности; слабость самоконтроля, навыков и умений в учебной деятельности школьника; недостаточное развитие чувства ответственности и интереса к учению, а также низкие требования, предъявляемые к школьникам в учебно-воспитательном процессе.
Н. П Диева указывает, что "индивидуальные особенности внимания в младшем школьном возрасте в значительной степени обусловливаются личностными факторами". Снова выдвигается на первый план организованность личности и значимость для нее проводимой деятельности. Конечно, личность младшего школьника еще далеко не сформирована и она значительно изменяется в процессе дальнейшего развития. Соответственно с этим меняется и организованность внимания, ее развитие продолжается и, как это показано в данном исследовании, может носить не только восходящий характер, но сопровождаться то улучшениями, то ухудшениями ее организованности. Это связано с разными условиями развития ребенка и теми трудностями, с которыми он встречается в процессе обучения и воспитания.
Интересно также отметить связь внимания с уровнем общего умственного развития. Этот вопрос изучала Виола Эль-Беблави. Применялись обычные методики по изучению устойчивости, концентрации и переключения внимания - с Одной стороны и наблюдательности (в нахождении различий в картинках), составления предложений по трем словам, обнаружение противоречий, восстановление пропусков в арифметических примерах, классификации слов - как показатели умственного развития - с другой. Показатели затем сравнивались и между ними проводилась ранговая корреляция.
Исследование проводилось с учащимися школ г. Каира, в них участвовали школьники II и VI классов (в соответствии с нашим делением на школьные классы). Работа проводилась под руководством Н. С. Лейтеса. В резупьтате были отмечены индивидуальные отклонения у разных учащихся. Но в среднем корреляция между умственным развитием и .вниманием оказалась очень высокой, она доходила до 0,72. Особенно высока эта связь у восьмиклассников. Но и у второклассников она достаточно определенна.
Автор считает, что ее экспериментальные методики выявляли не столько отдельные свойства внимания, сколько более общую характеристику внимания в целом. То же относилось и к умственной деятельности. Были сопоставлены и эти общие показатели и отдельные по разным испытаниям. Проведенное исследование обнаружило тесную корреляционную связь между разными тестами на внимание. Это опять подтверждает общее развитие внимания от II класса к VI. Опыты, направленные на выявление некоторых интеллектуальных показателей, также обнаружили достаточно тесную корреляционную связь между ними.
Таким образом, подтвердилась общая тенденция развития организованности внимания в связи с возрастом не только у наших школьников, ко и у школьников арабских школ. Подтвердилось то положение, что уровень развития внимания тесно связан с уровнем развития умственной деятельности. С другой стороны, уровень умственной деятельности сказывается на уровне и общей организованности внимания. <...>
Вопросы психологии внимания. Выпуск VI. Саратов -1974.-С.3-7.
Л. Вундт. Психология душевных волнений
Главные формы и общие свойства психических элементов
Основные формы чувств
С. Л. Рубинштейн. Эмоции
Эмоции и деятельность.
Различные виды эмоциональных переживаний.
Аффекты.
Страсти.
Настроения.