Теоретический статус правовой антропосоциологии
Проблематика правовой антропосоциологии включает три сферы — антропную, социальную и правовую.
Особенность антропосоциологии права заключается в том, чтобы исследовать динамику взаимодействия человека социального с социальной реальностью и то, как в результате этих взаимодействий возникает и функционирует либо правовая реальность, либо ее ценностный негатив — реальность неправовая, криминальная.
Если традиционный социологический подход чаще всего склоняется к тому, чтобы приоритетное место отводить обществу и не ставить человека в один ряд с ним, то для антропосоциологии права ее проблемное поле двухдоминантно: на его пространствах возвышаются две равнозначные ценностные величины — человек и социум.
Взгляд на право в антропосоциологическом ракурсе открывает новые, дополнительные перспективы исследований. В поле зрения оказываются проблемы, пребывавшие прежде за пределами внимания ученых. Поскольку человек, обладающий правосознанием и участвующий в правоотношениях, руководствуется, наряду с чисто юридическими соображениями, также мотивами экономическими, политическими, религиозными, этическими и даже экзистенциальными, то спектр проблем, требующих учета и изучения, становится весьма широким и насыщенным. Так, к примеру, вполне можно говорить об экзистенциальной социологии права, если начать задаваться вопросами о том, каковы высшие цели и смысл пребывания человека внутри правовой реальности. Здесь возникает целая вереница вопросов. Как соотносятся цели, ради которых создавалось и утверждалось право, с историческими целями социума и с индивидуальными жизненными целями отдельного социального субъекта? Каков смысл целеполагающих и целепреследующих усилий социума и человека при создании правовой реальности? Какое место занимает этот смысл в обшей иерархии жизненного смысла социума и его "типичных представителей"? Эти и многие другие вопросы являются свидетельством того, что антропосоциология права отличается чрезвычайным многообразием междисциплинарных связей. Уже в одном только ее названии сфокусировались векторы трех обширнейших проблемных сфер — антропологической, социальной и правовой. А за каждой из них тянется своя вереница вопросов, часто уводящих в самые отдаленные области человеческой жизни и знаний о ней.
Ни общество, ни право нельзя понять, если не попытаться взглянуть на них сквозь призму человеческой природы и сущности. Человек в попытках приобрести представления о своей сущности и постичь смысл собственного существования тем самым приближается к постижению сути мира права. И на этом пути возникают уже не умозрительные схемы, а живое понимание правовой реальности, внутри которой цивилизованный человек живет как в стенах своего дома, отчетливо сознавая, что они защищают его от многих превратностей бытия.
И на социуме и на правовой реальности лежит неизгладимая печать антропологизма. Не случайно еще Е. Трубецкой отметил, что право существует в двух формах — как право в объективном смысле, то есть в виде совокупности всех юридическим норм, имеющихся в распоряжении общества, и право в субъективном смысле — как сфера внешней свободы, предоставляемой человеку правовыми нормами. Вторая из этих форм и есть, по существу, то, что входит в проблемную сферу антропосоциологии права.
Не только общество влияет на человека. В равной степени и человек оказывает влияние на все, что содержится в структурах социально-право вой реальности. Между ними существуют отношения своеобразного изоморфизма — структурно-содержательного подобия, позволяющего говорить о том, что право антропоморфно, а человек юридичен. Поэтому для антропосоциологии принципиальна исходная установка: для познания природы права необходимо познание природы как общества, так и человека.
Право — это зеркало человеческой природы. В нем имеется все то, что есть в человеке — рациональное и иррациональное, возвышенное и низменное, социальное и духовное и еще очень многое.
М. Бахтин отмечал, что, изучая человека, мы повсюду ищем и находим знаки и стараемся понять их значения. Такими знаками насыщена правовая реальность. И загадочность многих из них рассеивается благодаря антропосоциологическому подходу к праву в целом и к каждому из его элементов в отдельности.
Право связано причинными зависимостями и с социумом и с человеком. В природе последнего непременно должны присутствовать исходные праформы, первофеномены или архетипы тех нормативно-ценностных конструкций, что предопределяют его морально-правовое поведение. Будь социально-правовые нормы совершенно чужды человеческой природе, они никогда не смогли бы закрепиться в антропосоциосфере. Человек — их "исток и тайна". И разгадывая его загадку, мы непременно будем приближаться к разгадке тайн права.
Когда люди создают, воспроизводят, укрепляют или, напротив, разрушают социально-правовую реальность, делая это то сознательно, то бессознательно, они, конечно же исходят из данностей своей человеческой природы, опираются на собственные силы в бытии. Действовать иначе и опираться на что-то иное они попросту не могут. Поэтому в праве и не вправе, в нормах и преступных отклонениях от них присутствует все то, что имеется в человеческой природе. И в правовой реальности и в ее криминальном негативе обнаруживаются наклонности и пристрастия, укорененные в глубинах человеческого существа. А из этого следует, что чистой социологии права, полностью вынесшей человека "за скобки" своего внимания, быть не может.
Поэтому, когда приходится искать объяснения тем процессам, что происходят в социально-правовой реальности, то аргументация должна быть двоякого рода, складывающаяся из каузальных моделей argumenta ad hominem и argumenta ad socium. Первый тип моделей имеет, по существу, антропоцентрический характер. Модели второго типа социоцентричны. Содержание же тех и других соотносится между собой на началах взаимодополняемости.
Можно с полным основанием утверждать, что антропосоциология права — это наука не о праве как таковом, а, во-первых, о социально-правовой реальности, увиденной сквозь призму человеческих определений, и, во-вторых, о человеке, каким он выглядит в свете социально-правовых реалий. Для нее правоотношения — это способ присутствия права в пространстве межчеловеческих взаимодействий. Для нее правосознание — это способ бытия права в пространстве социального "Я" личности и социального "мы" разномасштабных общностей. Ей, как никому, удается взглянуть на право как на зеркало человеческой природы, в котором по-своему отобразились возвышенные и низменные свойства человека.
Антропосоциологию интересуют антропологические основания права, в каких бы социальных ипостасях оно ни выступало. То есть она совмещает, соединяет в пределах единого проблемного поля две области — антропосферу и социосферу. Ей важно получить достаточно отчетливые представления о том, какие сознательные и бессознательные установки, зарождающиеся в глубинах человеческого существа, выступают в качестве исходных, первичных правообразующих импульсов и приводят к появлению духовных и практических формообразований правового характера. Она исследует также и то, как социальная воля людей обретает через посредство норм права цивилизованную оформленность, а с ней и способность оказывать цивилизующее воздействие на межсубъектные отношения. При этом основным структурным элементом таких отношений для нее выступают противоречия. Динамика их возникновения, обострения и разрешения составляет пульс тех процессов развития антропосоциальной реальности, что интересуют правовую антропосоциологию. Между полюсами бесчисленных пар социальных противоположностей возникают поля энергетического напряжения. Правосознание фиксирует это напряжение вместе с создающими его полюсами и стремится отыскать средства разрешения противоречий и способы установления равновесно-нейтральных отношений между противоположностями.
Антропосоциология права — это наука, которую трудно отнести как к молодым, так и к старым теретическим дисциплинам. В определенном смысле у нее достаточно солидный возраст: зародыши, первые ростки ряда идей, составляющих ее существо, можно обнаружить уже у Платона и Аристотеля. Вместе с тем она молода той вечной молодостью, которая присуща наукам, рождающимся на стыках нескольких дисциплин и существуют в маргинальных пространствах человеческого знания. Это сообщает им открытость особого рода, когда они пребывают будто "на семи ветрах", и свежие веяния настигают их гораздо чаще, чем монотеории, движущиеся в своем развитии по одной, традиционной для них колее.
В отличие от правоведения, которое привычно рассматривает человека как некий придаток к государству, и в отличие от "чистой" социологии права, для которой общество "первично", а индивид "вторичен", антропосоциология признает человека такой частью общества, которая равнозначна целому и в проблемном, и в ценностном аспектах. Поэтому ее проблемная сфера имеет свою, особую, антропоцентрическую конфигурацию, не совпадающую с социоцентрической конфигурацией значительной части социологических штудий.
Результаты антропосоциологических исследований чрезвычайно важны для теории права, которая большей частью "негуманитарна", поскольку имеет весьма поверхностные представления о природе человека, не располагает аксиологическими моделями человеческого бытия. Она дает возможность правоведам, не считающим человеческое существо необходимым элементом системы правопорядка, изменить свое мнение.
Человек социальный как человек юридический
Лекция 5. ПСИХОСОЦИОЛОГИЯ НОРМАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Эмоция страха и принцип устрашения как регуляторы социального поведения
Аффекты
Страсти и социальное поведение
Воля и правосознание
Психологический механизм абсолютного запрета
Талион и его нормативно-ценностное содержание
Нормативность религиозного сознания