Предисловие
Переходим к заключительной части монографии. Цель этой части - выявить закономерности общественного развития, являющиеся определенными тенденциями, а также сформулировать комплексный подход к пониманию социальной истории, основывающийся на синтезе современных философских, социологических и психологических взглядов на ход социального развития. В части II была сделана попытка комплексно и системно осветить проблемы управления в русле основных социальных наук и культурно-исторического подхода. Были рассмотрены основные социальные законы и закономерности социального управления, концепции власти и научные школы мирового менеджмента, предмет и содержание науки управления, ее основные принципы и методы. В части III рассматриваются основные понятия, принципы, методы и механизм системы управления человеческими ресурсами для определенного конкретно-исторического периода социального развития. Таким образом, структура монографии в соответствии с основной целью исследования способствует поэтапному рассмотрению следующих проблем - от понимания механизмов общественного развития через познание основных законов социального управления к овладению принципами и методами современной кадровой политики - "основы основ" социального менеджмента.
Кадровая политика представляет собой генеральное направление всех видов и форм социального управления, поскольку, как известно, никакую политику нельзя осуществлять, не выражая ее в назначении тех или иных людей, т. е. кадров управления. Поэтому кадровая политика является главным направлением организации общества любого типа и на каждом конкретно-историческом этапе социального развития.
Законы социального развития и управления
Смена исторических эпох и времен, великих культур и общественных формаций обусловливается сменой базовых человеческих ценностей - Истины, Красоты, Добра, Справедливости, являющихся высшими регуляторами человеческой деятельности, заложенными в коллективном бессознательном (К. Юнг). Смена ценностей (хотя все они присутствуют одновременно в каждом обществе на каждом этапе его развития) отражается на всех сферах организации социальной жизни - политической, экономической, духовной, что выражается в появлении соответствующих форм социального управления, способов материального производства и типов культуры. При этом сферы организации социальной жизни также подвержены исторической ритмике, когда преобладание в обществе наиболее примитивной из них (политической) через возвышение хозяйственно-экономической сферы сменяется торжеством ценностей духовной сферы организации общества (Т. Парсонс, Н. Луман).
Изучение ценностных ориентаций членов общества, выявление доминирующих в социуме базовых ценностей, знание объективных закономерностей социального развития позволяют осуществлять адекватное социальное управление в конкретных исторических условиях и конкретной социальной общности. Реальными носителями тех или иных доминирующих в обществе ценностей являются определенные социальные слои (сословия, касты, классы), господство которых в социуме определяет основные параметры социальных систем и их составляющих - политики, экономики и культуры.
Сословия формируются из людей, чьи индивидуально-психологические особенности и социальный характер, душевный склад в целом в наибольшей степени соответствуют основным требованиям исторического времени, определенному периоду социального развития, доминированию базовой ценности. Этот душевный склад не обязательно (но все же чаще) передается по наследству. Поэтому сословия все время "пополняются" из других сословий и постоянно "перетекают" в другие сословия за счет своих членов, душевный склад которых не соответствует "сословному" (X. Ортега-и-Гассет). При этом в обществе в целом и в составляющих его социальных слоях действует "железный закон олигархии", согласно которому любая первоначально однородная социальная общность со временем неминуемо разделяется на привилегированное меньшинство (элиту) и непривилегированное большинство (массы), что во многом является следствием природного неравенства человеческих способностей (М. Острогорский).
Законы социального развития объективны и неподвластны произволу людей, однако их познание и правильное использование в социальной практике - необходимое условие нормального функционирования и развития общества. Это обусловливается тем, что с выбором одного из нескольких возможных путей эволюции начинает проявляться уже некая предопределенность развертывания социальных процессов. Отсюда основное противоречие социального развития: между внешней предопределенностью деятельности человечества и свободой его воли, поскольку наряду с объективной необходимостью у человечества и составляющих его общностей есть способность к свободному самоопределению (подробнее см. часть I).
К фундаментальным механизмам социального развития относится наблюдаемая на протяжении многих веков человеческой истории непрекращающаяся борьба двух разнонаправленных тенденций - между стремлением человека к неограниченной свободе и необходимостью организации коллективной жизни. Это извечное единство и извечная борьба двух противоположных начал - ее условно можно определить как борьбу между демократией и тиранией, за которой стоят две основные составляющие организованного социума - государство и гражданское общество. При повышении роли и значения государства возрастает опасность появления тирании, при развитии и зрелости гражданского общества ширится демократия. Цикличность попеременного доминирования государства и гражданского общества сопровождает весь ход социального развития. При этом понятие гражданского общества шире и многограннее понятия государства, которое должно формироваться и контролироваться обществом и служить целям его развития.
Основными социальными механизмами формирования оптимальной структуры общества являются семья, церковь, образовательные учреждения, политические и профессиональные организации. Подробно эти механизмы социального отбора, тестирования и распределения индивидов в иерархической структуре общества описал известный социолог П. Сорокин. От того, насколько правильно отлажены и эффективно функционируют названные социальные механизмы, зависят формирование оптимальной структуры общества (соотношение различных слоев и групп в социальной пирамиде), отбор и воспитание элиты, своеобразие политического устройства, материальной и духовной культуры, а также особенности социального развития в целом. При этом семья, церковь и образовательные учреждения являются социальными механизмами, тестирующими в основном общие способности человека, необходимые для выполнения не только профессиональных, но и общегражданских функций, а политические и профессиональные организации - социальными механизмами, тестирующими специальные способности, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Поэтому для оптимального формирования социальной структуры первостепенное значение имеют образовательные учреждения, которые тестируют как общие, так и специальные способности, готовят к выполнению как профессиональных, так и общегражданских функций, формируют элиту всех сфер организации общества - политической, экономической и культурной. Институты образования и воспитания членов общества способствуют формированию и доминированию в социуме тех или иных основных ценностей, что определяет пути социального развития, ведущие либо к тирании люмпенизированных масс и их вождей, либо к просвещенному демократическому управлению. Поэтому главной задачей любых социальных реформаторов является отлаживание и совершенствование системы образования - основного социального механизма развития общества (П. Сорокин).
Законы социального развития и управления
Приоритеты кадровой политики в условиях посттоталитарного общества
Раздел 9. Введение в предмет
9.1. Объект кадровой политики
Человеческий фактор
Человеческие ресурсы
Рабочая сила
Совокупный работник
Трудовые ресурсы