Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Жизнь организаций

К рассматриваемому уровню социально-исторических циклов относятся инновационный процесс, управленческий цикл, экономические циклы Н. Кондратьева, циклы солнечной активности А. Чижевского, образовательный цикл и др. Например, управленческий цикл содержит четыре ритмически повторяющиеся функции: планирование, организация, мотивация и контроль, которые охватывают все виды управленческой деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Жизнь организаций

Закономерности жизнедеятельности организации как социального целого рассматриваются в рамках теории организации, которая отражает наиболее общие законы формирования и функционирования организационных структур [75]. При этом под организацией понимают наиболее устойчивые составляющие системы, представляющие ее структуру. В социотехнических системах (например, предприятие) как элементы, относящиеся к организации, следует рассматривать всю сферу взаимоотношений людей и характер их взаимосвязи. Организация производства строится на системе производственных отношений, иерархической связанности отдельных работников и коллективов, в частности иерархическом подчинении, на системе прав, ответственности и обязанностей. При этом организация порождает определенные механизмы, направляющие деятельность ее участников по тем или иным каналам, например механизм выдвижения и расстановки персонала управления [75].

Исследования жизненного цикла предприятий позволили сделать следующие выводы. Предприятия стареют, как и живые существа, что проявляется в снижении их восприимчивости и превращении их в закрытую систему (социальный цикл типа "затухающей" волны); полностью закрытая система, т. е. система, которая не может интегрировать новую информацию, становится застывшей, а следовательно, мертвой. Роль руководства предприятия состоит, с одной стороны, в поддержании системы в состоянии открытости, с другой - в ориентации ресурсов организации на инновации (также имеющие циклический характер), способные обеспечить выживание предприятия [125].

В любой организации происходит борьба сил, заинтересованных в повышении эффективности ее деятельности и в ее выживании (маятниковый социальный цикл). В первые годы создания организации эффективность ее работы играет преобладающую роль, но рано или поздно в организации наступает период, когда с наибольшей силой проявляются антагонистические интересы различных групп внутри и вне предприятия. Акционеры выступают за глубокие преобразования, которые позволили бы повысить рентабельность. Персонал, видящий в преобразованиях угрозу своему положению, стремится блокировать любые глубокие изменения. Примером такого структурного "срыва" является покупка предприятия рабочими. В соответствии с этой моделью каждая организация стремится именно к "срыву", а не к максимизации эффективности. Но эту тенденцию можно преодолеть, если руководству удастся противостоять таким деструктивным силам с помощью организационных инноваций, слияний и приобретений [125].

Особое место в развитии организаций принадлежит специальному классу социальных механизмов, играющих важную роль в эволюции любых организационных структур, - механизму формирования элитных групп управления [47; 75]. Различают две основные модели формирования таких групп [47]:

o "претендент-рекомендатель" (суждение о пригодности претендента выносится лидером или группой лиц, уже принадлежащих к элите. При этом элита деградирует, когда лучшие в ней удаляются первыми, а худшие чаще, чем лучшие,

выступают рекомендателями. Наиболее эффективный механизм "самоочищения" основан на процедуре "прополки": периодическом обязательном удалении из организации худших работников и замещении их лучшими претендентами);

o "делегирования", когда в элитную группу лучших работников отбираются кандидаты, не входящие в нее. Эта модель по сути близка к системе парламентского представительства, где главную роль играет общественное мнение. Однако для эффективного функционирования этой модели также необходима ритмически повторяющаяся "прополка".

Как видим, обе модели относятся к спиралевидным социальным циклам.

Внешнефакторные циклы
Экономические циклы
Резюме
3.5. Основания социальной модернизации в современных условиях
Ценности как регуляторы человеческой деятельности
Базовые ценности общества
Изобилие
Справедливость
Добро
Красота
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru