Тюрьма — это государственное учреждение, осуществляющее исполнение наказаний, вынесенных судом и предписывающих лишение осужденных свободы на определенный, предусмотренный законом срок. Тюремное заключение предполагает временное или пожизненное изъятие у человека, нарушившего законы государства, его права на свободу.
В местах лишения свободы существует своя субкультура, которую точнее было бы называть криминально-тюремной субцивилизацией. Термин "криминальная субкультура" неточен и даже неуместен потому, что культура по своей природе — это мир духовных ценностей, находящихся в максимальном удалении от криминальной сферы, где господствуют зло и бездуховность.
Криминально-тюремная субцивилизация представляет собой систему специфических норм и ценностей, имеющих в основном асоциальную направленность. Ее отличает резко отрицательное отношение к официальным властным структурам, правовым институтам, системе охраны правопорядка. Она — плод инволюции цивилизационных форм на некоем локальном участке социального пространства. Она противопоставляет себя цивилизации как таковой за счет того, что воспроизводит реликтовые струк-1 туры нормативно-ценностного сознания.
Можно обозначить три крупных соционормативных комплекса: а) варварские обычаи и нормы, восходящие к родоплеменному строю; б) раннегосударственные, соответствующие репрессивно-деспотическим формам управления и подчинения; в) зрелые, отвечающие современному уровню цивилизованной социальности. Из всех этих комплексов тюремная субцивилизация делает ставку на первый и второй нормативные комплексы, совершенно отвергая третий.
Тюремная субцивилизация культивирует те формы социальности, которые в открытой, официальной жизни цивилизованных сообществ давно уже не играют серьезной роли. Несущие на себе явную печать архаики и оттесненные на периферию общественной практики, они свили себе гнездо в тюремной среде.
Тюремная субцивилизация воспроизводит:
а) сферу квазисакрального в виде "священных" запретов, абсолютных табу на нарушение воровских законов и повседневных норм тюремного общежития;
б) ритуалы и обряды, регламентирующие жизнедеятельность тюремного контингента; таков напоминающий инициацию обряд "прописки", через который обязаны пройти все вновь прибывающие новички;
в) жесткая кастовость, подразделяющая всех на элиту ("блатные"), средний слой ("мужики") и дно ("опущенные");
г) архаичные формы социальной маркировки и украшательства в виде татуировок.
Тюремная субцивилизация поэтизирует уголовно-романтический образ нигилиста-"сверхчеловека" в качестве фигуры, альтернативной фигуре маленького, пугливого обывателя ("фраера"). Так, герой криминального песенного эпоса, рождающегося большей частью в местах заключения, это отважный игрок с судьбой, для которого ставка в форме свободы и жизни в его преступных играх — обычное дело.
Тюремная субцивилизация опирается на архаичные субструктуры индивидуального сознания, в том числе на архетипы, пребывающие в психическом "подполье", генерирующем асоциальные, деструктивно-агрессивные формы социальности, ментальности, миросозерцания. Она сама представляет собой "подполье" современного цивилизованного общества, концентрируя в своих недрах все наиболее темное и варварское. Существуя в социальном теле цивилизации, это "подполье" воспроизводит в замкнутых ареалах социального пространства, изолированных от остального мира, простейшие и потому устойчивые формы социального поведения.
Розділ 1. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ СОЦІАЛЬНОЇ ГЕОГРАФІЇ
1.1. Витоки соціальної географії: розуміння географічного змісту понять "соціальне" та "соціалізація" як основи формування самостійної галузі знань
1.2. Об'єкт і предмет дослідження соціальної географії
1.3. Місце соціальної географії в системі географічних наук
СУСПІЛЬНІ (ЕКОНОМІКО-ГЕОГРАФІЧНІ) НАУКИ:
1.4. Виокремлення та місце соціальної географії у структурі суспільної географії
1.5. Функції соціальної географії та підходи до її вивчення
Розділ 2. ІСТОРІЯ РОЗВИТКУ ТА СУЧАСНИЙ РІВЕНЬ ТЕОРЕТИЧНИХ ОСНОВ СОЦІАЛЬНОЇ ГЕОГРАФІЇ
2.1. Історія розвитку соціальної географії