В приведенной цитате, и это наверняка заметил читатель, присутствует еще одно ключевое понятие, на основе которого у Бурдье, как отмечалось выше, создается целая теоретическая концепция, — габитус. Термин этот не нов и, как отмечает сам социолог, неоднократно использовался до него Г. Гегелем, Э. Дюркгеймом, М. Вебером и другими мыслителями. Габитус — многозначное понятие. Во-первых, под ним понимаются "системы прочных приобретенных предрасположенностей (диспозиций)"*106, которые производятся объективной структурированной социальной средой. Во-вторых, габитус — это "бесконечная способность для производства мыслей, восприятий, выражений и действий"*107. В-третьих, габитус — это "продукт истории", который "производит индивидуальные и коллективные практики -опять историю — в соответствии со схемами, порождаемыми историей"*108.
*106: {Современная социальная теория: Бурье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, С. 17-18. }
*107: {Там же. С. 20. }
*108: {Там же. С. 19. }
Что дает понятие габитуса в его социологическом истолковании? Использование этого понятия позволяет объяснить социальный мир, взятый как в его историческом, так и актуальном срезе, с точки зрения упорядоченности происходящих в нем процессов. Поскольку габитус — это система диспозиций, предрасположенностей, имеющих как индивидуальный, так и коллективный характер, постольку они как бы "накладываются" на социальные процессы, приводя их в сознании человека в порядок. Тогда габитус превращается в средство (механизм), управляющее, с одной стороны, поведением индивида, с другой — направленное на объективирование практик и упорядочение условий окружающей человека среды. Габитус создает условия для проявления свободы выбора агента и вместе с тем ограничивает его субъективные устремления путем формирования барьеров, установления пределов активности индивидов. Это значит, что габитус позволяет агенту ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на происходящие события и имеющие место ситуации.
Габитус формируется постепенно и, поэтапно, в процессе социализации личности. Вначале речь может идти о складывании первичного габитуса в семье, затем — вторичного — в процессе осуществления школьного образованием. Потом в процесс формирования личности включаются все новые структуры, и это означает появление иных форм габитуса. Число диспозиций (предрасположенностей) личности увеличивается, качество габитуса усложняется.
Роль габитуса не исчерпывается сказанным. Использование этого понятия позволяет преодолеть различие между объективизмом и субъективизмом, структурой и практикой и объединить их в анализе социальной реальности и ее восприятия, т. е. реализовать ту "синтезирующую" цель, к достижению которой постоянно стремился Бурье. С этой точки зрения представляет интерес следующее его утверждение: "Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик. В обоих случаях эти операции выражают социальную позицию, в которой он был сформирован. Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифферентированные, но они воспринимаются непосредственно как таковые только теми агентами, которые владеют кодом, схемами классификации, необходимыми для понимания их социального смысла" [Бурдье. 1994. С. 193—194].
В приведенных нами характеристиках габитуса нетрудно было обнаружить постоянно используемое Бурье понятие практики. Оно имеет, как и многие употребляемые французским социологом категории, несколько аспектов и значений. Конечно, практики — это содержание и результат деятельности агентов. При этом имеются в виду и сами социальные действия, и коммуникации, возникающие между агентами в связи с этими действиями, и социальные формы, "творимые" практиками. Но не только. Практики, как часто подчеркивал Бурдье, — это осуществление социальных структур. Последние являются главными причинами практик. Таким образом, практики реализуют своеобразное двойное структурирование социальной действительности: вначале как источник габитуса, через него — системы представлений, затем — будучи его результатом — самой структуры реальных отношений.
Выше были рассмотрены теории, выполненные в русле стремления их авторов к объединению различных, на первый взгляд не соединяемых концепций: структуры и действия, объективизма и субъективизма, структурализма и конструктивизма. Еще одной такой теорией является теория социальных изменений П. Штомпки.
§ 5. Теория социальных систем Н. Лумана
Общая характеристика творчества Н. Лумана
Теория общества как системы
Коммуникация и социальная система
Проблема человека в концепции Н. Лумана
Глава 29 Отечественная социология с рубежа 1910-1920-х гг. до начала 1930-х гг.
§ 1. Отечественная социология в 1917-1922 гг.
§ 2. Отечественная социология в 1920-1930-е гг.
Марксистская теоретическая социология в СССР