Демократия - форма государственного устройства, при котором осуществляется власть народа [89]. Социально-философская основа демократии - соотношение свободы и справедливости как социально-политических ценностей, которые реально
воплощаются в соответствующих государственных институтах демократии - прямых или представительных. Последние наиболее полное развитие получают в правовом государстве, которое обладает верховной властью, однако она имеет границы и не распространяется на неотчуждаемые права личности, охраняющие не только жизнь человека, но и его свободу от возможных бюрократических злоупотреблений. Гарантией прав граждан является: разделение функций власти - законодательной, исполнительной и судебной; децентрализация в социально-экономической и культурной сферах, при которой защиту прав граждан берут на себя гражданские и политические демократические ассоциации; свобода печати; суд присяжных - школа правильного применения свободы, воплощение права, при котором граждане приобретают опыт политического участия в жизни общества [89].
Охлократия (от греч. ochlos- толпа и kratos - власть) - термин, которым Аристотель, Полибий и Платон определяли форму государственного устройства, появляющегося в результате вырождения демократии, когда власть переходит к восставшим массам, неспособным удержать ее из-за неорганизованности [51]. Рассматривая различные виды демократии, Аристотель описывал правление, основывающееся не на законах, а на мгновенных капризах толпы, попадающей под влияние демагогов, становящейся деспотом и действующей тиранически. Охлократия встречается в истории редко, как правило, в периоды кризисов, и не отличается устойчивостью и долговечностью. Однако понятие "охлократия" не потеряло значения и в настоящее время, означая пренебрежение законами, демонстративное игнорирование демократических правил, процедур, любой регламентации при осуществлении политических действий (выборов, митингов, демонстраций и т. п.). Крайние формы выражаются в бесчинствах, бессмысленных разрушениях, самоуправстве, самосуде. Охлократические проявления присущи обществу, переживающему кризисное состояние. К ним ведут разрушение правовой структуры, паралич власти, когда общественные процессы выходят из-под контроля, принимают спонтанный характер, все меньше поддаются правовому регулированию [51].
Теория бюрократии
Теория бюрократии объединяет различные концепции научного управления обществом, отражающие реальный процесс бюрократизации всех его сфер в период перехода от свободного предпринимательства к государственно-монополистическим формам развития экономики [89]. Теоретические истоки современной теории бюрократии восходят к А. Сен-Симону, который первым обратил внимание на роль организации в развитии общества, считая, что в организациях будущего власть не должна передаваться по наследству, а сосредоточиваться в руках людей, имеющих специальные знания.
Систематическое развитие проблематика бюрократии впервые получила у М. Вебера. Основной чертой бюрократии как специфической формы организации современного общества он выделяет рациональность, связывая с нею решающую роль, которую должны играть в бюрократической организации пользующиеся научными методами работы технические специалисты.
В послевеберовский период наблюдается постепенный отход от "рациональной" модели бюрократии и переход к построению более реалистической модели, представляющей бюрократию "естественной системой", которая наряду с рациональными моментами имеет иррациональные, с формальными - неформальные, с эмоционально нейтральными - личностные и т.д. К современным представителям этого подхода относятся Т. Парсонс и Р. Мертон. Последний применил к анализу бюрократии понятие "дисфункция". Наиболее распространенной дисфункцией бюрократической организации, по мнению Р. Мертона, является перенесение ее функционерами акцента с целей организации на средства, в результате чего они (иерархизация власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование инструкциям и т. д.) превращаются в самоцель.
Одним из важнейших в теории бюрократии является узаконивание (легитимация) бюрократической власти. Решая вопрос об условиях порождения отличных друг от друга видов власти, А. Гоулднер пришел к выводу о существовании двух типов бюрократии - представительной, для которой, в частности, характерна власть, опирающаяся на знание и умение, и авторитарной, применяющей различные санкции для упрочения своей власти. Второй тип бюрократии возникает в связи с дисфункциями в бюрократической организации, когда повиновение превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.
В рамках теории бюрократии в современной социологии рассматривается и более общая проблематика соотношения бюрократии и демократии. Еще М. Вебер видел угрозу демократии со стороны бюрократии, связывая ее с процессом "деперсонализации" индивидов в бюрократических организациях. Современные представители теории бюрократии также отмечают эту угрозу, но тем не менее не видят перспективы развития без бюрократии [89].
Резюме
Организация верховной государственной власти осуществляется в двух основных формах - монархической или республиканской. Внутри названных форм существуют различные их модификации, которые условно можно объединить в три группы: единоличные, групповые (коллективные) и народные (массовые). В обозримом историческом периоде существовали практически все известные политической науке формы и типы власти, но наиболее представлены монархическая, аристократическая и демократическая (со всеми присущими каждой форме противоположностями). Иными словами, социальное управление при глобальном рассмотрении эволюционировало от индивидуальных, единоличных форм правления через групповые к массовым, что в определенной степени соответствует трем типам социального характера и основным типам культур: от духовно-волевой сферы через интеллектуально-рациональную к чувственно-сенсорной. Эту мысль подробнее иллюстрирует табл. 7.2.
Таблица 7.2. СООТНОШЕНИЕ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Социальные явления | Переходные формы | Крайние (аномальные) формы | ||
I | II | III | ||
Формы правления: монархия аристократия демократия | Единоличные Абсолютная Наследственная (родовая знать) Авторитарная | Групповые Конституционная Заслуженная, имущественная (придворная знать) Парламентская | Массовые Выборная Назначенная, наученная (бюрократия, технократия) Плебисцитарная | Безвластные (анархические) Тирания (деспотия) Партократия, бандократия Охлократия |
Социальные идеалы | Консерватизм | Либерализм | Демократизм | Социализм (коммунизм) |
Социальный характер | Ориентированный на традицию | Ориентированный на себя | Ориентированный на других | Агрессивно-ориентированный (авторитарная личность) |
Типы культуры (по П. Сорокину) | Идеациональная (духовно-волевая) | Идеалистическая (рационально-эмоциональная) | Чувственная (эмоционально- сенсорная) | Люмпенская (сенсорно- инстинктивная) |
Резюме
7.4. Демократия и тирания
Борьба двух начал
Либерализм как социальное явление
Истоки тоталитаризма
Естественное право и общественный договор
Теория элиты
Современное развитие теории элиты
Бонапартизм и цезаризм