В биографии великого китайского философа Конфуция (551-479 до н. э.) выделяются три больших периода [45]. В первый из них, продолжавшийся, видимо, достаточно долго (по некоторым источникам - до пятидесятилетнего возраста), Конфуций занимал низкое социальное положение: служил на мелких должностях либо вообще нигде не служил. Но затем произошло возвышение Конфуция, открывшее второй период его жизни. Какое-то время, скорее всего лет пять-шесть, создатель всемирно известного учения находился в этом привилегированном положении, исполняя придворные обязанности, но затем из протеста против "беспутства" верхов добровольно ушел со своего поста и с группой ближайших учеников отправился в хождение по древнекитайским княжествам. Так начался третий период в его жизни, продолжавшийся почти четырнадцать лет. Конфуций возвратился домой в пожилом возрасте и последние несколько лет жизни провел в окружении учеников [45].
Искусство управления государством
Предметом конфуцианского учения является искусство управления государством, которое Конфуций отождествлял с искусством справедливости, нравственности [115]. Политика у него тождественна этике. Обращаясь к главному предмету своих размышлений - обществу, Конфуций находил его состояние неудовлетворительным, поэтому его социально-нравственный идеал скрывался в прошлом.
Ключ к искусству управления государством лежит в культе конфуцианского человеколюбия. Человеколюбие - свойство не всех людей, а лишь благородных. Этика Конфуция основывается на делении людей на благородных мужей и низких. Благородный муж - это аристократ, поступающий всегда и везде по велению долга, низкий же человек думает только о том, как получше устроиться [115]. "Благородный муж предъявляет требование к себе, низкий человек предъявляет требование к людям"1.
Благородный муж принадлежит к правящей элите. Он управляет простолюдинами, принуждает их к труду, и его добродетель состоит в том, что он, принуждая к труду, не вызывает гнева. В основе конфуцианского идеала управления - не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера. Простолюдин же, "пока он не получил чина боится, что не может добиться его, когда же он получит его, он боится его потерять. Боясь его потерять, он готов на все" [38].
Народ представлялся Конфуцию могущественной, но бездуховной массой: "народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему" [38]. В соответствии со своей патриархальной теорией государства ключ к достижению повиновения низов верхам Конфуций видит в повиновении детей своим родителям. Кроме того, считал он, для управления народом верхи должны соблюдать ритуал, проявлять чувство долга, показывать пример правдивости, что возможно лишь тогда, когда в правящую элиту будут выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых [115].
Таким образом, конфуцианское представление об обществе и государстве основано на идее личностных отношений. Хотя "все течет", хотя "время бежит, не останавливаясь", будущее подобно прошлому. К нему и следует вернуться. Поэтому свою реформу управления Конфуций предлагал начать с того, что он назвал "исправлением имен", т. е. социальная функция членов общества должна стать не номинальной, а реальной: государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом и сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле [38; 115]. При отклонении от нормы следует к ней возвращаться.
Конфуцианство своим упором на нравственный фактор управления стремилось умерить насилие правящего класса над народом. В управлении народом оно отдавало преимущество морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением. Главное - это не страх, а доверие народа к своим правителям [115].
Основные принципы конфуцианства
Социальной проблематике подчинено и конфуцианское учение о знании. "Знать, значит знать людей". Высшее знание, по Конфуцию, - врожденное, но оно редко. "Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению" [38]. Учиться при этом нужно избирательно; изучение неправильных взглядов вредно. Обучение должно сообразовываться с размышлением. Знание состоит как в совокупности знаний, так и в методе рассмотрения проблемы [115].
Согласно конфуцианству люди неравны вследствие разделения труда: "Одни напрягают свой ум. Другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляются другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон ..." [38].
Конфуцианство признавало закон не как таковой, а лишь в сочетании с обсуждением: если получивший должность обладает широкими знаниями, люди не скрывают своих намерений, добрые дела не упускаются, во всех делах не допускаются ошибки. Мерило правления - справедливость и мир. Его правило - середина и согласие. Долг - это строгое соблюдение рангов, выполнение своих обязанностей, служение низших высшим. Социальное неравенство - следствие природного неравенства людей, оно искусственно, но необходимо, дабы люди не ссорились и жили в согласии, в котором, согласно Конфуцию, проявляется вся красота человеколюбия.
В целом раннее конфуцианство можно определить как идеологию аристократии, пытающейся обновить свое право на господство и свое мировоззрение в соответствии с духом исторического времени [115].
Принципы социального управления СЫМА ЦЯНЯ
Резюме
6.3. Философия социального управления Н. Макиавелли
Основные принципы социального управления
Страсть к приобретению и страх потерять
Победителей не судят
Воля к власти
Свобода как мотив человеческих поступков
Толпа идет за видимостью успеха