Возникновение культуры территориально охватывает, по расчетам К. Ясперса, лишь узкую полоску длиной около четверти, шириной - меньше 1/12 всей земной поверхности, от Атлантического до Тихоокеанского побережья, от Европы через Северную Африку, Переднюю Азию до Индии и Китая. В виде схемы историю в узком смысле К. Ясперс представляет следующим образом.
Из темных глубин доистории, длящейся сотни тысячелетий, из десятков тысячелетий существования подобных нам людей в тысячелетия, предшествующие нашей эре, в Месопотамии, Египте, в долине Инда и Хуанхэ возникают великие культуры древности. В них самих или в орбите их влияния в осевое время, с 800 по 200 г. до н. э., формируется духовная основа человечества, независимо друг от друга в трех различных местах - в Европе с ее поляризацией Востока и Запада, в Индии и Китае. На Западе, в Европе, в конце средних веков возникает современная наука, а за ней с конца ХУШ в. следует век техники. Это первое после осевого времени действительно новое свершение духовного и материального характера.
Сегодняшний мир с его сверхдержавами все настойчивее требует политического объединения, будь то насильственное объединение в рамках деспотической мировой империи, или объединение в рамках правового устройства мира в результате соглашения.
Человек, таким образом, четыре раза как бы отправляется от новой основы:
o от доистории - едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), когда он только становится человеком;
o от возникновения великих культур древности;
o от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру;
o от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе.
Более убедительной, предвосхищающей будущее, можно считать следующую схему. В доступной нам человеческой истории есть как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет через образования, которые окажутся аналогичными организациям и свершениям великих культур древности, к новому, еще далекому и невидимому, второму осевому времени, к подлинному становлению человека [134].
Наша история совершается между истоками и целью, которые взаимосвязаны: истоки - в "сознании человека", цель - в "вечном царстве душ". Для иллюстрации К. Ясперс предлагает обратиться к простой схеме мировой истории (рис. 1.7) [134].
Рис. 1.7. Единый мир человечества на Земном шаре (по К. Ясперсу)
Классификация народов
Осевое время служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Глубочайшее разделение народов определяется тем, как они относятся к великому прорыву осевого времени. К. Ясперс различает такие народы [134]:
o Осевые. Эти народы, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К таким народам относятся китайцы, индийцы, иранцы, иудеи и греки.
o Не знавшие прорыва. Ряд народов великих культур древности, существовавших до прорыва в осевое время и даже одновременно с ним, не были им затронуты и несмотря на одновременность остались внутренне чужды ему. Эти народы, будучи во внешнем существовании подчинены новым силам, утратили и внутреннюю культуру, которая в каждом отдельном случае перерождалась: в Месопотамии - в персидскую, а затем в ислам, в Египте - в римскую и христианскую, позже также в ислам.
o Последующие. Все народы делятся на тех, основой формирования которых был мир, возникший в результате прорыва, и тех, кто остался в стороне. Первые народы исторические, вторые - первобытные.
Типы людей
В истории наряду со стремлением к насилию всегда присутствовала и готовность к отречению, компромиссу, взаимным жертвам, самоограничению силы не только из соображений выгоды, но и вследствие признания правовых норм. Чаще всего эта позиция свойственна людям аристократического склада, обладающим чувством меры, внутренней культурой, в меньшей степени - среднему типу людей, которые всегда считают, что они правы, а все остальные неправы; полностью это отсутствует у тех, кто решает споры насильственно - они вообще не способны прийти к какому-либо соглашению и предпочитают наносить удары [134].
Единство мира и пути его развития
Создав возможность немыслимой прежде скорости сообщения, техника привела к глобальному единению. Началась история единого человечества; политическое единство планеты является только вопросом времени. Путь развития идей - от национальных государств через крупные континентальные сферы влияния к мировой империи или к мировому порядку. Этот путь прокладывает, с одной стороны, всегда действующая в истории воля к власти, преследующая цель создать наибольшую мировую империю; с другой стороны - стремление к миру, к такому мироустройству, где жизнь людей свободна от страха [134].
Мировая империя создает мир на Земле посредством одной-единственной власти, подчиняющей себе всех из какого-либо одного центра. Эта власть держится на насилии.
Мировой порядок есть единство без единой власти, за исключением случаев, когда она утверждается по договоренности и в силу общего решения. Установленный порядок может быть изменен только законодательно. Порабощению всех из единого центра противостоит принимаемое всеми устройство, возникающее вследствие отказа каждого от абсолютного суверенитета. Поэтому путь к мировому порядку идет через самоограничение тех, кто обладает могуществом, и это самоограничение является условием свободы всех. Результатом этого было бы не мировое государство (которое было бы мировой империей), а постоянно восстанавливающаяся посредством обсуждения и принятия решений организация государств, в ограниченных сферах пользующихся самоуправлением, другими словами, результатом был бы глобальный федерализм [134].
Резюме
Таким образом, К. Ясперс различает во всемирной истории человечества два основных типа глобальных исторических времен - духовные (великие культуры древности У-Ш тыс. до н. э. и так называемое осевое время между 800 и 200 г. до н. э.) и материальные, научно-технические (две "прометеевские эпохи" - одна в доистории, другая - современная, начавшаяся с ХVШ в.). Причиной возникновения великих культур древности (первого духовного времени) К. Ясперс считает смену матриархата (древних культур оседлых скотоводов) патриархатом (культурой кочевых народов, народов-завоевателей) в результате длительной борьбы этих двух глобальных типов культуры (вечная борьба мужского и женского начал).
Современная эпоха характеризуется развитием науки и техники, т. е. рациональностью, преобладанием Разума и Материи над Иррациональностью, Интуицией и Духом, что свойственно духовным временам. Такие перемены происходили в обозримой истории человечества всего четыре раза и указывают на периодическую смену (по маятниковому типу) глобальной ориентации человечества с внутреннего мира (оседлые скотоводы матриархальной культуры) на внешний мир, его подчинение и преобразование (народы-завоеватели патриархальной культуры), а также иррационального начала духовного времени рациональным началом времени материального.
Кроме того, К. Ясперс вслед за другими исследователями классифицирует людей на три основных типа, в общих чертах соответствующих платоновским началам ("золотому", "серебряному" и "медно-железному") и основным психическим сферам (познавательной, волевой и эмоционально-сенсорной).
Единство мира и пути его развития
Резюме
1.9. Исторические циклы и ритмы: обобщающие выводы
Цикличность с точки зрения системного подхода
Основные типы социальных циклов
Модели цикличности
Многообразие циклов
Этические проблемы изучения цикличности
Раздел 2. История как линейное и нелинейное развитие