§ 1. Классический этап развития социологии: основные итоги
Эта глава посвящена подведению итогов первого, классического этапа становления и институционализации социологической науки на Западе и выявлению его значения для последующего ее развития.
Рассмотрение процесса становления и утверждения социологии как науки в XIX — начале XX в. показывает, что она прошла не простой и длительный путь, пока не получила общественного признания. Временной лаг, отделяющий признание обществом ее научного статуса от провозглашения социологии в качестве самостоятельной науки (О. Конт), имеющей свой предмет, метод, "гнездо" центральных и актуальных для общества проблем, круг основных понятий (категорий), составляет примерно три четверти века (с 1830-х гг. до рубежа 1910—1920-х гг.). Именно в конце XIX – начале XX в. стали появляться социологические кафедры и факультеты в университетах, издаваться первые социологические журналы, возникать ассоциации и сообщества социологов, что означало на деле институционализацию социологической науки, т.е. общественное признание ее ценности и необходимости.
Почему XIX — начало XX в. считают классическим этапом в становлении и развитии мировой социологической науки?
Во-первых, потому, что в рамках этого этапа были сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее своеобразным неделимым и неразменным фондом, фундаментом для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным.
С учетом этого обстоятельства важнейшее значение истории западной социологии XIX — начала XX в., ее классического этапа, состоит в том, что в его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. и, есть все основания надеяться, в XXI в. также. По существу речь идет о трех основных парадигмах, которые определили последующее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.
Во-вторых, потому, что на этом этапе социологии появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории. К их числу могут быть отнесены: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа, социальная структура, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная функция и др. Подавляющее большинство названных понятий и категорий появилось, и это нетрудно обнаружить, путем прибавления слова "социальный" — на чисто этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. различных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Следует отметить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.
Названные выше понятия и категории рассматривались в основном в рамках теоретической социологии, которая оставалась на протяжении всего классического этапа доминирующим направлением развития. Однако они уже содержали в себе возможность их использования в процессе перехода к эмпирическим исследованиям. Именно это произошло в 1920—1930-е гг., когда эмпирическая социология стала очень активно утверждать себя в десятках, сотнях конкретных изысканий.
В-третьих, потому, что в процесс становления и развития мировой социологии оказались вовлеченными, иногда независимо друг от друга, различные страны "классического" капитализма. Это в первую очередь Англия, Франция, Германия, затем — Италия, Австрия, США. Процессы возникновения и институционализации социологии проходили в них относительно синхронно, но они различались между собой. В одних случаях их патронировало государство, в других — благотворительные организации и спонсоры, одни университеты приветствовали создание социологических структур, в других не хотели даже слышать и принимать термин "социология".
Так, в конце XIX — начале XX в. появились первые социологические кафедры и факультеты в Чикагском университете (США), Сорбонне (Франция), Лондонском университете (Англия). Они возглавлялись соответственно А. Смоллом (Чикаго), Э. Дюркгеймом (Париж), Л. Хобхаузом (Лондон). Если в США (там уже в 1901 г. курсы социологии предлагались студентам в 169 университетах и колледжах) и во Франции создание кафедр и факультетов социологии осуществлялось путем их государственной поддержки, то появление в 1907 г. кафедры социологии в Лондонском университете и утверждение академического статуса этой дисциплины происходило за счет благотворительной деятельности. Вместе с тем в этой же Англии в университетах Кембриджа и Оксфорда социологические подразделения открылись гораздо позднее, поскольку предпочтение было отдано антропологии и этнографим. Социологические курсы стали читаться в них с большим опозданием — в сравнении со многими другими университетами.
Что касается Германии, то в ней ситуация с преподаванием социологии выглядела еще хуже, поскольку на философских факультетах (а именно там было сосредоточено изучение всех гуманитарных наук) существовало "табу" на эту науку. Несмотря на работы Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера, имевшие антипозитивистскую направленность, в целом в университетах Германии социология воспринималась как исключительно позитивистская дисциплина, к тому же связанная с пропагандой социалистических взглядов, а это было недопустимо в условиях крайнего теоретико-идеологического консерватизма.
В упомянутых выше европейских странах и США возникали первые центры социологических исследований: Лондонское социологическое общество — 1903 г., Немецкое социологическое общество — 1909 г., Американское социологическое общество — 1905 г. Это способствовало социологическому сближению различных стран и созданию способов и форм их международного сотрудничества. В1894 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии, на котором было провозглашено создание этого учреждения (Международный институт социологии существует и сейчас и, так же как и раньше, проводит свои конгрессы). На первом конгрессе присутствовали Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. Уорд, Л. Гумплович, Г. Тард, А. Смолл, Ф. Гиддингс, русский социолог М. Ковалевский и др. У института былевой печатный орган — "Международное социологическое обозрение" ("Revue Internationale de Sociologie"), впервые опубликовавшее свои материалы в 1893 г.
В-четвертых, потому, что в рамках рассматриваемого этапа происходило формирование идентичности европейской социологии. Именно в это время складываются, как говорит об этом французский социолог Р. Будон*38, специфические особенности европейской социологии, характеризующие ее в качестве определенной единой и идентичной системы, имеющей общее направление развития. Это те особенности, которые отличали европейскую социологию от американской. В качестве главной из них можно назвать интерес к выявлению закономерностей развития общества, его глобальным теоретическим проблемам.
*38: {Boudon R. European Sociology: The Identity Lost? // Sociology in Europe. In Search of Identity. Berlin; N.Y, 1993. P. 28.}
Чтобы лучше понять значение классического этапа социологической науки для последующего ее развития, можно попробовать провести некоторую аналогию между процессами, которые происходят в социологии и иных науках, прежде всего естественных. Возьмем для примера физику. Современные ее представители практически никогда не ссылаются на И. Ньютона, сформулировавшего основные физические законы для макромира (законы механики), крайне редко ссылаются на А. Эйнштейна, автора теории относительности и многих открытий в области квантовой теории света. Но представить физика наших дней, который не изучал бы того и другого, невозможно. Оба ученых, их труды и открытия — в том самом золотом запасе физической науки, которым определяется становление ее потенциала.
Нечто похожее происходит сегодня и в социологической науке, хотя, к примеру. Конта по его значению для нее трудно сравнить с Ньютоном и его местом в физике, а, скажем, Вебера с этой же точки зрения — с Эйнштейном. Конта в социологии цитируют пока еще значительно чаще, чем Ньютона — в физике, а без ссылок на Вебера редко когда обходится серьезная социологическая публикация. Но, вероятно, в социологии наступит такое время (судя по тенденциям ее развития, это может произойти в первой половине XXI в.), когда Конта, действительно, будут вспоминать очень мало и редко. Однако его идеи, прежде всего сформулированные им положения и принципы позитивизма, навсегда останутся неотъемлемой частью золотого запаса науки, которой он посвятил всю свою жизнь.
§ 2. Основные направления западной социологии в рамках ее классического этапа
§ 3. Общие черты западной социологии в границах ее классического этапа
§ 4. Первые школы в социологии
Французская социологическая школа Э. Дюркгейма
Чикагская социологическая школа
Глава 14 Особенности становления и развития социологической мысли в России в конце XIX - начале XX в.
§ 1. Исторические условия и предпосылки возникновения социологии в России
§ 2. Предсоциологический этап. Взгляды П.Я. Чаадаева и К.Д. Кавелина
§ 3. Периоды развития российской социологии во второй половине XIX - начале XX в.