Социология - Бачинин В.А. - Типология государств

Для Аристотеля государства, как и люди, соединяют в себе различные, в том числе противоположные, свойства и качества. Они неоднородны в зависимости от степени выраженности положительных или отрицательных свойств. Аристотель выделяет шесть наиболее распространенных форм государства — три положительных, служащих общему благу, и три превратных, не служащих ему. К первым он относит монархию, аристократию и политию, а ко вторым — тиранию, олигархию и демократию.

Монархия — самая древняя из всех форм политического устройства, выросшая из патриархальной семьи. Она божественна по своей сути, ибо на самом Олимпе существует монархический порядок, установленный единоличной волей мудрого Зевса.

Аристократия отличается от монархии тем, что в ней власть сосредоточена в руках не одного человека, а целого ряда лиц, обладающих явно выраженными достоинствами и добродетелями. В тех государствах, где люди сами по себе отличаются высоким уровнем нравственности и способны ценить личные достоинства, власть легко обретает аристократическую форму.

Полития предусматривает, что у власти находится большинство граждан, обладающих воинскими доблестями и их коллективный политический разум принимает все наиболее важные для государства решения. Это форма народовластия открыта для тех граждан, кто владеет оружием и вместе с тем изъявляет готовность подчиняться законам государства.

Тирания представляет собой в глазах Аристотеля такую форму государственного устройства, которая противоречит высшему предназначению человека. Внешне она похожа на монархию, но имеет своей целью не общее благо, а выгоды одного лишь правителя, власть которого не знает, ни политических, ни нравственных ограничений. Как форма недолжного, тирания подлежит искоренению. Поэтому в условиях тиранического гнета, по утверждению Аристотеля, больше чести не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана.

Олигархическая форма правления, как и аристократия, предполагает власть меньшинства. Но, в отличие от аристократии, здесь у власти находятся не самые достойные, а наиболее богатые. Это происходит в результате того, что, хотя в выборах участвуют все граждане, но выбирать они вынуждены из людей высшего имущественного слоя. Во времена Аристотеля таким был государственный строй в Карфагене. Олигархическая власть может обрушиться в результате двух причин, Первая — это грубое притеснение олигархами народной массы. Вторая — это раскол в среде олигархов, когда власть сосредоточится в руках меньшей части, а другая, будучи оскорбленной, прибегнет к содействию народа.

Демократия — это власть в руках народного большинства из числа свободных граждан. Ее отличительная особенность состоит в утверждении принципа равенства, препятствующего тому, чтобы богатые имели какие-либо преимущества по сравнению с бедными, и открывающего всем гражданам доступ к управлению государством. В условиях демократии власть может опираться на закон, но она же может оказаться и в руках демагогов, потакающих капризам толпы, и превратиться в "охлократию" — власть толпы.

Аристотель не исключает такой опасности, когда народовластие может начать использовать деспотические методы управления. В таких случаях лучшие граждане окажутся жертвами демагогов и вертящихся вокруг них льстецов, а демократия станет напоминать тиранию.

Право и справедливость

Аристотель провел разграничение между естественным правом и условным. Первым он называл неписаное право, которое повсеместно имеет одно и то же, общее для всех значение, независимо от того, признают ли его люди, и от того, как они его толкуют. Естественное право выступает проводником всеобщей справедливости. Условным правом являются конкретные, частные, зависящие от обстоятельств времени и места, письменно зафиксированные законоположения, принимаемые людьми, а также строящиеся на основе этих законов отношения между ними. Позднее в Европе через стоиков, а затем юристов Древнего Рима, эта идея разграничения права на два вида будет развиваться и при этом возникнет традиция называть аристотелевское условное право положительным, или позитивным.

Естественное право допускает и защищает естественное превосходство одних людей на другими и требует чтобы одни господствовали, а другие повиновались. Так, взрослый имеет право господствовать над ребенком, мужчина над женщиной, свободный над рабом, эллин над варваром.

От этого разграничения окажется производным и разделение Аристотелем справедливости на естественную (устанавливаемую самой природой и имеющую для всех людей одинаковую силу) и политическую (объединяющую только тех, кто принадлежит к конкретному сообществу). К условному праву восходит и третий тип справедливости, именуемой законной, поскольку она определяется конкретными законодательствами, отличающимися друг от друга в разных государствах.

Люди поступают несправедливо по отношению друг к другу по нескольким причинам: во-первых, это может быть имущественное неравенство; во-вторых, неравенство в получаемых почестях; в-третьих, по причине соперничества из-за жизненных благ и удовлетворения своих желаний.

Аристотель, как рационалист и политический прагматик, прел-полагал, что в сфере политики и права можно считать справедливым лишь того, кто совершает справедливые дела. Положительные душевные качества человека не имеют значения для окружающих, если они не проявились в конкретных делах. В общественной жизни, как на Олимпийских играх, одобрения и наград достоин не тот, кто сильнее, а тот, кто победил.

Подразделяя право на естественное и условное Аристотель, однако, сознавал относительность этого деления и ясно видел пункты их соприкосновения. Так, для него была очевидна их общая родословная, восходящая к обычаям старины, то есть к обычному праву. Поэтому он считал условное право важным средством поддержания уважения к обычаям. Вся сила закона, — утверждал он, — должна быть направлена на то, чтобы заставить людей склонить головы перед существующими обычаями.

Силой, которая движет процессом создания законов, утверждением прав и порядка, является мощное энергетическое начало, именуемое Аристотелем энтелехией. По своему смыслу и содержанию понятие энтелехии наиболее близко понятию деятельной причины. Это присущая людям духовно-практическая энергия, приводящая социальный мир в движение и переводящая различные возможности в состояние воплощенной действительности. Энтелехия создает, структурирует, изменяет, совершенствует строй социально-правовой реальности, придает ей необходимую степень упорядоченности и цивилизованности.

Право и справедливость
Социальный беспорядок в государстве
Социальная несправедливость как неправосудность
Антропосоциология
Лекция 3. ПРЕДЫСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. КЛАССИКИ ХМ-ХМ1 вв.
Н. МАКИАВЕЛЛИ
Неправовое состояние социальных отношений
Антропосоциология
Триединство атеизма, имморализма, правового нигилизма
Ренессансный парадокс: борьба с беззаконием неправовыми средствами
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru