Психология развития и возрастная психология - Кулагина И.Ю. - 3. Перцептивный уровень

Следующий уровень развития психики - перцептивный. Он связан со способностью животных воспринимать целостные объекты и ситуации. Исследования "перцептогенеза" показали, что он представляет собой стадиальный процесс, включающий ряд промежуточных этапов между ощущением и восприятием целостного объекта (Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов). Можно полагать, что аналогичные переходные фазы характеризовали и процесс формирования перцепта в филогенезе. В обоих случаях эти переходные фазы тесно связаны с различной степенью проявления (в филогенезе - развития) ситуативного внимания.

Действительно, вряд ли можно сомневаться в том, что внимание является необходимым условием восприятия. Но что такое внимание, как не средство, с помощью которого субъект устанавливает связь с объектом?

Отметим, что уже ситуативное внимание, без которого невозможно восприятие, несет в себе элемент эмоциональности, пристрастности. Недаром в любовной лирике "обратить внимание" означает возможную начальную фазу эротических отношений. С проявлением эмоциональности связывал внимание Т. Рибо. Вышесказанное позволяет рассматривать ситуативное внимание как процесс, родственный предметному чувству, как простейшее, элементарное проявление последнего.

Перцептивному уровню развития психики свойственна инстинктивная, обычно состоящая из ряда взаимосвязанных рефлекторных актов деятельность, обусловленная "ключевыми раздражителями". Однако для ее осуществления на данном уровне развития жизнедеятельности необходимо наличие внимания - психического процесса, связывающего субъекта с целостно отражаемыми объектами и ситуациями.

Механизм возникновения внимания можно представить следующим образом. В состоянии актуализации потребности, обусловливающем поисковую активность, увеличивается деятельность сенсорики фонового отражения, что повышает интенсивность "чувственных представлений" свойств объектов за счет увеличения количества участвующих в них "эмоциональных слияний" (В. Вундт). Эта повышенная интенсивность слияния "простых чувств" создает начальную фоновую фазу внимания. Выявление в процессе направляемой фоновым вниманием поисковой активности ключевых раздражителей вызывает фиксацию на объекте. Последняя приводит к дальнейшему резкому повышению деятельности сенсорного отражения, связанной с ней интенсивности "чувственного представления" образа объекта и возникновению собственно внимания и собственно перцептивной фазы отражения.

Переход от сенсорного уровня психического отражения к перцептивному, с одной стороны, является дальнейшим развитием сенсорики - резким повышением числа совокупных ощущений и соответственно сливающихся в "чувственном представлении" "простых чувств", а с другой - диалектическим скачком, вследствие которого становится возможным восприятие целостного объекта.

Таким образом, внимание возникает как психический процесс, осуществляющий объектную фиксацию при восприятии. Помимо собственно фиксации на объекте оно включает эмоциональную составляющую - эмоцию ощущения ключевого раздражителя, обеспечивающую энергетику процесса внимания и инициирующую соответствующий рефлекторный акт инстинктивного поведения.

В свете изложенного процесс восприятия на перцептивном уровне развития психики можно представить как целостное интегральное ощущение объекта, в котором связь с объектом вместо непосредственного "отпечатка" отдельного свойства выступает как объектная фиксация, осуществляемая вниманием, а эмоциональная составляющая - как "чувственное представление" не отдельного свойства, а целостного образа объекта.

Еще раз подчеркнем, что на данном этапе развития, характеризующемся, в частности, сравнительно ограниченным уровнем энергетики, восприятие связано с центральным собственно активным звеном деятельности. Оно возникает только в рамках тех рефлекторных актов, из которых слагается инстинктивное поведение. Эти рефлексы выступают и как целостные ощущения объектов, на которые они направлены. Восприятие становится возможным лишь на пике эмоциональных всплесков, вызванных ключевыми раздражителями и обусловливающих внимание.

Итак, подобно тому как на сенсорном уровне центральным звеном жизнедеятельности является рефлекторный акт ощущения, так на перцептивном - рефлекторный акт инстинкта, основная часть которого представлена перцептом. Синтезируемое в этом рефлексе "эмоциональное слияние" ("чувственное представление" целостного образа объекта) является непосредственным побуждением к реализации соответствующих эффекторных звеньев, аналогично тому как на сенсорном уровне им является эмоциональный момент ощущения. Но если на сенсорном уровне рефлекторный акт ощущения предстает основой самостоятельной единицы жизнедеятельности, то его аналог на перцептивном уровне обычно является основой одного из звеньев в цепи взаимосвязанных различных по содержанию рефлекторных актов, объединенных общим "биологическим смыслом" и направляемых вниманием. Структура жизнедеятельности на перцептивном уровне принимает следующий вид:

Актуализация потребности - поисковая активность на уровне сенсорной психики - инстинктивное поведение, инициируемое обнаруженным ключевым раздражителем, -достижение предмета потребности.

Как видно, она аналогична структуре предыдущего уровня, однако ее внутреннее строение меняется. То, что на сенсорном уровне было собственно активностью, теперь составляет фоновую (поисковую) фазу деятельности. Собственно активностью, центральной частью деятельности становится инстинктивное поведение, обычно состоящее из ряда взаимосвязанных рефлекторных актов, каждый из которых включает в себя перцепт и дополнительные эффекторные звенья. Отражательная сторона связи субъекта с предметом потребности в целом предстает как последовательный процесс, включающий в себя все осуществляющиеся в ходе инстинктивного поведения перцепты, т. е. ситуативные проявления внимания и "чувственные представления" соответствующих объектов и ситуаций. Можно полагать, что ситуативные проявления внимания, в основе которых, как отмечалось, лежат эмоции, вызываемые ключевыми раздражителями, при этом объединяются подобно последовательному слиянию чувств, описанному В. Вундтом. Этот единый процесс внимания контролирует деятельность на всем протяжении инстинктивного поведения.

Таким образом, если на сенсорном уровне отражательный аспект связи субъекта с объектом имеет двойственный характер, то на перцептивном эта сторона связи в целом осуществляется под общим контролем психического. Совокупность непосредственных материальных взаимодействий с отдельными раздражителями сливается в объектную фиксацию (материальную основу перцепта) только при участии внимания.

Результат отражения, как и на предыдущем уровне, выступает в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Но если на сенсорном уровне внутренний аспект представляет собой непосредственный "отпечаток" свойств объекта в нейрофизиологическом субстрате, то на перцептивном его аналог - объектная фиксация, обусловленная вниманием, - является уже психофизиологическим процессом. Внешний аспект результата отражения представляет собой "чувственное представление" уже не отдельного свойства, а целостного объекта. Обусловленное вниманием, оно становится психическим процессом более высокого порядка. .

На перцептивном уровне психики получает свое дальнейшее развитие биологическая "смысловая связь". Она проявляется уже в виде сложных программ инстинктивного поведения, направляемого последовательным ситуативным вниманием. Инстинктивное поведение является общеорганизующим началом жизнедеятельности на данном уровне развития психики.

Несмотря на перцептивный характер психического отражения, рассматриваемый уровень развития не предполагает наличия образной памяти. Последняя может появиться лишь при функционировании перцептивного отражения на стадии поисковой (фоновой) активности.

На уровне перцептивной психики находятся три группы животных: членистоногие (насекомые, ракообразные, паукообразные и др.), головоногие моллюски и большинство низших позвоночных (круглоротые, рыбы, земноводные). По выражению К.Э. Фабри, эти группы представляют в мире животных три вершины эволюции, достигшие разными путями уровня перцептивной психики (см. рис. 2.2). Но если для головоногих моллюсков и членистоногих этот уровень оказался конечным, то эволюция позвоночных пошла значительно дальше.

Животные, отвечающие уровню перцептивной психики, представлены огромным числом видов, обитающих во всех средах и в самых различных условиях и поэтому отличающихся бесконечным многообразием морфологии, размеров и характера жизнедеятельности. Тем не менее благодаря самой принадлежности к одному уровню развития психики особенности их жизнедеятельности, органов чувств и организации двигательного аппарата имеют общие характерные черты.

Прежде всего у всех животных данного уровня жизнедеятельность связана с активным передвижением и отчасти манипуляционными действиями. Несмотря на самое различное устройство, двигательный аппарат во всех случаях характеризуется сложным и высокодифференцированным строением. Например, у насекомых помимо крыльевой мускулатуры имеются мышцы, ведающие движениями туловища, конечностей в целом, отдельных членов конечностей. Характерной чертой животных данного уровня является наличие разнообразных, хорошо развитых органов чувств. В первую очередь это относится к органам зрения, во многом определяющим возможность перцепта, целостного восприятия объектов и ситуаций. Развитыми, сложно устроенными глазами обладают все представители уровня перцептивной психики: членистоногие (особенно насекомые), головоногие моллюски и низшие позвоночные. Другими важными для жизнедеятельности животных перцептивного уровня органами являются органы обоняния и вкуса, слуха и органы осязания.

Фаза поисковой активности осуществляется здесь, как было показано выше, на уровне сенсорики. Благодаря высокому развитию дифференцированных сенсорных функций эти животные характеризуются активным поиском положительных раздражителей. Пространственная ориентация часто осуществляется посредством высших таксисов. При воздействии на животное двух источников раздражения (например, света) движение происходит по равнодействующей, получаемой от выравнивания возбуждения в симметрично расположенных рецепторах. Животное может фиксироваться на одном из источников раздражения и двигаться по направлению к нему. Движение может осуществляться под углом к источнику раздражения (например, по световому компасу, как у перелетных птиц).

В отличие от сенсорного уровня, на котором фаза поисковой активности занимает подчиненное положение, а иногда практически отсутствует, на уровне перцептивной психики ее роль исключительно велика. Это связано с резким усложнением условий обитания и жизнедеятельности и, соответственно, с необходимостью активного поиска пищевых объектов.

Собственно активная фаза, как было показано выше, представлена на данном уровне сложными, обычно состоящими из ряда звеньев программами инстинктивного поведения, внутри которых и проявляется способность животных к целостному восприятию объектов и ситуаций. Вот как описывает постройку норки роющей осой церцерис Ж.А. Фабр:

"...Церцерис (бугорчатой) нужна отвесная поверхность откосов на краю дороги, склоны оврагов и канав, промытых дождем, среди песчаных мест. Благодаря... (этому) она избегает большей части опасностей, которые могли бы угрожать ее галерее... Осе, однако, еще недостаточно выбрать для устройства жилья отвесный склон. Она принимает и другие предосторожности для защиты от дождей... Если какая-нибудь пластинка песчаника выдается в виде карниза, если в почве встречается естественное углубление величиною в кулак, то насекомое пользуется данным навесом или этим углублением для устройства под ним своей галереи, прибавляя таким образом, естественные сени к своей постройке".

Проявляя способность к разнообразным действиям внутри каждого отдельного звена инстинктивного поведения, животные данного уровня теряют возможность воспринимать целостные предметы и ситуации, если нарушается генетически закрепленная программа, основанная на инициировании звеньев соответствующими ключевыми раздражителями. Еще раз обратимся к наблюдениям Ж. А. Фабра.

Роющая оса бембекс при вскармливании мухами личинки всегда безошибочно находит свою норку, опускаясь при возвращении точно к засыпанному ею перед отлетом входу и раскапывая его. В одном из опытов Ж.А. Фабр после отлета насекомого вскрыл норку с находящейся там личинкой по всей ее длине. Прилетевшая оса "...не изменяет... своего поведения. Она садится на том месте, где был вход. Там она роется, разметает песок, туда возвращается после коротких попыток отойти на несколько сантиметров в сторону.

Мать не обращает на личинку никакого внимания: для нее все равно, что личинка, что камешек, что комочек песка. Этой нежной матери, выбивающейся из сил, чтобы прийти к колыбельке своего питомца, сейчас нужна входная дверь - привычная дверь - и ничего больше. А между тем путь свободен... а на ее глазах корчится личинка, конечная цель ее забот.

После долгих колебаний мать входит, наконец, в канавку - остаток ее галереи. Она идет вперед, потом назад, потом опять вперед, небрежно разметая песок то тут, то там. Вот мать очутилась рядом со своей личинкой... Нет! Бембекс совсем не узнает личинки, он шагает по ней, топчет ее ногами...

Исследовав дно галереи, бембекс возвращается к порогу, где снова принимается за бесплодные поиски, личинка же продолжает корчиться там, куда ее отбросили толчки матери. Она погибнет без всякой помощи со стороны матери, которая не узнает ее потому, что не нашла привычного входа".

Эти наблюдения показывают главные особенности инстинктивного поведения данного уровня - жесткую последовательность отдельных звеньев и необходимость инициирования каждого из них своим собственным ключевым раздражителем. При обычном ходе вещей прилетевшая с добычей оса оставляет муху у входа в норку, раскапывает его, а затем подтаскивает ее к личинке. Из опыта Ж.А. Фабра следует, что ключевой раздражитель последнего звена связан с предыдущим - раскапыванием входа, являясь, по всей вероятности, каким-нибудь осязательным ощущением.

При отсутствии ключевого раздражителя, запускающего перцептивный процесс, программа данного звена не может быть выполнена. Так как оса не обрела способности к восприятию целостных предметов, она в буквальном смысле слова не видит личинку.

Таким образом, несмотря на сложность и разнообразие содержания врожденных программ жизнедеятельности перцептивного уровня, им свойственна жесткая, фиксированная последовательность звеньев инстинктивного поведения. Внутри же каждого звена, находясь на вершине возможностей своей психики, животное проявляет гибкость и пластичность, способность действовать различным образом в зависимости от возникающих обстоятельств.

Пластичность поведения у животных перцептивного уровня развита несравненно выше, чем у представителей предыдущего. Они способны к приобретению индивидуального опыта и индивидуальному научению. Ассоциативные связи устанавливаются у них намного быстрее и закрепляются намного дольше, чем у животных сенсорного уровня психики. Появляется способность к приобретению устойчивых условных рефлексов.

Однако эта способность ограничена в основном функциональными сферами, типичными для жизнедеятельности конкретных видов. Вне этих сфер способность к научению обычно не проявляется. Таким образом, научение на перцептивном уровне развития занимает подчиненное положение. Основу жизнедеятельности составляют врожденные программы. Именно они определяют ее основное содержание, главную надситуативную линию.

Еще одно отличие от предыдущего уровня связано с появлением ситуативности. Если на уровне сенсорной психики жизнедеятельность характеризуется монотонностью, практическим отсутствием ситуативности, то здесь ситуация приобретает важную роль.

В ситуативных звеньях инстинктивного поведения проявляется способность к целостному восприятию, к перцепту, в них же животное способно к гибкому и пластичному поведению, к использованию индивидуального опыта. Ситуативность, роль ситуации - наряду с определяющим их перцептом - можно считать главным филогенетическим завоеванием данного уровня.

4. Уровень психики высокоразвитых животных
5. Уровень психики человека
Глава 3. МОТИВАЦИЯ
1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел
2. Индивидуальность, личность, сущность
3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип
4. Особенности онтогенеза жизненного мира
5. Мотивация и типы характера
1. Демонстративный (истероидный) тип
2. Сензитивный (тревожный) тип
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru