Как познать диалектику природного и социального в онтогенезе человека, индивидуального и общего в его сущности? Как понять происхождение и формирование базовых ценностей как высших регуляторов человеческой деятельности у отдельного индивида и общества в целом? Здесь, на наш взгляд, мог бы быть полезен метод, связанный с основными причинами, описанными еще Аристотелем2.
Первая причина - материальная (causa materialis) - характеризует исходное психофизиологическое многообразие человека - задатки, потенции речи, интеллекта, характера, чувств, - включающее в себя и всеобщее, и индивидуальное. Это и та исходная природная и социальная среда, в которой рождается новый человек [57].
Вторая причина - формальная (causa formalis), сообщающая образ материалу. Она раскрывает влияние изменяющейся микро- и макросреды обитания и самоформирования человека в процессах воспитания, образования, в общении, в трудовой, творческой и игровой деятельности.
Третья причина - целевая (causa finalis) - указывает на цель, определяющую материал, форму, все существо человека. Целью является и природа как исход и важнейшая часть ноосферы, и общество - весь мир человеческого обитания.
Рис. 3.4. Взаимоотношение основных психических функций (процессов), базовых ценностей и исторических эпох: 1 - основные психические функции (процессы); 2 - базовые ценности; 3 - формы правления; 4 - типы культур (по П. Сорокину); 5 - типы исторических времен (по Дж. Вико); 6 - типы метаисторических периодов; 7 - основные сословия; 8 - типы исторических эпох (по К. Ясперсу)
Последняя причина - действующая (causa efficiens), созидающая человека. В тоталитарном обществе такой причиной чаще всего оказывается государство, распределяющее в основном материальные блага.
В других же случаях это может быть и Вера (Истина), и Красота, и Добро, осознанное или неосознанное личное понимание смысла жизни и социальной истории.
Все причины органично взаимосвязаны и вместе воздействуют на формирование человека как члена общества, его индивидуальных способностей, социальных чувств, социального характера, жизненных целей и базовых ценностей [57].
Философское исследование природы ценностей называют аксиологией (от греч. axia - ценность), которая предстает как попытка решить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей проблеме ценности. Современная философия исходит из того, что эти вопросы (смысл жизни и истории, направленность и основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности и др.) не вполне поддаются научному анализу [111]. Проблема ценности тем самым приобретает характер разгадки фундаментальных вопросов общественного бытия и является своеобразным способом видения мира.
Аксиология представлена теориями ценности трех видов. Одни теории трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Сторонники других теорий рассматривают ценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам. Теории третьего направления трактуют ценности как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом. Истина, видимо, содержится в каждом из этих подходов и в их многообразной совокупности.
Резюме
Таким образом, высшими регуляторами человеческой деятельности являются базовые ценности, представляющие собой специфически социальные определения объектов окружающего мира и выявляющие их фундаментальное значение для человека и общества. По отношению к человеку ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений различных отношений человека к окружающим предметам и социальным явлениям1.
Формирование ценностей как высших регуляторов человеческой деятельности основывается на природных задатках человека, процессах воспитания и образования, игровой и трудовой деятельности, общения и творчества, его социальном окружении и индивидуальном жизненном опыте, а также на осознанном или неосознанном понимании смысла социальной жизни и истории в целом.
Смена исторических эпох и времен, великих культур и общественных формаций обусловлена сменой базовых человеческих ценностей - Истины (Веры, Знания), Красоты (Судьбы), Добра (Блага), Справедливости (Равенства), Изобилия (Свободы). Смена ценностей (хотя все они присутствуют одновременно в каждом обществе на каждом этапе его функционирования и развития) отражается на всех сферах социальной жизни - духовной, политической, экономической, что выражается в появлении мировых религий, преобладающих форм социального управления, новых способов и форм материального производства, соответствующих типов культуры и т. д.
Изучение ценностных ориентаций членов общества, выявление доминирующих в обществе базовых ценностей, знание объективных закономерностей общественного развития позволяют осуществлять адекватное социальное управление в конкретных исторических условиях и в конкретной социальной общности.
Заключение
Основные выводы
Основные тенденции социального развития
Список использованной литературы
Часть II. Теория социального управления
Предисловие
Введение
Определение понятий
Управление