Понятие социометрии. Творчество Дж. Морено
Под социометрией будем понимать отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемых с помощью количественных методов. У термина есть иное значение, которое, собственно, и говорит о его происхождении в конце XIX — начале XX в. Социометрия рассматривалась как способ измерения эмоциональных отношений и влияния одних групп людей на других.
Активное внедрение социометрии в практику изучения внутригрупповых отношений связано с именем Джекоба (Якоба) Морено (1892—1974). Он родился в Румынии, окончил Венский университет (где изучал философию и медицину). Во время учебы находился под сильным влиянием взглядов З. Фрейда. Затем испытал на себе сильное воздействие идей Г. Зиммеля, Ч. Кули. Несколько лет работал врачом, занимался психиатрической практикой. Первые свои наблюдения о значимости межличностных внутригрупповых отношений и необходимости их специального исследования сделал еще в 1920-х гг. В 1925 г. Морено переехал в США. Там он основал в 1940 г. Институт социометрии и психодрамм, вошедший в историю как Институт Морено. Под его руководством в период с 1937-го по 1955 г. публиковались известные и популярные в то время периодические издания "Журнал межличностных отношений" и "Социометрия".
Морено активно пропагандировал свои концепции и практическую психотерапевтическую деятельность. Под эгидой ЮНЕСКО он читал лекции во многих странах Европы, был с этой целью и в Советском Союзе. На русском языке издана его "Социометрия" (1958). Среди более чем 300 научных трудов основными работами были "Социометрия и культурный порядок" (1943), "Социодрама" (1944), "Психодрама" (1969). Но, пожалуй, наиболее популярной его книгой стала опубликованная в 1934 г. работа "Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы".
Морено исходил из того, что существуют две основные структуры, которые необходимо изучать: на социологическом уровне — макросоциологическую структуру, на социально-психологическом уровне — микросоциологическую структуру. Если на первом уровне анализируются и рассматриваются все основные социальные проблемы общества, то на втором — межличностные отношения в малых группах. Социолог выстроил систему наук и методов, которые должны изучать оба уровня структур и разрешать возникающие проблемы. Это: социономия — наука об основных социальных законах, социодинамика — наука о процессах, происходящих в малых группах, социометрия — система методов выявления и количественного измерения межличностных, эмоциональных отношений людей в малых группах, социатрия — система методов излечения людей, испытывающих затруднения в поведении в малых группах. Последние две системы имеют прикладной характер и базируются на теоретических представлениях о социальных группах,- которые составили основное предметное поле эмпирических исследований в 1930—1940-х гг.
Для Морено и других представителей социометрии объектом исследований являются реально существующие малые социальные группы. Главное, чем они характеризуются, — это эмоциональные отношения людей друг с другом, составляющие атомарную (атомистическую) структуру общества. Простое наблюдение не в состоянии зафиксировать эти отношения, но они могут быть выявлены с помощью специфических методов измерения, особой техники опроса и обработки данных, которая включает в себя: социометрический тест, социометрическую матрицу, социограммы, социометрические индексы. Эта техника позволяет определить реальные конфликтные ситуации и предпринять усилия для их ликвидации.
Приведем пример одного из социометрических исследований, проведенных под руководством Морено в школьном классе, отличавшемся конфликтами и между педагогами Пучащимися, и внутри самого ученического коллектива. Последнего, строго говоря, не существовало. Успеваемость была низкой, а нарушений дисциплины — более чем достаточно. Морено предположил, что одной из причин сложившегося положения является нежелание педагогов учитывать интересы учащихся, в частности, в такой ситуации, как кто с кем сидит рядом на занятиях. С согласия руководства школы сотрудники его исследовательской группы пришли в класс и объявили школьникам, что они хотели бы выяснить путем письменного опроса, кого каждый из них хотел бы видеть рядом с собой на уроках, чтобы удовлетворить, насколько это будет возможно, их интересы. При этом было сказано, что, идя навстречу пожеланиям учеников, исследователи надеются на эффективность "пересаживаний" в классе, которые должны привести к общему улучшению успеваемости и дисциплины. (Впоследствии этот факт был использован аналитиками социометрической методики для "обвинения" Морено в оказании психологического давления на учащихся.)
Проведя опрос (учеников попросили назвать двух-трех их товарищей, с которыми они предпочли бы сидеть рядом), исследователи составили социометрическую матрицу. Она представляла собой таблицу, в которой были три колонки: кто выбирает, кого выбирают, количество отданных выборов. Благодаря несложной обработке данных опроса были получены результаты, на основе которых педагоги и исследователи провели в классе собрание, а затем осуществили "перестановку" учащихся. Результат оказался достаточно впечатляющим: улучшилась успеваемость, снизилось (правда, не очень значительно) число нарушений дисциплины, а конфликты в коллективе стали исчезать. Это исследование получило большой резонанс в 1930-1940-х гг. и способствовало росту популярности социометрии.
Продолжением социометрии являются психодрама и социодрама, также разработанные Морено. Он создал "терапевтический" (его называют иногда социометрическим) театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группах. Социодрама — это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама — это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене, люди проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится психологически легче и комфортнее. Таким путем ученый лечил неврозы, алкоголизм, смягчал' конфликты, выявлял неформальных лидеров, оптимизировал социально-психологический климат в малой группе.
При этом следует отметить, что в социодраме принимают участие (играют) естественные группы (семья, трудовой коллектив, студенческая группа, школьный класс), в которых исполнители могут меняться местами (например, подчиненный становится начальником, дочь — матерью, или наоборот). Что касается психодрамы, то здесь создается экспериментальная группа, выступающая аналогом театральной труппы, поскольку на сцене проигрываются определенные ситуации поведения людей. Основными участниками психодрамы выступают: профессионально подготовленный психолог — ведущий (психодраматург); главное действующее лицо — "проблемный" человек, показывающий на сцене свою реальную жизненную ситуацию; аудитория — группа присутствующих людей, которые участвуют в действии, играют различные роли, обмениваясь ими с другими людьми на сцене, в том числе и с самим главным действующим лицом. Любопытно отметить, что для своего психотерапевтического театра Морено придумал специальную трехъярусную вращающуюся сцену, которая могла создать видимость реального жизненного пространства и возможности перемещения в нем основных участников психодрамы.
Изучение социальных групп в социологии
§ 3. Развитие отраслевых социологий в 1930-1940-х гг.
Военная социология
Отрасли социологии в сфере производства
§ 4. Достижения в области методологии и методики исследований. Социологическое творчество П. Лазарсфельда
§ 5. Расцвет и "болезни" эмпирической социологии
Глава 22 Развитие социологической теории: П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон
§ 1. П. Сорокин: социологические теории американского периода творчества
Жизненный путь и общая характеристика творчества