Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Маятниковые макроциклы

Схема мировой истории в ее наиболее общем виде с точки зрения системно-циклического подхода может быть представлена в виде исторических макро-, мезо- и микроциклов, различающихся социальным масштабом и временной протяженностью.

ИСторические макроциклы

Маятниковые макроциклы

На уровне человечества и его истории существуют определенные макроциклы огромной продолжительности, суть которых состоит в попеременном преобладании общей ориентации либо на внешний (освоение окружающей среды), либо на внутренний (самопознание) мир. Причем оба вида направленности априори существуют в человечестве как едином социальном целом одновременно, но преобладание одного из них придает специфическое своеобразие определенной исторической эпохе. Возможным примером глобальной смены таких ориентаций может служить замена матриархата (преимущественно интровертированной направленности) патриархатом (преимущественно экстравертированной направленности). Когда исчерпается потенциал направленности человечества на внешний мир, на его освоение и подчинение, возможно, произойдет обратная смена ориентации (социальный цикл, действующий по типу "маятника"). Примером этого социального цикла может служить смена "ян" (мужского) и "инь" (женского) начал в древнекитайской философии или аполлонийского и дионисиевского начал в древнегреческой мифологии.

По мнению К. Юнга, "для нашей современной культуры экстравертированная установка в принципе служит основанием для человеческих отношений; интровертированный принцип, конечно, имеет место, но считается исключением и апеллирует к терпимости современников" [131].

К историческим макроциклам относится также смена других фундаментальных ориентаций человечества: рационализм (материальность и рассудочность) - иррационализм (духовность и восприимчивость). В качестве иллюстрации такого макроцикла можно привести следующее наблюдение российского профессора К. Гаджиева: "Позволю себе привести следующую аналогию. Как установлено современной наукой, головной мозг человека состоит из двух симметричных полушарий, различающихся по своим функциям. Если левое полушарие связано с рациональным, логическим мышлением и вербализацией, то правое полушарие функционирует на бессознательном уровне и связано с интуитивной творческой деятельностью. Учитывая эти особенности, современные исследователи пришли к выводу, что с деятельностью левого полушария связаны индустриализм, стремление к достижениям вовне, индивидуализм, самоконтроль, механизм и т. д. Правое же полушарие имеет дело преимущественно с постиндустриализмом, самоактуализацией, самовыражением, чувством взаимозависимости и гармонии человека с окружающей природой и т. д. Западное общество в большей мере ориентировано преимущественно на левое полушарие, т. е. на рационально-логическую деятельность, в то время как восточное общество - на правое, т. е. на интуитивное и иррациональное начало.

Очевидно, что для нормального функционирования мозг нуждается в обоих полушариях, которые, в свою очередь, также нуждаются друг в друге и дополняют друг друга. Очевидно и то, что всепланетарная цивилизация не может приобрести жизнеспособность и новую динамичность, основываясь лишь на одном из этих двух начал... Другими словами, синтез Запада и Востока может выравнивать в правах и по статусу рационализм и веру, научный анализ и интуицию" [29].

К макроциклам такого порядка кроме ритмического преобладания систем то Восточного, то Западного полушария (а в другие эпохи Северного и Южного) можно отнести циклы "прометеевских" (рационально-материальных) и "осевых" (иррационально-духовных) исторических эпох, выделенных К. Ясперсом. Чтобы определить временные масштабы таких макроциклов, достаточно напомнить, что фиксируемая смена "прометеевских" и "осевых" эпох происходила в обозримой истории человечества всего два раза ("прометеевские", материально-технические эпохи - первый раз еще на этапе доистории и второй раз в XVIII в. уже нашей эры; "осевые", религиозно-философские эпохи - первый раз в период VIII тысячелетия и второй раз между 800 и 200 г. до н. э.). Следовательно, указанный социальный макроцикл также действует по типу "маятника".

Кругообразные и спиралевидные макроциклы

Кроме "маятниковых" социальных циклов, действующих, однако, каждый раз на качественно ином уровне, существуют и другие социальные циклы, отображающие, на наш взгляд, ритмическую смену основных функций (начал) общечеловеческой социопсихической деятельности (как ее сознательной, так и бессознательной сферы). К таким циклам, также имеющим огромную временную протяженность, можно отнести четыре периода манвантары Древней Индии (Крита-, Трита-, Двапара- и Кали-юга), последний из которых предположительно начался более шести тысяч лет назад, а его продолжительность, согласно древним источникам, исчисляется в 432 тыс. лет и свидетельствует о все большем нарастании материализации от одного периода к другому. По нашему мнению, смена этих четырех периодов характеризует поэтапную смену основных макропсихических начал: от интуитивно-духовного к грубосенсорному и инстинктивному.

Это также Золотой (интуитивно-духовный), Серебряный (эмоционально-волевой), Медный (рационально-материальный) и Железный (сенсорно-инстинктивный) века греко-латинской античности, имеющие тысячелетнее времяисчисление. Это и суперсистемы социокультурной динамики П. Сорокина - "умозрительная" (религиозно-духовная), "идеалистическая" (идеально-эмоциональная) и "чувственная" (материально-сенсорная) суперсистемы основных культур западной цивилизации. Это также различные типы времен Дж. Вико - религиозные (интуитивно-духовные), героические, или поэтические (эмоционально-волевые), и гражданские (рационально-сенсорные).

По мнению авторов этих концепций, в частности П. Сорокина, каждая историческая эпоха преходяща - "рано или поздно ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает такой момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого, хотя такие изменения очень редки: в течение трех тысячелетий греко-римской и западной истории это случилось только четыре раза. Таков масштаб сегодняшнего кризиса" [101; 134].

При этом все типы культур, отражающие основные социопсихические функции человечества, в каждый определенный исторический период присутствуют одновременно, но одна из них, как правило, преобладает, что и определяет своеобразие той или иной исторической эпохи.

Социальные макроциклы этого уровня действуют, видимо, по типу "круга" или " спирали", когда следующий виток социокультурных изменений происходит на качественно ином уровне, но уже имевшем место в прошлом развитии.

К макроциклам рассматриваемого уровня относятся, на наш взгляд, и исторические циклы относительного доминирования человеческих рас, когда на смену сенсорно-эмоциональному началу экваториальной расы приходит утилитарно-волевое монголоидной и рационально-познавательное европеоидной рас.

При этом относительное доминирование того или иного начала на определенном историческом этапе развития человечества указывает не на превосходство той или иной расы, а на более полное соответствие одной из ведущих общечеловеческих функций конкретной исторической эпохе. Настоящая эпоха, по нашему мнению, соответствует рационально-познавательному началу и доминированию белой расы, которое может смениться сенсорным, грубоматериальным началом или вновь интуитивно-духовным и относительным доминированием новой расы исходя из синергетического принципа альтернативности исторических путей развития человечества.

Резюме

Таким образом, исторические макроциклы отражают глобальную смену эпох и времен в развитии человечества и определяют:

o смену общечеловеческой ориентации либо на познание, подчинение и изменение окружающего мира, либо на его сохранение, самопознание и самосовершенствование (попеременное доминирование экстра- и интровертированной направленности, ян и инь, мужского и женского начал, а также материального и идеального, рационального и иррационального начал), что выражается в возникновении то религиозно-философских, то научно-технических эпох, в доминировании то женской, то мужской половины, преобладании во всепланетарной социальной жизни то одного, то другого земного полушария (маятниковые макроциклы);

o смену основных исторических времен в развитии человечества - интуитивно-духовных, эмоционально-героических, рассудочно-гражданских и сенсорно-потребительских, что выражается в попеременном доминировании основных человеческих рас, поступательной смене основных исторических периодов (Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время) и великих культур цивилизации, которые условно можно также подразделить на четыре типа - духовную, политическую, экономическую и потребительскую культуры, что отражает процесс нарастания материализации от одного исторического времени к другому (Дух - Душа - Разум - Тело). Указанные исторические макроциклы относятся к кругообразному и спиралевидному типу;

o ритмичность функционирования, воспроизводства человечества как глобальной социальной системы, отражающая столкновение противоположных начал исторического движения: социальный процесс, имеющий определенную направленность, периодически вытесняется симметричным ему процессом с противоположной направленностью, что обеспечивает стабильность функционирования человеческого сообщества и его составляющих. Кругообразные исторические макроциклы в отличие от социального маятника определяют движение в одном направлении и действуют в социальном пространстве всего человечества. Это движение имеет определенную цель, а ее достижение служит своеобразным рубежом, от которого начинается новый виток движения человечества в сторону все той же определенной и до конца неосознаваемой цели. Таким образом, кругообразные и маятниковые исторические макроциклы представляют собой два последовательных способа циркулирования элементов и процессов глобальной социальной системы - всего человечества, его стабильного функционирования и воспроизводства как единого социального целого;

o ритмичность развития, поступательного изменения глобальной социальной системы, отображающейся в другой паре социальных циклов - спирали и волне. Спиралевидные исторические макроциклы представляют собой квазикруговое, винтообразное движение основных составляющих человечества, "вытягивающее" глобальную социальную систему к новому состоянию. Таковы, на наш взгляд, циклы основных культур, основных человеческих рас, основных исторических времен.

Кругообразные и спиралевидные макроциклы
Резюме
3.3. Исторические мезоциклы
Мезоциклы правления
Мезоциклы культуры
Религиозные мезоциклы
Мезоциклы материальной культуры
Мезоциклы этносов
Резюме
3.4. Исторические микроциклы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru