Синергетика выявляет общие механизмы самоорганизации физических, биологических и социальных систем. В ее глазах мир — единый универсум с общими для всех законами, подчиняющийся единым принципам.
Синергетическая модель причинности учитывает, что у сложных систем всегда имеются альтернативные возможности для деятельности и развития. Систему, находящуюся в точке бифуркации, можно направить в требуемое русло, если применять по отношению к ней легкие, но непременно резонансные внешние воздействия. Они способны вывести систему на новый уровень самоорганизации.
Если же внешние воздействия не попадают в такт с собственными тенденциями саморазвития социальной системы и ее подсистем, то последние начинают бунтовать, становятся инициаторами стихийных возмущений, не поддающихся контролю.
Синергетической детерминации присущ целый ряд характерных особенностей.
Во-первых, она имеет вид нелинейной, полифакторной, гетерогенной причинной зависимости.
Во-вторых, она отводит случайности одну из главных ролей в причинных объяснениях событий и позволяет рассматривать мир как синергетическое целое, где все связано и вместе с тем пребывает в динамике непрестанных внутренних столкновений одних элементов с другими и где случайные причины разрушают одни структуры и создают другие.
В-третьих, сферой действия синергетической детерминации является реальность, распахнутая вовне, открытая во всех направлениях и имеющая своим символом, как любят говорить специалисты по синергетике, танцующего бога Шиву, готового в равной мере и созидать и разрушать, и потому непредсказуемого.
Цивилизованное общество в качестве относительно устойчивой системы-структуры пребывает в состоянии, когда энтропия в нем непрерывно нарастает. Постоянно возникающие диссипации и дериваты, то есть микрохаосы и функциональные отклонения, грозят ему серьезными разрушениями. Чтобы этого не произошло, необходимы встречные, предупредительные усилия антиэнтропийного характера. Социум располагает возможностями и средствами для применения таких усилий. В этом отношении право является одним из наиболее важных социальных механизмов такого рода, прямое предназначение которого состоит в борьбе с угрозой социального беспорядка, в противодействии нарастанию энтропии и воцарению хаоса. Оно позволяет цивилизационному организму существовать в качестве самоорганизующейся, саморегулирующейся системы.
Логика и социодинамика процесса самоорганизации имеют несколько характерных признаков.
Во-первых, это возникновение общей упорядоченности, охватывающей всю систему в целом.
Во-вторых, это относительная однотипность поведения абсолютного большинства элементов системы.
В-третьих, это последующее вхождение системы в зону бифуркации, когда нарушается былая внутренняя уравновешенность, воцаряется беспорядок, смешение всего и вся и в итоге становится очевидной победа только одной из огромного разнообразия тех возможностей, которые нес в себе социальный хаос.
Во всех случаях процесс самоорганизации социальной системы несет в себе две тенденции. Первая — это устремленность к равновесию и закрытости, установка на отторжение всего, что грозит поколебать это равновесие. Вторая — бегство системы от монотонного, непродуктивного равновесия и закрытости.
Люди с присущим им стремлением во все вникать и во все вмешиваться всегда стремились активно влиять на эту синергетическую социодинамику. Так, например, характерное, проходящее красной нитью сквозь века внимание мыслителей к договорным теориям общественного жизнеустройства есть ни что иное, как проявление интуитивно ощущаемого "предейнергетического" мировосприятия. Любые инициативы договорного характера выступают составными компонентами процесса самоорганизации социальной системы, когда она внутри себя находит резервы для принятия конструктивных решений с целью самосохранения.
Синергетика и метафизическая социология
Лекция 3. СОЦИОЛОГИЯ ХАОСА
Хаос как социологема
Социальная энтропия
Социодииамика энтропии
Концепция аномии Э. Дюркгейма
Концепция аномии Р. Мертона
Аномия — хаотическое состояние социальной системы
Тотальная и очаговая аномия