Правовая реальность су шествует не только в пределах государства и гражданского общества, но и внутри обширного антропологического пространства, в том числе внутри мира человеческой психики. Это обстоятельство делает необходимым разработку проблем правовой психосоциологии. В свою очередь, подобные разработки позволяют, с одной стороны, глубже проникнуть в сущность права через постижение природы психической жизни человека, а с другой стороны — помогают лучше понять природу внутреннего мира человека через постижение сущности права.
Психоантропологические предпосылки существования правовой реальности имеют как негативный, так и позитивный характер. То, что людьми движут присущие их природе стихийные эмоции, аффекты, страсти, провоцирующие конфликты и преступления, — это очевидная и неопровержимая реалия. Но столь же реально и то, что люди неустанно ищут, находят и эффективно используют самые разнообразные средства по урегулированию стихийных социальных проявлений своей психической природы. Они стремятся поставить психическую жизнь под контроль начал порядка, организованности, цивилизованности, культуры.
Человеческая психика чрезвычайно сложна. Как активное существо, человек ищет, ориентируется, выбирает, действует, приспосабливается к обстоятельствам или изменяет их в соответствии со своими нуждами, создает предметы, каких нет в природе, формирует отношения, окружает себя особой, искусственной, цивилизованной средой, и сам же время от времени ее разрушает, чтобы затем с новыми силами браться за ее воссоздание и совершенствование.
Следствиями неустанных усилий человека становятся не только изменения окружающего мира, но и существенные перемены в нем самом, в его психике и миротношении. Накапливаемый с развитием цивилизации социокультурный опыт обогащает внутренний мир человека. Его "Я" становится все сложнее и многомернее, обретает новые, дополнительные грани, позволяющие ему не только успешно выступать в качестве созидателя, но и с поразительной изобретательностью конструировать орудия причинения вреда себе подобным.
Психическая жизнь личности протекает одновременно в природе, социуме и культуре, под воздействием трех типов причинных механизмов. В природе человек ведет витальное (от лат. Vitalis — живой, жизненный), естественно-органическое существование и полностью зависит от законов природной необходимости.
В социуме с его экономическими, политическими, правовыми, идеологическими и другими сферами он ведет жизнь социальную, подчиняясь требованиям общественной необходимости.
И, наконец, в сфере культуры, в мире духовных ценностей религиозного, нравственного, художественного, философского характера он живет духовной жизнью.
Для этого тройственного и в то же время единого в своей неразрывности существования у человека есть тело (организм), живущее во власти природной, естественной необходимости, личность как целостность тела и души, наиболее полно проявляющая себя в социальной жизни, и дух (сверхличность).
Между этими тремя ипостасями и стоящими за каждой из них требованиями возникает бесчисленное множество противоречий, составляющих психическую жизнь личности, предопределяющих ее нормативное, законопослушное и анормативное, противоправное поведение.
Можно говорить о том, что у человека не одно, а, по меньшей мере, три "Я", для каждого из которых существуют свои предпочтительные ценности, на которые оно ориентировано в первую очередь. Для витального "Я" это прежде всего ценности материального жизнеобеспечения, для социального "Я" — ценности общественного самоутверждения, для духовного "Я" — ценности (идеи, принципы, образы) этического, религиозного, философского характера, позволяющие отыскивать высшие жизненные ориентиры.
Каждое из трех "Я" способно служить самостоятельной причиной, заставляющей человека совершать те или иные действия, что позволяет говорить о самодетерминации его поведения. Три вида побуждений, импульсов, мотивов могут сталкиваться между собой, противоречить друг другу и порождать разнообразные драматические коллизии его внутренней и внешней жизни. Но они же могут сливаться в единый силовой вектор, позволяя человеку преследовать свои цели с максимальной энергией и решимостью.
Все три антропологические ипостаси по-своему проявляют себя в правовом пространстве. Каждая имеет собственную логику существования и развития, неизменно отражающуюся на логике развития правосознания и правоотношений. Противоречия между ними создают весь спектр правовых, деликтных и криминальных коллизий.
Абсолютное большинство совершаемых людьми преступлений обусловлено тем, что они оказываются не в состоянии справиться с собственными внутренними противоречиями, не находят оптимальных, социально одобряемых путей, средств и способов их разрешения. И напротив, добропорядочное и законопослушное поведение со всеми признаками цивилизованности и культуры — это, как правило, результат того, что человек успешно воспользовался уроками общества, преподнесенными ему в процессе получения им воспитания и образования, и сам приложил достаточно духовных и практических усилий, чтобы найти и применить на деле методы разрешения сущностных противоречий своего бытия.
Социальное "Я"
Взаимодействие социальности и витальности
Взаимодействие социальности и духовности
Трансгрессивность — сущностное свойство человека
Генезис правовых институтов как ответ на трансгрессивный вызов человека
КУРС ПРАВОВОЙ СОЦИОЛОГИИ
Лекция 1. ПРАВОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Социологический подход к праву
Специфика правовой социологии