Судьба привела Роберта Парка в социологию далеко не сразу после получения им высшего образования. Родившись в штате Пенсильвания, первые 18 лет жизни он провел в штате Миннесота в небольшом городке на берегу Миссисипи. В школе учился весьма посредственно и не получил от отца средств на получение образования в колледже. Заработав их самостоятельно трудом на железной дороге, Парк поступил в университет штата Миннесота, через год сменил его на Мичиганский, филологический факультет которого и закончил в 1887 г. В университете он слушал лекции Дж. Дьюи, оказавшие большое влияние на становление его социально-философских взглядов.
Далее начинается извилистый трудовой путь — от газетного репортера, автора романа и пьесы, затем бакалейщика (бизнес отца, оставленный в наследство) до блестящего социолога, любимца коллег и студентов. Стремясь к социологической профессии, Парк учился философии в Гарварде (1897—1898), затем — философии и социологии в Германии (1899-
1902). В 1902 г. в Гейдельбергском университете он защитил диссертацию на тему "Толпа и публика: методологическое и социологическое исследование". Вернувшись в США, Парк два года преподаст на философском факультете Гарвардского университета. Однако академическая атмосфера пока его не привлекает (он даже отказался от предложения Смолла преподавать социологию в Чикагском университете).
В течение 7 лет (с 1905 г.) Парк работает в Институте Букера Вашингтона, негритянского общественного деятеля, где собирает материал по проблемам отношения к неграм и взаимодействия различных культур. При этом изучение расовой проблемы и положения негров он рассматривает как своеобразную лабораторию социальных исследований. В 1912 г. на международной конференции по проблемам негров (Парк занимался ее подготовкой) он познакомился с Томасом — тогда профессором социологии в Чикагском университете, который и уговорил его прочесть в этом вузе лекционный курс для студентов. Парк выбрал темой курса проблемы положения негров в США. Это было в 1914 г., а в 1916 г. он читал, причем с большим успехом, уже четыре лекционных курса.
Естественно, само собой, без каких-либо дополнительных усилий началось создание социологической школы на базе изучения двух основных проблем — расовых отношений и городской жизни. Самое важное направление, привлекавшее Парка в научном плане, — исследование коллективного поведения. На почве совместного интереса к названным выше проблемам в 1916 г. началось его почти тридцатилетнее сотрудничество с Бёрджессом.
В 1921 г. выходит в свет их совместный учебник "Введение в науку социологию", который на начальном этапе развития эмпирической социологии сыграл роль не меньшую, чем "Польский крестьянин...". По существу, это был первый учебник по эмпирической социологии. Для последующего ее развития имело значение то обстоятельство, что в нем содержательно раскрывался понятийный аппарат, необходимый для проведения эмпирических исследований.
Первая крупная совместная работа Парка и Бёрджесса стала наиболее значительным теоретическим обобщением эмпирической социологии 1920-х гг. Учебник был очень большим по объему (порядка 1000 страниц), представлял собой собрание или, как мы говорим сейчас, антологию 200 текстов различных авторов, сгруппированных в 14 разделов. Но это была не просто коллекция текстов, в них давалось систематическое изложение основ социологической науки. Тексты были самыми разными - от теоретических до биографических и полухудожественных и принадлежали они Э. Дюркгейму, Г. Зиммелю, Ч. Кули, Г. Лебону, Г. Спенсеру, Г. Тарлу, У. Томасу и др. Книга была настолько фундаментальной, что студенты прозвали ее "Зеленая Библия" (обложка книги была зеленой). Социология в учебнике определялась как наука о коллективном (социальном) поведении. Это была принципиальная позиция Парка, а затем и всей Чикагской школы. Таким образом, эмпирическая социология в рамках первого периода своего существования связывалась именно с этим предметным полем.
В 1922 г. была опубликована книга Парка "Иммиграционная пресса и ее контроль", а в 1925 г. — монография Парка, Бёрджесса и Маккензи (их ученика) "Город: предложения по изучению природы человека в городской среде", имевшая чрезвычайно важное, поистине программное значение для исследования города. Она стала, по существу, первой крупной работой, давшей начало целой отрасли социологической науки — социологии города. В ней была изложена концепция городского развития сквозь призму его социологического видения, о чем чуть дальше будет сказано подробнее. В этом же, 1925 г. Парк избирается президентом Американской социологической ассоциации. В своей "тронной" речи он говорит о необходимости эффективного социального контроля над сложными процессами городской жизни для установления социального согласия и порядка в отношениях между различными вилами социальных общностей и группами населения в городе.
В 1929—1933 гг. социолог совершает путешествия по странам Азии и Южной Африки с целью исследования взаимодействия различных культур и обогащения собственного научного багажа новым социологическим материалом, касающимся развития рас и народов и отношений между ними. Кроме того, его очень интересовала проблема выхода некоторых посещенных им стран из экономической и особенно культурной изоляции. Собранные данные позволили уточнить впервые поставленную им в социологии в ходе исследований в Чикаго проблему маргинальной личности как типа человека, живущего одновременно в двух мирах — старом, в котором он родился и рос, и новом, в котором обретает образование, профессию и иной образ жизни.
Вернувшись из поездки в Азию в 1933 г., Парк оставляет преподавание на социологическом факультете Чикагского университета и читает лекции по приглашению других вузов, не связывая себя ни с одним из них постоянными отношениями. В 1936 г., как уже ранее говорилось, он переезжает жить в Нэшвилл (штат Теннеси), где и умирает, не дожив девяти дней до своего восьмидесятилетия.
Основные содержательные характеристики Чикагской школы
Характеристика взглядов У. Отборна и Л. Вирта
§ 4. Кризис Чикагской школы и ее значение для социологии
Причины кризиса Чикагской социологической школы
Значение Чикагской школы в истории социологии
Глава 21 Зарождение и начальный этап развития отраслевых социологий
§ 1. Индустриальная социология и теория человеческих отношений
Зарождение индустриальной социологии
Хоторнский эксперимент