В Англии значительную роль в становлении эмпирической социологии сыграл Чарльз Бут (1840—1916), исследователь, предприниматель-судовладелец, общественный деятель, реформатор. Он и его сотрудники много сделали для изучения населения города, анализируя изменения в структуре занятости, семейные бюджеты, условия труда. Эта большая работа выполнялась с помощью разных методов, в том числе включенного наблюдения (с участием исследователя в наблюдаемых процессах и событиях). Такое исследование позволило Буту изучить жизнь города изнутри. Его результатом явилось вначале трехтомное, а затем и семнадцатитомное сочинение "Жизнь и труд людей в Лондоне".
В этом издании, в отличие от первого, появилось три серии книг: "Бедность", "Промышленность", "Религиозные влияния". Чтобы лучше знать рабочие семьи, их быт, образ жизни, проблемы, Бут некоторое время сам жил среди них. Помимо включенного наблюдения, он использовал и иные методы, прежде всего статистический анализ и изучение демографических характеристик различных профессиональных групп. Рассматривая те или иные области социальных явлений, Бут стремился к их многофакторному анализу. Так, выявляя причины бедности, он разделил их на три группы. Одна была связана с работой, другая — с различными обстоятельствами жизни, третья — с привычками людей.
Анализируя дифференциацию классов ("низший", "средний", "высший"), Бут в качестве критериев рассматривал количество комнат, занимаемых семьей, и число нанятых слуг. В результате "классовая структура" Лондона 1880-х гг. выглядела следующим образом. К низшему классу относилось 54% населения (те, кто не имели слуг и жили в комнате, где находилось более одного человека), к среднему — 30% (один слуга приходился на 4 человека и на каждого—от одной до четырех комнат), к высшему — 16% (все остальные).
По существу, Бут заложил основы изучения, социальной экологии города. Одним из первых он ввел социальные карты городских районов и улиц Лондона с обозначением дислокации бедных и богатых групп населения столицы Великобритании. Впоследствии (1920-е гг.) его опыт и материалы исследования были использованы Чикагской социологической школой при разработке проблем социальной экологии. Бут изучал дифференциацию религиозных влияний на жителей города, занимался статистическим анализом соотношения норм рождаемости и смертности в столице, сыграл большую роль в организации и проведении переписей населения.
Исследования Бута имели не просто большой резонанс, но и послужили своеобразным стимулом для принятия ряда законодательных актов об улучшении положения бедняков, в частности о выплате пособий по безработице, о минимуме зарплаты, о пенсионном обеспечении. Эта практическая сторона эмпирического изучения населения оказалась впоследствии крайне важной особенностью прикладных социологических исследований.
§ 7. Эмпирические социальные исследования в Германии во второй половине XIX - начале XX в.
В Германии во второй половине XIX — начале XX в. эмпирические социальные исследования были связаны, прежде всего, с работами Э. Энгеля, А. Вагнера, А. Левенштайна. Эрнст Энгель (1821—1896) занимался преимущественно социально-статистическими исследованиями, находясь под влиянием научных подходов А. Кетле и Ф. Ле Пле. Вместе с Кетле он был одним из главных организаторов Первого Международного статистического конгресса в 1853 г. Выведенный Энгелем и известный в социальной статистике закон обнаруживает наличие, независимо от общей величины семейного бюджета и размера семьи, определенного приоритета так называемых витальных (жизненных) потребностей в еде, одежде, жилье и т.д. Обследуя бюджеты семей в Бельгии и Франции, Энгель дал типологию семей по уровню доходов и потребления. Он одним из первых доказал, что чем ниже уровень доходов и беднее семья, тем выше доля расходов на питание. Значение работ Энгеля определяется также тем, что он заложил основы практики индексации доходов, которая активно применялась в XX в. в ряде стран, в том числе в 1990-х гг. в России.
Широкую известность не только в Германии, но и далеко за ее пределами получили исследования Адольфа Вагнера (1835—1917), касавшиеся анализа статистики самоубийств в связи с целым рядом факторов: возрастом, профессией, семейным статусом, религиозной принадлежностью. При этом многие положения и выводы Вагнера предвосхитили исследования Э. Дюркгейма, но теории самоубийства как социального явления немецкий социолог так и не создал. Вагнер был также известен тем, что много занимался проблемами обработки эмпирических данных и предложил методику поиска тенденций и закономерностей при большом разбросе этих данных.
Наконец, следует назвать еще одного автора и его исследование эмпирического характера, проведенное в 1907—1911 гг. Это — Адольф Левенштайн. Его книга "Рабочий вопрос" отражает результаты исследования, проведенного методом анкетирования среди шахтеров, металлургов, текстильщиков в восьми индустриальных районах Германии. Из разосланных 8000 анкет (в каждом районе по тысяче) возвратилось 63%. В анкете содержалось пять блоков вопросов: "паспортичка" (социально-демографические данные об опрашиваемом); отношение к работе; мысли во время работы; надежды, связанные с работой; проведение свободного времени. К сожалению, исследование оказалось неудачным вследствие трудности обработки первичной социологической информации: 26 вопросов анкеты были "открытыми", т.е. не содержали в себе предлагаемых вариантов ответов. Все же следует отметить эту работу как одну из наиболее интересных попыток широкомасштабного изучения конкретной проблемы.
Большую роль в развитии эмпирических исследований в Германии сыграла основанная в 1872 г. университетскими профессорами, чиновниками и предпринимателями "Лига за социальную политику". Ее активными членами были Ф. Теннис, М. и А. (его брат) Веберы, Г. Шмоллер и другие известные ученые. "Лига" была главным центром организации и проведения эмпирических исследований в Германии в 1880—1890-х гг. Они касались положения ремесленников, кустарей, занятых в торговле, на коммерческом флоте, транспорте, и других тем, исключая проблемы индустриальных рабочих (правительство Бисмарка не разрешало их касаться). В ходе и по результатам исследований изучалась методология анкетирования, что было очень важно для становящейся на ноги эмпирической социологии. Идейным лидером "Лиги за социальную политику" был М. Вебер, который, так же как и иные участники организации, проводил собственные эмпирические исследования.
Первая работа Вебера такого рода (1892) посвящалась изучению условий труда и жизни сельскохозяйственных рабочих Германии к востоку от Эльбы. Затем, уже в начале XX в., в 1908 г. он исследует динамику профессиональной карьеры рабочих, проблемы производительности их труда и особенности образа жизни. Результатом этого исследования стала книга "К психофизике индустриального труда" (1909).
Здесь следует специально сказать, что в проведении эмпирических социальных исследований, подготовивших появление эмпирической социологии в XX в., большую роль сыграли работы и других классиков социологии (помимо Вебера), в частности Дюркгейма и Тенниса.
Об исследовании проблем самоубийства Дюркгеймом, использовании им в этих целях колоссального статистического материала уже говорилось в соответствующей главе книги, посвященной его социологическому творчеству. Да и в этой главе мы также ссылались на оценку Дюркгеймом вклада Кетле в изучение самоубийства. Помимо материалов статистического характера, связанных с проблематикой самоубийства, Дюркгейм тщательно собирал и анализировал статистику, касавшуюся вопросов развития обучения и воспитания. Это позволило ему показать динамику образовательного процесса во Франции и выявить перспективы его качественного изменения.
Что касается эмпирических изысканий, проводившихся Теннисом, то необходимо сказать о широком спектре его исследовательских интересов. В нем оказались представленными проблемы преступности, самоубийства, демографических изменений, промышленного роста, деятельности политических партий и движений. Теннис изучал социально-экономические условия жизни некоторых групп населения в Гамбурге (моряков, грузчиков, проституток), подвергая критике государство и его структуры за забвение их интересов. Другими словами, проблемы, поднятые им, были достаточно типичными, они привлекали особый интерес многих исследователей в конце XIX — начале XX в. и подлежали конкретному эмпирическому изучению.
Специально следует обратить внимание на изучение Теннисом преступности. Он анализировал это социальное явление на выборке в 3500 человек, совершивших преступные деяния. О каждом из них немецкий социолог собирал тщательнейшим образом данные, хранившиеся в исправительных учреждениях и архивах полиции. Его интересовали: происхождение преступника, тип поселения, в котором он жил до совершения преступного деяния, семейные условия, образование, профессия, фактическое занятие, профессия родителей (в первую очередь отца), место постоянного проживания и т.д. По существу, Теннис собрал все необходимые данные для того, чтобы "нарисовать" социальный портрет преступника и охарактеризовать преступность как широкое социальное явление. Причем, если до него преступность получила многократные описания статистического характера, то его анализ имел больше социологический крен и оказался прообразом того подхода к исследованию преступности, который стал превалирующим в рамках эмпирической социологии XX в.
Подводя итог рассмотрению эмпирических социальных исследований в XVII—XVIII вв., а затем в XIX — начале XX в., следует подчеркнуть, что они были в целом достаточно разрозненными, не имели разработанной методологии и методики их подготовки и проведения. Существовавшие в то время социологические теории не способствовали проведению таких изысканий, поскольку напоминали по своему характеру глобальные историко-эволюционные схемы, проверить которые на микроуровне оказывалось принципиально невозможно.
Однако свою роль эмпирические социальные исследования, несмотря на все трудности их организации, проведения, обработки полученных материалов и собранной информации, сыграли. Они подготовили появление в XX в. особой линии (направления) социологической науки — эмпирической социологии.
Вопросы и задания
1. Что такое эмпирическое социальное исследование?
2. Расскажите о первых исследованиях эмпирического характера в X VII—XVIII вв. Почему мы их характеризуем как предысторию и предпосылку эмпирической социологии?
3. Какие проблемы ставились и изучались в ходе первых эмпирических социальных исследований? Охарактеризуйте роль статистических и демографических данных в этих исследованиях.
4. Определите роль социальной статистики в возникновении эмпирической социологии.
5. В чем состоят заслуги А. Кетле перед социологией? Какие методологические принципы изучения социальной статистики он сформулировал?
6. Что такое моральная статистика и социальная гигиена? Почему их появление и развитие было важным для развития эмпирических социальных исследований?
7. Что вы можете рассказать о творчестве Ф. Ле Пле и его значении для эмпирической социологии? Что собой представлял монографический метод, обоснованный им при изучении семьи? Какие типы семей выделял французский исследователь?
8. Какова роль Г. Тарда в развитии эмпирических социальных исследований?
9. Раскройте особенности деятельности Ч. Бута, имевшие наиболее важное значение для эмпирической социологии.
10. Охарактеризуйте эмпирические социальные исследования, проводившиеся в Германии во второй половине XIX — начале XX вв. Назовите их авторов.
11. Что вам известно об эмпирических исследованиях, проводившихся М. Вебером и Ф. Теннисом?
12. Постарайтесь обобщить эмпирические социальные исследования, имевшие место в XVII — начале XX вв., покажите их значение и объясните, почему без них не могла бы появиться эмпирическая социология.
Литература
1. Волков Ю.Т., Нечипуренко В.II., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.
2. Громов И.Л., Мацкевич А.Ю., Семенов ВЛ. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
3. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 1.
4. Капитонов ЭЛ. История и теория социологии. М, 2000.
5. Култыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М., 1991.
6. Култыгин В.П. Французская классическая социология XIX — начала XX веков. М., 1991.
7. Култыгин В.П. Классическая социология. М, 2000.
Глава 13 Значение истории западной социологии XIX – начала XX в. для дальнейшего развития социологической науки
§ 1. Классический этап развития социологии: основные итоги
§ 2. Основные направления западной социологии в рамках ее классического этапа
§ 3. Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа
§ 4. Первые школы в социологии
Французская социологическая школа Э. Дюркгейма
Чикагская социологическая школа
Глава 14 Особенности становления и развития социологической мысли в России в конце XIX - начале XX в.
§ 1. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России