Метод управления - это способ осуществления управляющего воздействия, т.е. способ реализации (достижения) целей социального управления [72]. В наиболее общем виде методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. В основных четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных.
По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д. В этой связи различают методы управления экономические, организационно-административные и социально-психологические [72].
Экономические методы управления
Эти методы представляют собой способы (средства) достижения целей управления на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами менеджмента в современном значении понимают экономический расчет, основанный на сознательном использовании системы экономических законов и категорий рыночной экономики1.
Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования [72].
Экономическое стимулирование представляет собой метод социального управления, опирающийся на экономические интересы работников [98]. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении наибольшей прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах [98]:
o взаимосвязи и согласованности целей экономического стимулирования с целями развития организации;
o дифференциации экономического стимулирования, направленной на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
o сочетании экономического стимулирования с другими методами мотивации;
o сочетании экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.
В целом техника комплексной мотивации людей включает в себя три основные группы приемов [90]:
o ориентированные на работников - постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим определенную норму выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);
o ориентированные на работу - усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникация и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и разделение функциональной нагрузки как способы минимизации количества увольнений;
o ориентированные на организацию - расширение полномочий (т. е. предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (т. е. получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др.
Организационно-административные методы
Социальные и психологические методы
Резюме
8.3. Система социального управления
Механизм управления
Объекты социального управления
Функции социального управления
Анализ управленческих функций
Организационная структура