Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Община и общество

Среди множества стремлений человека самым сильным является стремление к власти и славе.

Б. Рассел

5.1. Общество и его изучение

Общество1 (буквально социальность, социальное) может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле - структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т. п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т. п.) этой устойчивой целостности. Общество - важнейшая, основополагающая категория социальной философии и теоретической социологии [89].

Два подхода к изучению общества

На протяжении длительного периода в социальной мысли общество практически отождествлялось с государством. Соответствующие различия не проводились ни в античности, ни в Средние века. Исходная трактовка общества в социальной философии Нового времени - концепция естественного состояния, которое Т. Гоббс1 определил как антиобщественную войну всех против всех по причинам: "абсолютной свободы", изначально присущей каждому; равенства как способности взаимного нанесения равного ущерба; "естественного" желания зла друг другу. Спасение от этого состояния - мирный общественный договор, т. е. взаимный отказ граждан от посягательств на свободу, собственность и жизнь друг друга. Гарант его соблюдения - государство.

В отличие от Т. Гоббса А. Шефтсбери1 настаивает, что человек по природе - существо общественное, и общество для него неизбежно и естественно. Таким образом, с конца XVII в. вырисовывается конфронтация двух подходов: общество рассматривается, с одной стороны, как искусственное образование, диссонирующее с естественными склонностями людей, с другой - как развитие и выражение прирожденных влечений и чувств человека, являющихся по сути общественными [89].

Община и общество

В XIX в. понятие "общество" постепенно наполняется новым содержанием, призванным более активно отразить природу социальности и рационально истолковать дихотомию гипотетического естественного состояния и состояния общественно-договорного. Так, в концепции Ф. Тенниса , разделившего понятия "общество" и "община" (сообщество), речь идет о возникновении любой социальной целостности всякий раз только из взаимоотношений индивидов, определяемых их сознательной волей. Согласно Ф. Теннису, схема исторического развития общества (в широком смысле) включает развитие от состояния с преобладанием отношений типа "общины" к состоянию с преобладанием отношений типа "общество". Сначала семья, соседские, дружеские отношения, которые естественны и органичны, затем социальная структура с преобладанием общества (в узком смысле) [89].

Общество как система

Э. Дюркгейм рассматривает общество как всеохватывающую реальность, обладающую самоценностью и определяющую остальные ценности. При этом решающим моментом в развитии общества является разделение труда, которое представляет собой выражение общественной солидарности высшего типа [89].

В центре теории Т. Парсонса стоит понятие общей системы действия, одной из подсистем которой является социальная система, а общество представляет собой особый вид социальной системы. В этом качестве общество выполняет интегративную функцию в более обширной системе, где, согласно Т. Парсонсу, экономика выполняет функции адаптации, политика - целедостижения, а культура - поддержания образца взаимодействий.

Свою концепцию интерпретации понятия "общество" предложил Н. Луман , рассматривающий изменение представлений об обществе как следствие изменений в способе его дифференциации, первоначально сегментарной, затем стратификационной и ныне функциональной. В ходе этих изменений первоначальная слитность заменяется выдвижением на передний план политической системы, затем приходит черед функционального приоритета хозяйства, наконец, наступает ситуация, когда функционального приоритета нет ни у одной системы. Общество выступает как наиболее обширная, всеохватывающая система, что фактически является предельным условием социальности. Политика, хозяйство, наука, религия, воспитание суть его частные функциональные системы, каждая из которых воплощает в себе общество [89].

Общество как система
Типы общества: закрытое и открытое
Концепция социальной стратификации
Теории социального статуса
Концепции социального характера
Резюме
5.2. Основные понятия стратификации в социологии М. Вебера
Социальный порядок и власть
Экономический порядок и классы
Классовая ситуация и совместные действия
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru