Психология развития и возрастная психология - Кулагина И.Ю. - 1. Фазы деятельности

Выше было показано, что в самом общем виде структура деятельности может быть представлена тремя звеньями: потребность, мотив (предмет потребности) и связующая их деятельность (собственно деятельность). Более детальное рассмотрение структуры деятельности требует выделения следующих ее аспектов:

1. Фазы деятельности

В деятельности каждого животного можно выделить различные уровни, соответствующие различным фазам деятельности. Рассмотрим их на примере поведения земноводных и членистоногих.

Как известно, инстинктивное поведение этих животных инициируется так называемым "ключевым" раздражителем-тем или иным сенсорным воздействием, связанным с предметом потребности (запахом, цветом и т. п.).

Само же инстинктивное поведение обусловлено у них способностью к перцепту, к восприятию целостных объектов и ситуаций.

Так, древесная лягушка не реагирует на лежащего в непосредственной близости неподвижного мучного червя, но сразу же хватает и заглатывает движущегося. Как видим, восприятие лягушкой червя как целостного объекта происходит лишь после чисто сенсорного воздействия - движения. Ключевой раздражитель, с одной стороны, служит для поиска, обнаружения предмета потребности, а с другой - является пусковым механизмом как для соответствующего инстинктивного поведения, так и для сопряженного с ним перцептивного процесса: лежащий в непосредственной близости неподвижный червь лягушкой не воспринимается.

Аналогично ведет себя паук, для которого ключевым раздражителем является вибрация паутины от движений запутавшегося в ней насекомого. А.Н. Леонтьев отмечал, что "как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве. Достаточно, однако, чтобы крылья насекомого начали вибрировать, как паук снова устремляется к нему". Воспринимать насекомое как целостный объект и осуществлять над ним требуемые операции паук в состоянии лишь при воздействии ключевого раздражителя.

Согласно Леонтьеву, "развитие форм психического отражения животных окружающей их внешней среды как бы отстает от развития их деятельности... Развитие форм психического отражения является по отношению к развитию деятельности животных как бы сдвинутым на одну ступень вниз, так что между ними не бывает прямого соответствия... Точнее говоря, это соответствие может существовать лишь как момент, обозначающий собой переход в развитии на следующую, высшую ступень".

Тем не менее анализ приведенных выше примеров инстинктивного поведения животных позволяет утверждать, что этот "момент соответствия" представляет собой не что иное, как собственно активную фазу деятельности, результатом которой является достижение предмета потребности. Эта фаза деятельности связана с психикой соответствующего ей уровня, но осуществляется она лишь в особых условиях (воздействие ключевого раздражителя) и представляет собой предельный, высший для данного животного уровень.

Собственно активной фазе деятельности предшествует фаза фоновой (поисковой) активности, в пределах которой деятельность и входящие в ее структуру психические процессы отвечают более низкому уровню. В рассматриваемых примерах этот уровень соответствует стадии элементарной сенсорной психики. По отношению к земноводным и членистоногим он является предыдущим уровнем развития.

Таким образом, в деятельности животных можно выделить две различные фазы: фазу фоновой (поисковой) активности и собственно активную фазу. Каждой фазе деятельности соответствует определенный уровень психики. Собственно активная фаза и включенные в нее психические процессы отвечают высшему для данного животного уровню психики. Фаза поисковой активности осуществляется на более низком уровне.

В двухфазном строении деятельности ее структура может быть представлена в следующем виде:

Актуализация потребности - фоновая (поисковая) активность - "опредмечивание" потребности (появление мотива) - собственно активная фаза деятельности - удовлетворение потребности.

Двухфазное строение деятельности животных получило отражение в различиях периодизации филогенеза психического А.Н. Леонтьева и К.Э. Фабри. Согласно А.Н. Леонтьеву, членистоногие, головоногие моллюски и часть низших позвоночных относятся к стадии элементарной сенсорной психики, в то время как К.Э. Фабри на основании установленной позднее для перечисленных животных частичной способности к перцепту выделил для них низший уровень стадии перцептивной психики. Как было показано выше, деятельность этих животных в фазе поисковой активности сопряжена с психическим отражением на уровне сенсорики, а в собственно активной фазе связана со способностью к перцепту.

2. Внешняя (поведенческая) и внутренняя стороны деятельности
3. Операциональный аспект деятельности
4. Ведущая деятельность
5. Общение как вид деятельности
1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества
2. Ситуативно-деловое общение
3. Внеситуативно-познавательное общение
4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста
Глава 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
1. Уровень недифференцированной чувствительности
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru