Психология развития и возрастная психология - Кулагина И.Ю. - 4. Стадии развития взрослого человека

Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека - истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений ("метаморфоз") в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т. д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности - непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов - нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 5.2, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т. д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов - индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т. п.

Роль нормативных и ненормативных факторов в развитии личности (по Г. Крайг):

Рис. 5.2. Роль нормативных и ненормативных факторов в развитии личности (по Г. Крайг):

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, "дорог, которые мы выбираем". Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20 - 23 лет, молодости и зрелости - 28 - 30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости - примерно 60 - 70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.

Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости - времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

1. До 16-20 лет

Нет семьи, профессии, жизненного пути

2.0т 16-20 до 25-30 лет

Предварительное самоопределение, выбор супруга

3. От 25-30 до 45-50 лет

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

4. От 45-50 до 65 -70 лет

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

5. После 65-70 лет

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда. Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса - 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

1. 16-22 года

Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома

2. 23-28 лет

Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака

3. 29-32 года

Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново

4. 33-39 лет

"Буря и натиск", как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным

5.40-42 года

Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена

6. 43-50 лет

Новое равновесие. Привязанность к семье

7. После 50 лет

Семейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного

В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Возраст

Психологическое содержание возрастного периода

1. Юность (18-23 года)

Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение

2. Молодость (24-30 лет)

Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к "оседлости". Специализация в выбранной профессии

3. Переход к расцвету (около 30 лет)

Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения

4. Расцвет (31-40 лет)

Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: "Что остается людям?"

5. Переход к зрелости (около 40 лет)

Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию

6. Зрелость (40-55 лет)

Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим

7. Кризис 50-55 лет

Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей

8. Пожилой возраст (55-75 лет)

Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение

9. Старческий возраст (75-90 лет)

Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки

10. Долгожительство

(свыше 90 лет)

Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у A.B. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям A.B. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращаться в III разделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность - 8 - 22 года Взросление - 23 - 30 лет Переходный возраст - 30 - 33 года Зрелость - 36 - 50 лет Пожилой возраст - 51-65 лет Старость - старше 65 лет

Глава 6. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду
2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону
3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу
4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому
Глава 7. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже
Основные понятия и принципы
Стадии развития интеллекта
Эгоцентризм детского мышления
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru