Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Теория истории народов и государств

В Древнем мире известны четыре культуры, относящиеся к У1-У вв. до н. э. Акматические фазы этносов, создавших эти культуры, изучены достаточно хорошо. Места обитания этих этносов расположены по третьей параллели, охватывая Грецию, Северную Персию, Индию и Средний Китай. Очевидно, что на этой полосе на рубеже 1Х-УШ вв. до н. э. совершился пассионарный толчок. Перечисленные регионы имеют одну общую черту - здесь возникают философские системы настолько оригинальные и логичные, что влияние их в той или иной степени ощущается и в наше время. Однако кроме общего здесь наблюдается очень много различий [35].

Дело в том, что на процесс создания этноса или суперэтноса влияют пространство и время. Пространство - это ландшафтное и этническое окружение. Ландшафтное окружение, считает Л. Гумилев, влияет на формы хозяйства, уклад этноса, определяет его возможности, перспективы, этническое окружение, дружеские или враждебные связи с соседями отражаются на характере создаваемой культуры.

Время - это фаза этногенеза и этнического окружения, определяющая варианты этнических контактов с ним. Кроме того, свойственный определенной эпохе уровень научно-технического прогресса также влияет в рамках фактора времени, позволяя заимствовать имеющиеся технические достижения при создании новой культурной традиции.

Третий компонент - энергия. В энергетическом аспекте этногенез является источником культуры, поскольку происходит за счет пассионарности. Именно эта энергия - пассионарность - и растрачивается в процессе этногенеза на создание культурных ценностей и политическую деятельность. Однако всякая энергия, и биохимическая в том числе, имеет два полюса. Такая биполярность отражается на этногенезе: поведенческая доминанта может быть направлена на усложнение системы, т. е. созидание, или на упрощение. Первая позиция - мироутверждение, вторая - мироотрицание. В первой позиции - стремление заменить дискретные системы (биоценоз) на жесткие, которые, по логике развития, превратят живое вещество в косное. Лимитом такого развития является вакуум. И наоборот, при усложнении систем возникает разнообразие, которое немедленно передается в психологическую сферу и создает искусство, поэзию, науку [35].

Итак, этническая история содержит три параметра:

o соотношение каждого этноса с его вмещающим и кормящим ландшафтом. Утрата этого соотношения непоправима: упрощаются, а вернее, искажаются и ландшафт, и культура этноса;

o вспышка и последующая утрата пассионарности; этногенез как энтропийный процесс. Диссипация биогеохимической энергии живого вещества биосферы с выбросом свободной энергии;

o выделение из этноса отдельных персон и консорций, изменяющих стереотип поведения и отношение к природной среде на обратное. Идеал, формирующий поведенческую доминанту, меняет знак (система либо усложняется, либо упрощается). Только в этом, последнем параметре решающую роль играет свободная воля человека.

В эти три формулы вмещается вся теория, необходимая для того, чтобы объяснить, почему история народов и государств развивается не прямо по пути прогресса, а зигзагами и частыми обрывами в никуда [35].

Возраст этноса

Начальную точку отсчета - сам пассионарный толчок, или микромутацию, - трудно датировать, так как современники ее не замечают. Но толчок - не единственная опорная точка хронологизации этногенеза. Наиболее ярким, впечатляющим событием является момент рождения этноса как новой системной целостности с оригинальным стереотипом поведения. С этим событием часто связано появление нового этнонима, т. е. самоназвания этноса [33].

Сопоставляя момент рождения этноса и дату толчка, в известных случаях можно определить длительность инкубационного периода этногенеза - 130-160 лет. Можно также отсчитать возраст этноса не только от начала толчка, но и от любого яркого и легко диагностируемого периода, например от фазы надлома: ее начала или конца. Надлом - фаза выразительная и не заметить ее трудно. Пассионарное напряжение этнической системы вдруг начинает стихийно снижаться. Происходит это очень просто: убийство наиболее выдающихся деятелей. Сначала гибнут политики, затем идеологи: поэты и ученые, потом толковые администраторы и, наконец, трудящиеся - приверженцы вождей [35].

Этногенез как универсальный механизм

Наблюдаемая в природных процессах вспышка энергии с последующей ее растратой представляет собой универсальный механизм взаимодействия системы и среды. Эта универсальность в географии описывается как движение на популяционном уровне. Иными словами, и на биосферном уровне развитие происходит не эволюционно, а дискретными переходами - от равновесия к равновесию и обратно. Возникающая структура всегда ведет себя иначе, нежели прежняя, уже растратившая первоначальный импульс и близкая к равновесию со средой. Значит, импульс - начало процесса диссипации, ведущего систему к неизбежному распаду [35].

Л. Гумилев считает, что цикличность в биосферных процессах (видообразование) в этногенезе наблюдается не всегда. Обсуждаемый тип взаимодействия больше отвечает не циклу (повторению), а инерции эксцесса, при котором изменение потенциала описывается сложной кривой подъемов, спадов и зигзагов типа волны. В этом случае отличие заключается лишь в продолжительности процесса, а этногенезы длятся 1100-1500 лет, если их не нарушают экзогенные воздействия (например, геноцид или эпидемия). Биоценозы, как и этносы, возникают внезапно, образуют экосистемы и медленно рассеивают биогеохимическую энергию живого вещества. Вот почему большинства этносов, живших и творивших в исторический период, уже не существует. Этносистемы распались на части, т. е. на отдельных людей, которые затем интегрировались в новые системы в обновленных ландшафтах с новыми традициями.

Этническая система отсчета лежит в ритме (частоте колебаний) биополя. Многообразие ритмов очень велико, и каждый из них соответствует особому этносу, возникает и исчезает в историческом времени и, являясь природным феноменом, формирует стереотип поведения этноса, или этнопсихологию [35].

Резюме

Таким образом, одним из условий устойчивости любого этноса является сложность его структуры, что обеспечивается выделением различных субобразований, в том числе сословий, выполняющих специфические социальные функции в процессе исторического становления и функционирования этноса.

Этносы, как и все "живые системы", в основе своей энергетические. Получив единый биогеохимический заряд энергии и растратив его, этнос поступательно проходит стадии возникновения, расцвета и распада. При этом рождение и становление этносов Л. Гумилев связывает с психологическими принципами комплиментарности (симпатии-антипатии) и особым свойством характера людей - пассионарностью. Механизм этих процессов таков: энергетический "взрыв" пассионарности создает у многих людей, обитающих на охваченной этим "взрывом" территории, особый нервно-психический настрой, который является выраженным поведенческим признаком и обнаруживается в той или иной сфере человеческой деятельности (духовной, политической, экономической). Возникший признак связан с повышенной активностью, но ее характер определяется конкретным историческим временем.

Психологическая классификация Л. Гумилева в общепринятом сегодня прочтении показывает, что Рациональности (рассудочности) противостоит Иррациональность (нечто бессознательное, лежащее за пределами досягаемости разума), наличие которой в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые смыслы, идеи, творения. Инстинктам же противостоит Воля, преобразующая смутное влечение в осознанную целенаправленную деятельность. Отсюда все разнообразие человеческих индивидуумов и поведенческих стратегий этносов.

Л. Гумилев вслед за Платоном, Дж. Вико, X. Ортегой-и-Гассетом и другими исследователями также выделяет в каждом этносе три основные группы, которые определяет как пассионарные, гармоничные и субпассионарные. Последовательное утрачивание этими группами лидирующих в обществе позиций ведет к смене исторических фаз в жизни этносов, что проявляется в замене ведущих ценностей, форм правления, типов культур и других важнейших характеристик общества как социальной целостности.

Возраст этноса
Этногенез как универсальный механизм
Резюме
1.7. Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Ценность как основа культуры
Типология культуры
Социокультурные циклы
Виды социокультурных систем
Резюме
1.8. Социальная философия истории К.Ясперса
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru