Важнейшим элементом, скрепляющим гражданское общество и правовое государство в единую целостность, является личность.
Для зрелой правоспособной личности, радеющей об общественном благе, наиболее близка социальная роль гражданина. Эта роль позволяет ей занимать позицию медиатора между двумя сторонами бинарной оппозиции "государство — гражданское общество".
Гражданин, обладая свободами, правами и обязанностями, моральным, правовым и политическим сознанием, несет ответственность за свои поступки как перед гражданами, так и перед государством и его законами. Статус гражданина позволяет самосознанию отдельной личности возвыситься с уровня частного лица до уровня "государственного человека", "юридического человека", имеющего представление о разнице между законом и правом и знающего цену тому и другому.
Гражданское общество не только исповедует философию и мораль частной жизни, но и активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру. Помогая гражданину осознать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, способных активно влиять на жизнь государства.
Гражданин, сознающий ценность собственной личности, находит для своей потребности в сохранении личной автономии юридическое выражение в доктрине либерализма, в идее гражданских свобод и естественных прав человека на социальное самоопределение.
Антропосоциология либерализма исходит из презумпции изначальной добропорядочности человека, из веры в способность людей достойно распорядиться своей свободой, из уверенности в том, что государство и личность должны рассматриваться как равновеликие ценности.
Либерализм — это позиция принципиального антиэтатизма. Свою практическую задачу он видит в том, чтобы с помощью теоретических средств оберегать индивидуальную свободу от неправомерных вторжений в ее пространство представителей государственных властей, официальных институтов.
Гражданин с развитым политико-правовым сознанием способен предпринимать практические усилия по созданию специальных средств для проведения либеральной идеи в жизнь -парламента, демократических партий, свободной печати и т. д. Через них у индивида как частного лица, представляющего отдельные корпорации гражданского общества, появляется возможность играть роль и выполнять функции гражданина и активно воздействовать на государство, ограничивая при необходимости его властные прерогативы, не допускать их гипертрофии.
Гражданин — это лицо, которое имея возможность жить для себя, обладая правом вести приватное существование в кругу близких, тем не менее принимает сознательное решение активно участвовать в практике налаживания и совершенствования консенсуально-конструктивных отношений между гражданским обществом и государством.
Права социального субъекта как гражданина
Права человека представляют собой гарантированную законом возможность полноценного социального существования с использованием всех имеющихся преимуществ цивилизованного общежития. Являясь важнейшими ценностями в контексте правовой реальности, они имеют исторически меняющееся содержание и объем и выступают показателем уровня правовой культуры общества.
Узловыми пунктами этой исторической динамики следует считать принятие таких документов, как Великая Хартия Вольностей (1215), Петиция о праве (1628), Habeas Corpus Act (1679), Билль о правах (1689), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776), французская Декларация прав человека и гражданина (1789), Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и др.
В центре этих документов находится идея прирожденности и неотъемлемости естественных прав человека на жизнь, свободу, личную безопасность, защиту достоинства и чести, распоряжение своей собственностью и т. д. Эти права объективны и существуют независимо от того, признает их позитивное право конкретного государства или нет. Человек, как отмечал П. Чаадаев, изначально имеет право на благоустроенную жизнь, которая вносит правильность в его духовное бытие и сообщает непринужденность уму.
Противоречие между объективной природой естественных прав и существующими социальными ограничениями, которые накладывает на них та или иная политическая система, порождает практику борьбы граждан за свои права, имеющая давнюю историю и в ряде государств продолжающаяся по сей день.
Когда гражданское общество отсутствовало, идею естественных прав человека отстаивали и защищали отдельные личности — мыслители, проповедники, писатели, профессиональные юристы-правозащитники.
В современных условиях реальной силой, защищающей естественные права и свободы личности, выступает гражданское общество. С помощью разнообразных легитимных средств, при посредстве силы общественного мнения, принципов гласности, деятельности свободной печати оно противодействует попыткам административного произвола со стороны государственно-бюрократического аппарата, не позволяет ему ущемлять естественные права граждан, стоит на страже правового принципа "дозволено все, что не запрещено законом", оберегает пространство социальной свободы, внутри которого существуют права человека.
Лекция 9. ЦЕРКОВЬ
Институциональная природа церкви
Нормы канонического права
Церковный суд как специальный социально-правовой институт
Лекция 10. АНТРОПОСФЕРА СОЦИАЛЬНОСТИ
Социология и антропосоциология
Социальная многомерность психической жизни человека
Предмет психосоциологии
Социальное "Я"