Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга человека, составляющие природную основу развития его способностей [70]. Психология, как известно, различает общие и специальные способности. Общие способности отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности, специальные - более узкому кругу требований той или иной деятельности. К общим способностям относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей - художественному, мыслительному и среднему. Рассматриваемая типология связана с учением И. Павлова1, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой - образной, эмоциональной и второй, связанной с "сигнализацией" этих образов посредством слова. Относительное преобладание сигналов первой системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй - мыслительный тип, равное их представительство - средний тип людей [70].
Трем основным типам способностей, поскольку они отражают прежде всего общеинтеллектуальные возможности человека, в определенной степени соответствуют три вида мышления - наглядно-действенное (связанное с практическими действиями), наглядно-образное (связанное с образами, восприятием и представлениями) и отвлеченное (в форме абстрактных понятий и рассуждений) [70]. Виды мышления соотносятся как с общими способностями, так и со специальными, в которых некоторые исследователи, например зарубежные социологи Э. Джекс и В. Браун, различают семь уровней, что соответствует "этажности" многих современных концепций социальной стратификации [13]:
o первый - конкретно-чувственный - определяется тем, что для выполнения работы человеку нужен физический предмет объекта задачи. Такой человек способен предвидеть результаты своей деятельности и планировать свою работу на срок до двух месяцев;
o второй - конкретно-образный. Такие люди могут работать на основе воображаемой картины физического предмета. Они могут планировать, размещать, направлять работу людей первой группы. Они также способны планировать собственную деятельность на срок до трех месяцев;
o третий - конкретно-умозрительный - определяется способностью многопланового восприятия предметов. Такие люди могут оперировать не только простыми, но и сложными понятиями, реагировать на нарушения функционирования определенной системы, принимать участие в ее настройке и регулировке. Эти люди способны планировать свою работу на год;
o четвертый, представители которого способны к абстрактному моделированию без связи и привязки к конкретному предмету;
o пятый составляют те, кто способен создавать теории и планировать свою деятельность на срок до 10 лет. Речь идет о способности разрабатывать различные инструкции, методики, применимые к широкому кругу конкретных явлений, о способности предвидеть, что произойдет в любом случае применения описанной теории;
o шестой и седьмой представляют те, кто способен планировать деятельность большого коллектива людей на срок более 10 лет.
Соотношение структуры управления и структуры способностей
В реальной социальной деятельности необходимо сочетание людей с различными типами способностей. Например, в сфере управления производством и в военной области люди со способностями 1-й группы пригодны для использования на должностях бригадиров (ефрейторов, капралов). Из индивидуумов 2-й группы могут формироваться кадры мастеров (сержантов, старшин, унтер-офицеров) и руководителей производственных участков (лейтенантов). Из работников 3-й группы могут формироваться кадры руководителей цехов и заводов с бесцеховой структурой управления (капитаны). Из работников 4-й группы формируется руководящий состав подразделений и предприятий, имеющих развитую цеховую структуру (майоры). Работники 5-й группы способны руководить предприятиями с корпусной и филиальной структурами, имеющими широкую самостоятельность, с количеством работников до 5-6 тыс. чел. (полковники). Люди 6-й и 7-й групп составляют кадры высшего звена управления - руководителей крупных концернов, министерств, центральных ведомств (генералы), а также политическое руководство государства (маршалы).
Люди с одинаковой группой способностей должны занимать должности и соответствующее социальное положение на одном иерархическом уровне [13]. Расстояние между руководителями и непосредственными подчиненными при этом не должно превышать одной группы. Выявленные различия в группах способностей могут быть использованы при формировании оптимальной организационной структуры социальных организаций и общностей. На этой же основе определяется оптимальное количество ступеней социального управления.
Однако следует отметить, что отнесение индивидуумов к той или иной группе специальных способностей не может быть пожизненным или даже длительным. Специальные способности в еще большей степени, чем общие, зависят не только от врожденных свойств, но и от уровня образования, стремления к саморазвитию, от инициативы, профессионального и социального опыта. Вместе с тем проблема количественного и качественного измерения специальных способностей и классификации должностей по уровню требований, предъявляемых к способностям человека, актуальна в любом типе общества и в любой исторический период.
Продвижение людей в социальной иерархии должно осуществляться с учетом их общих, и особенно специальных, способностей с тем, чтобы наиболее одаренные могли быть своевременно выявлены и эффективно использованы. При этом людям с конкретно-чувственными способностями предпочтительнее управлять машинами, вещами, т. е. техническими системами; работники с конкретно-умозрительными способностями более пригодны для непосредственного руководства людьми и социальными системами в целом; люди, способные к абстрактному мышлению, - для социального проектирования и прогнозирования, научной работы и просветительской деятельности [13]. Иными словами, каждая сфера общества - материальная, политическая, духовная - требует наличия и развития определенного типа как общих, так и специальных способностей. Соотношение различных групп способностей с уровнями социального управления и социальными слоями приведено в табл. 5.2.
Таблица 5.2. СООТНОШЕНИЕ ГРУПП СПОСОБНОСТЕЙ С УРОВНЯМИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тип общих способностей | Вид мышления | Группа специальных способностей | Уровень специальных способностей | Характеристика групп способностей | Горизонт планирования | Возможное использование | Уровень социального управления | |||
Производство, политика | Армия | Наука, образование | ||||||||
Художественный | Наглядно-образное | Первая | Конкретно-чувственный | Необходимо физическое присутствие объекта задачи | До 2 мес. | Бригадиры | Капралы (старшие солдаты) | Лаборанты | Низший | |
Вторая | Конкретно-образный | Достаточно воображаемой картины объекта задачи | До 3 мес. | Мастера, начальники участков, небольших цехов | Унтер-офицеры (сержанты, старшины), лейтенанты | Методисты, преподаватели | ||||
Средний | Наглядно-действенное | Третья | Конкрет-но-умо-зрительный | Многоплановое восприятие, оперирование простыми и сложными понятиями | До года | Начальники крупных цехов Директора небольших предприятий | Капитаны Майоры | Ст. преподаватели, зав. секторами Доценты | ||
Средний | ||||||||||
Мыслительный | Отвлеченное | Четвертая | Абстракт- но-моде- лирующий | Абстрактное моделирование без привязки к конкретному предмету | До 5 лет | Главные специалисты, директора средних предприятий | Майоры, подполковники | Деканы, руководители научных подразделений | ||
Пятая | Теоретический | Способность разрабатывать методики и создавать теории | До 10 лет | Директора крупных предприятий | Полковники | Профессора | ||||
Шестая | Прогностический | Способность прогнозировать деятельность больших групп людей | Более 10 лет | Президенты корпораций, министры | Генералы | Проректоры, ректоры вузов | Высший | |||
Седьмая | Предвиденчес-кий | Способность предвидеть последствия принимаемых решений в длительной перспективе | Несколько десятилетий | Руководители правительств и государств | Маршалы | Президенты научных академий |
Резюме
1. Полное измерение социальной стратификации какой-либо общности требует распределения составляющих ее индивидов по социальным группам в соответствии с девятью переменными [5]: доход (Д), отношение к собственности (ОС), роль в организации труда (ОТ), ранг государственной иерархии (РГИ), партийная принадлежность (ПП), ранг партийной иерархии (РПИ), образование (О), квалификация (К), ранг профессии (РП).
2. При определении социальной стратификации и изучении социальной мобильности необходимо учитывать не только собственно социальные, но и психологические свойства, что позволяет более качественно и эффективно оценивать, отбирать и распределять членов общества по социальным стратам; формировать оптимальную организационную структуру социальных систем и социальных организаций; своевременно выявлять и эффективно использовать наиболее одаренных людей, предоставлять им необходимые возможности для самореализации.
5.6. Типы общества и социальный характер
Типы общества
Стадии роста населения
Стадии экономического развития
Типология социального характера
Ориентация на традицию
Ориентация на себя
Ориентация на другого
Мотивация поведения социальных типов