13.1. Основания охранительных налоговых процедур
Основания юридической ответственности в ряде случаев разграничивают на нормативные и фактические. В качестве нормативных оснований ответственности, при этом, выделяется совокупность соответствующих правовых норм, на основании которых устанавливается ответственность в данной сфере отношений. К фактическим основаниям ответственности, по сути, сводят само совершенное правонарушение, обусловливающее применение санкций. Естественно, в данном случае к подобной дифференциации необходимо относиться как к некой теоретической абстракции, поскольку такое их разграничение возможно только на уровне теоретической модели, поскольку фактические основания могут быть реализованы при наличии нормативных. Деяние лица рассматривается как правонарушение только в том случае, если данная конструкция облечена в соответствующую правовую форму, только в том случае, если данное действие или бездействие признается правонарушением соответствующей правовой нормой.
Основанием ответственности является виновное, предусмотренное законом общественно опасное деяние, имеющее определенные юридические признаки. В качестве совокупности этих признаков, определяющих конкретное деяние как правонарушение, и выступает состав правонарушения. Не останавливаясь подробно на анализе правонарушения, выделим общие признаки, характерные для всех видов правонарушений, в том числе и для налоговых:
1) общественная опасность деяния;
2) противоправность действий или бездействия;
3) виновное поведение как результат свободного волеизъявления правонарушителя;
4) наказуемость.
Правонарушение - это именно деяние людей, включающее два варианта поведения: активное действие субъекта или юридически значимое бездействие. Причем подобное поведение может быть отнесено к правонарушению только при условии его общественной опасности, то есть при условии включения в себя наличия вреда. Причиняя вред обществу, правонарушитель создает определенную юридическую опасность или злоупотребляет правом. Противоправность в этом случае как раз и есть юридическим выражением общественной опасности деяния, его вредности для общества. Противоправное деяние при этом становится правонарушением только в случае свободного волеизъявления правонарушителя, когда оно является виновным поведением.
Таким образом, налоговое правонарушение - противоправное (совершенное в нарушение налогового законодательства), виновное деяние (действие или бездействие) лица, связанное с неисполнением или ненадлежащим исполнением налоговой обязанности, за которое установлена юридическая ответственность. Необходимо учитывать, что в данном случае речь идет о налоговой обязанности в широком смысле, включающей полный комплекс налоговых обязанностей (по исчислению, уплате налогов и сборов, осуществлению налоговой отчетности), а не исключительно об уплате налоговых платежей.
Понятия "правонарушение" и "состав правонарушения" тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Эти категории являются научными абстракциями, отражающими реальное правовое поведение субъекта. "Состав правонарушения" фиксирует эмпирические признаки, присущие любому конкретному правонарушителю, тогда как "правонарушение" отражает его социальную сущность, отношения к нему со стороны общества и государства в целом. Состав правонарушения является системой наиболее общих, типичных, существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений. Эта система признаков необходима и достаточна для привлечения правонарушителя к ответственности, и без наличия хотя бы одного из них лицо не может быть привлечено к ответственности. Достаточность этих принципов определяется тем, что для привлечения лица к ответственности не требуется устанавливать каких-либо иных, дополнительных признаков.
Действительно, понятия признаков правонарушения и состава правонарушения довольно тесно связаны между собой, но именно это и обусловливает необходимость их принципиального разграничения. Если признаки налогового правонарушения определяют явление, рассматриваемое в качестве нарушения соответствующих налогово-правовых норм, то состав налогового правонарушения определяет условия, при наличии которых лицо может быть привлечено к ответственности. Если при наличии всех признаков налогового правонарушения отсутствует хотя бы один из элементов состава налогового правонарушения, то привлечение к ответственности невозможно.
Таким образом, юридическая конструкция состава налогового правонарушения имеет большое значение для правоприменительной деятельности и квалификации нарушений налогового законодательства. Только установление в поведении лица всех признаков состава правонарушения позволяет квалифицировать это поведение как правонарушение и возложить на лицо соответствующие меры ответственности. Нарушение налогового законодательства может повлечь или влечет нанесение ущерба государству при неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговой обязанности.
Законодательно закрепить конкретные составы налоговых правонарушений целесообразно по двум направлениям:
- материальные составы, связанные в основном с сокрытием или занижением дохода, прибыли;
- формальные составы, состоящие в непредставлении или несвоевременном представлении в налоговый орган необходимых документов.
Такое деление позволит сформировать общие подходы при дифференциации санкций, заложить определенные, устойчивые критерии. Так, по материальным составам речь может идти о размере сокрытой или заниженной прибыли, дохода, в зависимости от чего и варьировались бы санкции и даже вид ответственности. По документальным составам подобным критерием может быть срок задержки документов, их характер.
13.2. Содержание охранительных налоговых процедур