Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Общество как биосоциальный феномен

Как правило, проблемы социального управления посредством синтеза методов естественных и организационно-технических наук анализируются в русле социобиологического, кибернетического и синергетического подходов, с помощью которых определяют универсальные закономерности в поведении различных систем.

Общество как биосоциальный феномен

Человеческое сообщество - предельно сложный объект, вершина филогенетической пирамиды эволюции современного мира, поэтому он требует поиска как уникальных, так и универсальных путей в моделировании социальных процессов развития и управления1.

Общество является биосоциальным феноменом, развивающимся во времени и в пространстве по биологическим, психологическим и социальным законам. При этом процесс увеличения социосистемы обусловливает в ней и эволюционные изменения [55]. Развитие социума представляет собой усложнение системы и цепь закономерных переходов от сугубо биологической формы существования (к сфере действия которой отчасти относятся "присваивающая экономика" и политическое лидерство) через ее производственно-хозяйственную собственно экономическую фазу к духовной сфере социальной жизни.

Социальные системы развиваются по вполне определенным универсальным, но не детерминированным законам. При этом социумам, развивающимся во времени и в пространстве, присущи черты генотип-фенотипных отношений, хорошо изученные биологией и другими естественными науками. Эволюция социальной системы представляется как каскад постоянных изменений (бифуркаций по синергетической2 терминологии) и сопровождается структурообразованием, увеличением асимметрии, метаболизма социальных процессов, диверсификацией и иерархической перестройкой. За порогом достаточной сложности, все больше удаляясь от равновесия, социальные системы приобретают потенциал к "творческой эволюции" - самоорганизации [55].

Гено - и фенотипы социальной системы

Эволюцию общества можно рассматривать посредством выделения фенотипа3 (представленного на макроуровне, доступном для наблюдения) и генотипа1 (представленного на латентном микроуровне) социального организма [55]. Общее для всех социумов филогенетическое развитие определяется прежде всего их базовыми формами социальной активности (политическая, экономическая и духовная деятельность), которые, в свою очередь, обусловливаются потребностями членов социума.

Некоторые индивидуальные потребности (табл. 4.5) генетически жестко зафиксированы (инстинкты), что позволяет раскрыть потенции одновременно индивида и общества через первообразы человеческой психики, архетипы коллективного бессознательного, введенные в научный обиход К. Юнгом. Именно архетипы могут быть своеобразными генами социального организма как целого, особенно его духовной сферы. Если обычные гены ответственны в большей степени за выживание человека как биологического существа, то архетипы - за его выживание как социального существа, духовной целостности социума. Архетипы являются базисными идеями духовной жизни общества, основой формирования и развития его базовых ценностей. Общество, таким образом, движется навстречу Истине, которая лишь слегка приоткрыта, заложена в архетипе, нашем коллективном бессознательном. Иными словами, истинное содержание архетипов является циклически изменяющимися целями всего социального развития [55].

В целом для общества индивидуально-генный механизм является детерминистическим, консервативным относительно будущего. Одновременно архетипный механизм играет флуктуационную роль: неожиданные прорывы в будущее через возмущения, которые вносят отдельные индивиды - члены социума. Этот же механизм выполняет функции отбора "ложных" путей социального развития, которые небезопасны для движения общества. Возможно, важнейшая роль элиты в обществе связана именно с объединением как генетических, так и архетипных механизмов в социогенезе, что обеспечивает естественный отбор наиболее приспособленных и наиболее ментально развитых членов социума (например, родовая аристократия, потомственная интеллигенция) [55].

Таким образом, гены - это информация из исторического прошлого, а архетипы - это "культура впереди нас". В интерпретации М. Вебером и К. Юнгом смены мировых религиозно-этических систем можно найти тому подтверждение. Иными словами, главная роль архетипов состоит в обучении социальному будущему.

Третья необходимая составляющая социальной системы (наряду с генотипным и архетипным механизмами) - общественное разделение труда, обеспечивающее материальный план социума. Неравнозначные и неоднородные способности людей, как известно, приводят к начальному разделению труда в обществе. Последнее с необходимостью требует обмена результатами этого труда. Обменные связи развиваются вследствие различных нововведений, происходящих в процессе взаимодействия фенотипных (внешних) структур с генотипными (внутренними) структурами социума [55].

Гено - и фенотипы социальной системы
Базовые составляющие биосоциального феномена
Процессы самоорганизации социальных систем
Организация социальных систем
Дезорганизация как свойство социальных систем
Модели социального развития
Основы социального прогнозирования
Этапы прогнозирования
Резюме
Раздел 5. Социальные законы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru