К основным сферам организации современного общества, как отмечалось, относятся три ведущие области общественной жизни - политическая, экономическая и культурная (или духовная). В соответствии с ними различаются основные виды социального управления:
o социально-политический менеджмент (административно-государственное управление);
o социально-экономический менеджмент (управление материальным производством);
o социально-культурный менеджмент (управление духовным производством).
Теория административно-государственного управления
Административно-государственное управление играет важную роль в процессе развития современного общества и теории социального менеджмента. Многие основные проблемы решаются сегодня на правительственном уровне, и от умения государственной администрации проводить в жизнь социально-экономическую политику зависит в конечном итоге динамика общественного развития [17].
Этапы становления
Теория административно-государственного управления - одно из важнейших и перспективных направлений современной политической мысли [17]. Значительное воздействие на ее развитие оказали идеи М. Вебера, В. Вильсона 2 и Ф. Гуднау.
В 1887 г. профессор В. Вильсон - будущий президент США - положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления в своей работе "Изучение администрирования", где подчеркнул, что "наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления"3. В. Вильсон разработал модель "административной эффективности". Он предложил использовать в административно-государственном управлении методы организации и управления в бизнесе, обосновал необходимость высокого профессионализма в системе администрирования, т. е. подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. Ученый считал, что "отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей законы, составляют самую сущность правительственной системы" [17].
Идеи В. Вильсона во многом разделял американский политолог Ф. Гуднау, стремившийся разработать модель бюрократии, способной эффективно работать в условиях демократического общества. При этом он считал, что для обеспечения развития демократии политикам необходимо контролировать деятельность администраторов.
Под влиянием идей Ф. Гуднау и В. Вильсона ведущее место в теории административно-государственного управления заняли вопросы научного менеджмента.
Классическое исследование М. Вебера "Хозяйство и общество" (1921) [19] дает отправную точку для современного изучения административно-государственного управления и представляет собой систематизированный анализ основных принципов государственного администрирования, а именно:
o административные учреждения организованы иерархически;
o каждое учреждение имеет собственную область компетенции;
o государственные служащие назначаются (а не выбираются) на основе профессиональной квалификации, как указано в их дипломах, или по результатам экзаменов на должность;
o государственные служащие получают заработную плату в соответствии с рангом;
o для государственного служащего работа представляет собой профессию (основное занятие);
o служащий не владеет учреждением, в котором работает, подчиняется дисциплине и находится под контролем;
o смещение с должности зависит от решения вышестоящих руководителей.
Идеи М. Вебера, В. Вильсона и Ф. Гуднау существенно повлияли на развитие теории административно-государственного управления. С 1900 г. изучение этой науки становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы [17].
Этапы становления
Объект и предмет административно-государственного управления как науки
Основные функции государственного администрирования
Общая структура органов государственного управления
Управление духовным производством
Управление материальным производством
Объект управления
Субъект управления
Система управления