Власть представляет собой форму социальных отношений, характеризующуюся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) [52]. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
Наиболее важным видом власти является политическая власть, т. е. реальная способность определенной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, административные акты и правовые нормы.
Один из видов власти - государственная власть - доминирует в обществе и является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и другими косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата.
Система власти всегда основана на отношениях субординации, т. е. многоуровневого подчинения, иерархии [52].
Господство
Господство - это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает разделение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя не всегда приобретает его характеристики [52].
Соотношение понятий власти и управления
В большей части научной литературы по управлению термины "управление", "администрирование" и "руководство" употребляются как синонимы [56]. Однако на практике в понятие "управление" вкладывается в основном смысл технологической организации объекта управления, т. е. оперативного управления, руководство же - это прежде всего управление людьми, а администрирование - административное управление, основная функция которого состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, различают две функции - административную, т. е. функцию по разработке политики, и оперативную, собственно управленческую, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми [23; 56].
Административное управление - это область управления, занимающаяся целями, функциями и проблемами организационных компонентов как единого целого. Это определение охватывает ее структурные единицы от государства в целом до малого предприятия. Оперативное руководство нацелено главным образом на управление процессом по осуществлению намеченного. Оно связано с решением текущих задач, возникающих при осуществлении запланированных работ, проектов или мероприятий. Чем выше ранг должностного лица, тем большей административной властью он обладает, тем в большей степени влияет на формирование определенной политики, в то время как большая часть времени руководителя низшего ранга уходит на оперативное руководство [56].
Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и политика нераздельны и взаимообусловлены [76]. Значение понятия "власть" появилось как перенос понятий уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или учреждения. Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной [76]. По сути она подобна авторитету - одной из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечиваются контроль за действиями людей и их согласование как в общих, так и в индивидуальных интересах.
Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противопоставлять их. Поэтому понятие "власть", как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, обществом и его частями, т. е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и
волей, способностью к руководящей деятельности. "Поле власти" при этом может быть как предельно малым (личность самого человека, власть отца, например), так и предельно большим (например, государственная власть), а также выходящим за рамки государственно-территориального пространства (например, власть идеологий, религий, политических явлений и т. д.). Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств ("полей") власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов [76].
Власть имеет единый принцип деятельности - командование в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т. п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоциональных воздействиях власть существует в двух основных формах - реальной и потенциальной, что сближает ее с понятием "лидерство". Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти конкретизируются во множестве видов управленческой деятельности [76]: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании организации, разработке ее структуры и т. д.
Таким образом, в отношениях понятий "власть" и "управление" прослеживаются определенная соподчиненность и взаимозависимость: власть предполагает управление объектом, а управление - осуществление над ним власти. Иными словами, понятие "власть" первично по отношению к понятию "управление", поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, технические исполнители, некоторые функциональные руководители) имеет реальную власть, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.
Раздел 4. Расы. Народы. Культуры
4.1. Расы человека: пути образования и основные различия
Типология человека
Классификация рас
Большие человеческие расы
Происхождение рас
Резюме
4.2. Происхождение народов
Этносы в современном мире