Человеку в условиях, чреватых морально-правовым конфликтом, чаще всего нелегко совершать верный выбор и принимать решение, которое отвечало бы необходимым нравственным критериям. Постоянно вторгающиеся в мотивационную сферу разнообразные факторы нормативного и ценностного, морального и правового, эгоистического и корпоративного характера крайне усложняют процедуру ориентации.
У личности, пребывающей в ситуации, чреватой конфликтом и требующей от нее взвешенного самоопределения, есть несколько возможных направлений деятельного реагирования на требования внешних обстоятельств.
Адаптивное поведение
Адаптивное поведение состоит в том, чтобы подчиняться и приспосабливаться к ближайшему социальному окружению. Самореализация при этом неотъемлема от умения избегать конфликтов, от готовности идти навстречу ожиданиям социальной среды, от способности соответствовать требуемым социальным ролям.
Адаптивное поведение имеет чаще всего нормативный характер и не выходит за пределы господствующих внутри общности поведенческих стереотипов.
Социальное реагирование по адаптивному типу предполагает, что индивид стремится уберечь себя от каких бы то ни было столкновений с соционормативной реальностью и потому прилагает активные усилия к тому, чтобы свести к минимуму возможность возникновения противоречий между собой и ею. Он видит свою задачу в том, чтобы наладить нейтрально-дружественные отношения с окружением, превратиться в его составную часть, обеспечив себе тем самым покровительство и защиту с его стороны.
Но если окружение живет по законам, далеким от норм морали и права, то адаптивная позиция человека способна провести к деградации как личности.
Двусмысленный характер этой позиции точно подметил К. Юнг, подчеркнувший свойство ее субъекта возвышаться и падать вместе с той социальной системой, к которой он принадлежит. "Объективные условия, — писал К. Юнг, — могут быть исторически и пространственно ненормальными... Единичный человек может, конечно, при этом процветать, но только до тех пор, пока он, со всем его окружением, не погибнет за прегрешения против общих законов жизни. В этой гибели он должен принять участие с такой же верностью, с какой прежде он применялся к объективным данным"
Дезадаптивное поведение
Второй тип социального реагирования — дезадаптивный. Здесь личность отказывается от приспособительного поведения, от безоговорочного подчинения власти внешних принудительных обстоятельств. Но отвергнув этот путь, человек еще не совершает окончательного выбора в пользу позиции нравственной автономии. Он переживает внутренне конфликтное состояние сомнений, колебаний, раздвоенности, борьбы мотивов. Процесс принятия решения затормаживается, тягостная пауза длится неопределенное время. Личность как бы застревает перед почти гамлетовской альтернативой: либо покориться обстоятельствам, либо вступить в опасный конфликт с ними, чреватый непредсказуемыми последствиями.
Острота ситуации заставляет личность включить защитные психологические механизмы, позволяющие ей пребывать в состоянии, когда окончательный выбор становится до поры до времени как бы не обязателен. Но при этом мало кому удается нейтрализовать тот деструктивный потенциал, который накапливается в искусственно "замороженном" противоречии и начинает оказывать неблагоприятное воздействие на личность дезадаптанта.
Контрадаптивное поведение
Дезадаптивное состояние, когда у личности существенно затрудняется способность к принципиально важным избирательным предпочтениям, выступает как переходная позиция на пути к третьему типу социального поведения - контрадаптивному. Субъективным основанием последнего становится активно включающийся в деятельность механизм воли.
Контрадаптивное поведение предполагает активный бросок личности в самое средоточие конфликтных отношений. Оно может осуществляться в направлениях всех трех этически возможных ориентиров — имморального, морального и нравственного.
Имморально-контрадаптивное поведение в конфликте предполагает нарушения как моральных, так и правовых норм. Его субъекты способны для достижения своих целей действовать по принципу "вседозволенности" и применять любые средства, включая ложь, коварство, насилие и т. п. Вот основные признаки данного типа социального поведения:
— субъекты конфликта действуют как враги, стремящиеся нанести друг другу максимальный урон;
— обе стороны постоянно демонстрируют взаимную агрессивность, воинственность, ригидность;
— негативное отношение к возможностям заключения мирных соглашений и компромиссов;
— тотальное неприятие всего, что исходит от противоположной стороны, нежелание прислушиваться к рациональным доводам и предложениям противника, если таковые возникают;
— стремление победить во что бы то ни стало, достичь господствующего положения и полностью подчинить своей воле и власти противоположную сторону;
- уверенность каждой стороны в собственной правоте и непогрешимости;
— радикализм в принятии и осуществлении решений, отсутствие чувства меры, готовность начинать сразу же с самых крайних и решительных мер;
— готовность вести "игру без правил", не соотнося свои действия ни с какими нравственными и правовыми ограничениями;
- деятельность сторон конфликта имеет исключительно деструктивный характер, разрушая ближайшую социокультурную среду.
Морально-контрадаптивное поведение в конфликте предполагает готовность личности при любых, даже самых неблагоприятных для нее обстоятельствах, защищать ценности и традиции своей социальной системы, отстаивать интересы собственной общности, организации, группы.
Человека, стоящего на этих позициях, отличают решительное нежелание поступаться своими корпоративными пристрастиями, стремление вести бескомпромиссную борьбу за них, применяя в ней те средства, что вписываются в нормативный кодекс его общности.
В тех случаях, когда участники конфликта не могут прямо заявлять о своих истинных интересах, они стремятся найти такие формы борьбы за них, где бы истинные мотивы были декорированы мотивами подставными. Нередко эту "декоративную" функцию выполняют идеологические мотивы, очень удобные и даже как бы специально созданные для таких подмен.
Вот характерные черты конфликта, развернувшегося в ценностном регистре морально-контрадаптивного типа:
— субъекты действуют не как враги, но как соперники; у каждого из них есть свои частные цели, преследовать которые они намерены без применения аморальных и противоправных средств;
— ни одна из сторон не стремится к господству над другой, не требует от нее подчинения, а желает только избежать посягательств на свои интересы;
— в действиях сторон могут доминировать мотивы пользы-выгоды (политической, экономической, корпоративной.
личной и т. п.), руководствуясь которыми, они готовы пойти навстречу урегулированию конфликтных отношений; при этом компромиссы трактуются как "тактические уловки", "диалектические хитрости", "политические маневры", позволяющие в конечном счете успешнее достичь главных целей;
- конфликт такого рода не разрушает ни нормативно-ценностных структур, ни самой общности, к которой принадлежат обе стороны, а напротив, служит поддержанию репродуктивного равновесия внутри ее морально-правового пространства, позволяя ей успешно самовоспроизводиться. Нравственно-контрадаптивное поведение в конфликте отличается ориентированностью на высшие нравственные ценности, стремлением использовать для достижения поставленных целей только те средства, которые отвечают общечеловеческим, этическим и естественно-правовым критериям.
Приведем следующие характерные особенности нравственно-контрадаптивного поведения:
— субъект ведет себя как духовно суверенная личность, не подчиняющаяся диктату корпоративных требований и прислушивающаяся в первую очередь к внутреннему голосу собственной совести;
— субъект совершенно исключает возможность применения им аморальных и противоправных средств, его действия не выходят за рамки гуманистических норм культуры;
— при любых обстоятельствах он способен относиться к личности противника с должным уважением, видя в нем равного себе носителя всеобщих, родовых начал;
— это наиболее продуктивная форма конфликтного поведения, ни при каких условиях она не превращается в источник разрушения ценностей жизни и культуры.
Поскольку в человеке одновременно сосуществуют противоположные стремления — брать и отдавать, жить для себя и для других, обособиться в автономную единицу и раствориться в "соборности" социального целого, очевидна неизбежность множества этических затруднений на его жизненном пути.
Предупреждение и разрешение конфликтов
Третейский суд как правовой инструмент разрешения социальных конфликтов
Лекция 4. ПРАВОВАЯ АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ
Теоретический статус правовой антропосоциологии
Антропосфера социально-правовой нормативности
Человек социальный как человек юридический
Лекция 5. ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эмоция страха и принцип устрашения как регуляторы социального поведения
Аффекты