Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Соотношение структуры управления и структуры способностей

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека, составляющие природную основу развития его способностей [70]. Психология, как известно, различает общие и специальные способности. Общие способности отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности, специальные - более узкому кругу требований той или иной деятельности. К общим способностям относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей - художественному, мыслительному и среднему. Рассматриваемая типология связана с учением И. Павлова1, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй, связанной с "сигнализацией" этих образов посредством слова. Относительное преобладание сигналов первой системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй - мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей [70].

Трем основным типам способностей, поскольку они отражают прежде всего общеинтеллектуальные возможности человека, в определенной степени соответствуют три вида мышления - наглядно-действенное (связанное с практическими действиями), наглядно-образное (связанное с образами, восприятием и представлениями) и отвлеченное (в форме абстрактных понятий и рассуждений) [70]. Виды мышления соотносятся как с общими способностями, так и со специальными, в которых некоторые исследователи, например зарубежные социологи Э. Джекс и В. Браун, различают семь уровней, что соответствует "этажности" многих современных концепций социальной стратификации [13]:

o первый - конкретно-чувственный - определяется тем, что для выполнения работы человеку нужен физический предмет объекта задачи. Такой человек способен предвидеть результаты своей деятельности и планировать свою работу на срок до двух месяцев;

o второй - конкретно-образный. Такие люди могут работать на основе воображаемой картины физического предмета. Они могут планировать, размещать, направлять работу людей первой группы. Они также способны планировать собственную деятельность на срок до трех месяцев;

o третий - конкретно-умозрительный - определяется способностью многопланового восприятия предметов. Такие люди могут оперировать не только простыми, но и сложными понятиями, реагировать на нарушения функционирования определенной системы, принимать участие в ее настройке и регулировке. Эти люди способны планировать свою работу на год;

o четвертый, представители которого способны к абстрактному моделированию без связи и привязки к конкретному предмету;

o пятый составляют те, кто способен создавать теории и планировать свою деятельность на срок до 10 лет. Речь идет о способности разрабатывать различные инструкции, методики, применимые к широкому кругу конкретных явлений, о способности предвидеть, что произойдет в любом случае применения описанной теории;

o шестой и седьмой представляют те, кто способен планировать деятельность большого коллектива людей на срок более 10 лет.

Соотношение структуры управления и структуры способностей

В реальной социальной деятельности необходимо сочетание людей с различными типами способностей. Например, в сфере управления производством и в военной области люди со способностями 1-й группы пригодны для использования на должностях бригадиров (ефрейторов, капралов). Из индивидуумов 2-й группы могут формироваться кадры мастеров (сержантов, старшин, унтер-офицеров) и руководителей производственных участков (лейтенантов). Из работников 3-й группы могут формироваться кадры руководителей цехов и заводов с бесцеховой структурой управления (капитаны). Из работников 4-й группы формируется руководящий состав подразделений и предприятий, имеющих развитую цеховую структуру (майоры). Работники 5-й группы способны руководить предприятиями с корпусной и филиальной структурами, имеющими широкую самостоятельность, с количеством работников до 5-6 тыс. чел. (полковники). Люди 6-й и 7-й групп составляют кадры высшего звена управления - руководителей крупных концернов, министерств, центральных ведомств (генералы), а также политическое руководство государства (маршалы).

Люди с одинаковой группой способностей должны занимать должности и соответствующее социальное положение на одном иерархическом уровне [13]. Расстояние между руководителями и непосредственными подчиненными при этом не должно превышать одной группы. Выявленные различия в группах способностей могут быть использованы при формировании оптимальной организационной структуры социальных организаций и общностей. На этой же основе определяется оптимальное количество ступеней социального управления.

Однако следует отметить, что отнесение индивидуумов к той или иной группе специальных способностей не может быть пожизненным или даже длительным. Специальные способности в еще большей степени, чем общие, зависят не только от врожденных свойств, но и от уровня образования, стремления к саморазвитию, от инициативы, профессионального и социального опыта. Вместе с тем проблема количественного и качественного измерения специальных способностей и классификации должностей по уровню требований, предъявляемых к способностям человека, актуальна в любом типе общества и в любой исторический период.

Продвижение людей в социальной иерархии должно осуществляться с учетом их общих, и особенно специальных, способностей с тем, чтобы наиболее одаренные могли быть своевременно выявлены и эффективно использованы. При этом людям с конкретно-чувственными способностями предпочтительнее управлять машинами, вещами, т. е. техническими системами; работники с конкретно-умозрительными способностями более пригодны для непосредственного руководства людьми и социальными системами в целом; люди, способные к абстрактному мышлению, - для социального проектирования и прогнозирования, научной работы и просветительской деятельности [13]. Иными словами, каждая сфера общества - материальная, политическая, духовная - требует наличия и развития определенного типа как общих, так и специальных способностей. Соотношение различных групп способностей с уровнями социального управления и социальными слоями приведено в табл. 5.2.

Таблица 5.2. СООТНОШЕНИЕ ГРУПП СПОСОБНОСТЕЙ С УРОВНЯМИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тип

общих способностей

Вид мышления

Группа специальных способностей

Уровень специальных способностей

Характеристика групп способностей

Горизонт планирования

Возможное использование

Уровень

социального управления

Производство, политика

Армия

Наука, образование

Художественный

Наглядно-образное

Первая

Конкретно-чувственный

Необходимо физическое присутствие объекта задачи

До 2 мес.

Бригадиры

Капралы (старшие солдаты)

Лаборанты

Низший

Вторая

Конкретно-образный

Достаточно воображаемой картины объекта задачи

До 3 мес.

Мастера, начальники участков, небольших цехов

Унтер-офицеры (сержанты, старшины), лейтенанты

Методисты, преподаватели

Средний

Наглядно-действенное

Третья

Конкрет-но-умо-зрительный

Многоплановое восприятие, оперирование простыми и сложными понятиями

До года

Начальники крупных цехов

Директора небольших предприятий

Капитаны Майоры

Ст. преподаватели, зав. секторами

Доценты

Средний

Мыслительный

Отвлеченное

Четвертая

Абстракт-

но-моде-

лирующий

Абстрактное моделирование без привязки к конкретному предмету

До 5 лет

Главные специалисты, директора средних предприятий

Майоры, подполковники

Деканы, руководители научных подразделений

Пятая

Теоретический

Способность разрабатывать методики и создавать теории

До 10 лет

Директора крупных предприятий

Полковники

Профессора

Шестая

Прогностический

Способность прогнозировать деятельность больших групп людей

Более 10 лет

Президенты корпораций, министры

Генералы

Проректоры, ректоры вузов

Высший

Седьмая

Предвиденчес-кий

Способность предвидеть последствия принимаемых решений в длительной перспективе

Несколько десятилетий

Руководители правительств и государств

Маршалы

Президенты научных академий

Резюме

1. Полное измерение социальной стратификации какой-либо общности требует распределения составляющих ее индивидов по социальным группам в соответствии с девятью переменными [5]: доход (Д), отношение к собственности (ОС), роль в организации труда (ОТ), ранг государственной иерархии (РГИ), партийная принадлежность (ПП), ранг партийной иерархии (РПИ), образование (О), квалификация (К), ранг профессии (РП).

2. При определении социальной стратификации и изучении социальной мобильности необходимо учитывать не только собственно социальные, но и психологические свойства, что позволяет более качественно и эффективно оценивать, отбирать и распределять членов общества по социальным стратам; формировать оптимальную организационную структуру социальных систем и социальных организаций; своевременно выявлять и эффективно использовать наиболее одаренных людей, предоставлять им необходимые возможности для самореализации.

Резюме
5.6. Типы общества и социальный характер
Типы общества
Стадии роста населения
Стадии экономического развития
Типология социального характера
Ориентация на традицию
Ориентация на себя
Ориентация на другого
Мотивация поведения социальных типов
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru