История социологии - Зборовский Г.Е. - § 6. Позитивная политика

В социологии О. Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для позитивного совершенствования общества Не случайно он' претендует на создание системы позитивной политики и пишет работу под аналогичным названием, развивая в то же время активную практическую деятельность по преобразованию общественного сознания. Следует отметить, что и теоретическая, и практическая деятельность в области "позитивной политики" приходится на последний период жизни Конта (конец 1840-х — 1850-е гг.). По существу, это было определенное подведение итогов того, что удалось сделать, и стремление успеть что-либо еще совершить в интересах человечества. Социолог вторгается в сферу социальной политики и пытается создать для ее изменения позитивную программу, которая помогла бы лучше обустроить общество, причем речь идет не только и даже не столько о конкретной стране — Франции, но о Человечестве в целом.

Смысл этого обустройства — установление гармонии всех классов в обществе на основе сохранения частной собственности, достижение консенсуса между ними; прообразом консенсуса классов выступает для Конта консенсус, существующий в семье между ее членами на основе господства альтруистических социальных чувств. Именно эти чувства противопоставляются эгоистическим, разъединяющим и членов семей, и классы. Альтруистические социальные чувства, наоборот, способствуют их объединению и укреплению общественной солидарности. (Небезынтересно отметить, что Конт был одним из первых среди тех, кто ввел и активно использовал понятие альтруизма.) Суть нравственного учения позитивизма и соответствующей ему позитивной социальной политики Конт видит в возвышении альтруизма над эгоизмом, общественных интересов над личными.

Только такой порядок может привести к социальному прогрессу. Социолог резко выступает против всякого рода революций и считает, что преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена.

Особое внимание он уделяет пролетариату, считая, что этот класс способен "стать опорой для духовной власти", потому что "более всякого другого класса общества естественным образом приспособлен понимать и в особенности чувствовать действительные нравственные начала, хотя он и не в состоянии их привести в стройную систему" [Конт. Общий обзор позитивизма. 1996. С. 127]. Для достижения этой цели — превращения пролетариата в опору для духовной власти — необходимо, по мнению Конта, привести в действие нравственную и политическую силу преобразованного общественного мнения. Его "благотворное влияние... неизбежно станет важнейшей опорой нравственности (не только социальной, но также частной и даже личной) среди тех народов, у которых каждый человек должен будет жить все более и более на виду у всех, что позволит обществу действительно контролировать деятельность каждого" [Там же. С. 129].

Здесь мы сталкиваемся с одним из противоречий контовской социологии. С одной стороны, в ней заметен определенный либерализм, стремление к реализации его в социальной политике по отношению к беднейшим слоям и классам населения, в первую очередь пролетариату, проявление заботы о нем как в материальном, так и, в особенности, в нравственном плане. С другой стороны, нельзя не отметить тенденции авторитаризма и даже тоталитаризма в связи с провозглашением необходимости установления контроля за поведением людей, которое должно быть "на виду у всех". Конт, по существу, отрицает гражданские права и свободы личности и настаивает на вмешательстве властей (государства) не только в общественную, но и в личную жизнь.

Одно из направлений позитивной политики Конта было связано с его попыткой создать "позитивную религию" (в связи с этим следует отметить, что полное название его работы о позитивной политике сформулировано так: "Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества"). Разочаровавшись в возможностях просветительской деятельности, которая сыграла бы решающую роль в преобразовании общества, Конт прибегает к попытке создать новую "мировую религию" — религию Человечества, в основе которой были бы все те же принципы позитивизма. В этой религии нет Бога, но вместо него выступает общество, которому индивид должен поклоняться и которое должен почитать как "Верховное существо", поскольку в жизни человека, все зависит именно от этого существа

Конт даже ставил вопрос о создании позитивистской церкви, в которой роль священников и блюстителей нового культа будут играть ученые и актеры. В этой церкви должны были совершаться обряды, которые Конт разработал сам. Их цель состояла в том, чтобы сопровождать человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти. Конт даже сам крестил и женил своих учеников, стремясь показать на практике смысл этих обрядов.

Конечно, превращение позитивистской социологии в определенную форму религии ("религиозный позитивизм") было способом утопического реформирования общества, искусственно насаждаемого им среди небольшой группы людей. Утопизм был присущ и другим действиям Конта, связанным, в частности, с попыткой создания позитивистской федерации народов с штаб-квартирой в Париже, задача которой состояла в обеспечении вечного мира на Земле и объединении представителей самых разных наций и этносов.

Говоря в целом о позитивной политике Конта как составной части его социологии, можно утверждать, что она является, пожалуй, наиболее консервативной и утопической во всем учении французского мыслителя. Более того, именно в ней обнаруживается стремление превратить объективные законы общественного развития в "субъективные" факторы, которые могут и должны быть использованы в деятельности по управлению поведением людей. Как справедливо отмечает один из исследователей творчества Конта в отечественной науке А.Б. Гофман, "в его "субъективной'' социологии намерение использовать социальные законы и стихийные, самопроизвольно развивающиеся тенденции перерастает в намерение заменить эти законы и тенденции целенаправленной деятельностью, управлением, проектированием некой группы людей, понимающих и выражающих общественное благо. Естественные законы, будучи "познанными", как бы перестают действовать и становятся управляемыми, а человек, "познавший" их, становится демиургом. "Субъективный" фактор выходит на первый план, подчинение законам сменяется безграничным произволом, а наука превращается в проектирование, причем ориентированное не на реальность, а на идеал. Так происходит у Конта превращение социологии из науки в утопию" [Гофман. 1995. С. 85].

§ 7. Проблемы образования и воспитания
§ 8. Значение социологических идей О. Конта
Глава 3 Эволюционная социология Г. Спенсера
§ 1. Краткий биографический очерк
§ 2. Предмет социологии
§ 3. Общество как организм
§ 4. Структура общества и его социальные типы
§ 5. Эволюционизм как главная особенность учения Г. Спенсера
§ 6. Учение о социальных институтах
§ 7. Отношение Г. Спенсера к социализму
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru