Глобальный финансовый кризис стал серьезным вызовом для МВФ, ведь именно эта организация занимает центральное место в современной мировой финансовой архитектуре. Понятно, что оценка реальной роли МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений в целом и в эффективности его программ финансирования в частности требует специального анализа, потому мы остановимся лишь на отдельных моментах деятельности этой организации во время глобального финансового кризиса.
В связи с финансовым кризисом в течение 2008-2009 гг. к МВФ с просьбой о финансовой помощи обратилось почти двадцать стран, причем по большинству обращений уже принято позитивные решения (таблица 19).
Следует отметить, что перечень стран, которые рассчитывают на помощь, может вырасти. И не исключено, что среди этих стран будут не только "традиционные" клиенты МВФ, но и развитые страны.
В целом МВФ заявил о намерениях реформировать текущую деятельность и уже осуществил целый ряд существенных изменений в механизме предоставления финансовых средств странам, которые серьезно поразил кризис. Очевидно, заявленные и реализованные шаги являются частью процесса реформирования этой организации, о необходимости которого много говорится, особенно в последнее время. Среди важнейших изменений, которые испытала текущая политика МВФ, следует назвать такие.
Усовершенствование условий кредитования
Традиционно МВФ критиковали за то, что получение кредитов от этой организации сопряжено с большим количеством условий, которые на практике мало способствуют решению действительно ключевых проблем конкретной страны. Поэтому сегодня Международный валютный фонд ставит перед собой задачу сформулировать условия кредитования таким образом, чтобы максимально полно использовать сильные стороны экономической политики соответствующей страны и фундаментальные условия (принципы) функционирования ее экономики.
Поэтому МВФ будет преимущественно полагаться на предварительно определенные квалификационные критерии (условия ex-ante, или ex-ante conditionality), чем на традиционные оценки соблюдения условий (условия ex-post, или ex-post conditionality) в процессе сотрудничества со страной. Кроме того, теперь мониторинг хода структурных реформ будет осуществляться в контексте обзоров реализации программы, а не на основе структурных индикаторов.
Сегодня МВФ ставит перед собой задачу сформулировать условия кредитования таким образом, чтобы максимально полно использовать сильные стороны экономической политики соответствующей страны и фундаментальные условия (принципы) функционирования ее экономики.
Таблица 19. Ссуды МВФ, предоставленные в 2008-2009 гг. в связи с глобальным финансовым кризисом (по состоянию на 23 апреля 2009 года)
Страны | Дата обращения (или решения) | Сумма кредита (млн СДР) |
Грузия | Сентябрь 2008 года, кредит выделен | 477 |
Украина | Ноябрь 2008 года, кредит выделен | 11 000 |
Венгрия | Ноябрь 2008 года, кредит выделен | 10 538 |
Пакистан | Ноябрь 2008 года, кредит выделен | 5169 |
Исландия | Ноябрь 2008 года, кредит выделен | 1400 |
Сейшельские острова | Ноябрь 2008 года, кредит выделен | 18 |
Латвия | Декабрь 2008 года, кредит выделен | 1522 |
Сербия | Январь 2009 года, кредит выделен | 351 |
Беларусь | Январь 2009 года, кредит выделен | 1168 |
Сальвадор | Январь 2009 года, кредит выделен | 514 |
Армения | Март 2009 года, кредит выделен | 368 |
Монголия | Апрель 2009 года, кредит выделен | 153 |
Коста-Рика | Апрель 2009 года, кредит выделен | 492 |
Мексика | Апрель 2009 года, кредит предоставлен (гибкая кредитная линия) | 31 500 |
Монголия | Апрель 2009 года, кредит предоставлен | 153,3 |
Колумбия | Апрель 2009 года, обращение к МВФ (гибкая кредитная линия) | 6970 |
Польша | Апрель 2009 года, обращение к МВФ (гибкая кредитная линия) | 13 700 |
Создание так называемой гибкой кредитной линии имеет целью предоставление значительных средств в авансовом порядке относительно сильным странам.
Усиленные резервные кредиты, или кредиты "стенд-бай"
Удвоение лимитов кредитования
Упрощение структуры расходов и условий расчетов за кредитом
Упрощение кредитного инструментария МВФ
Реформирование механизма кредитования стран с низким уровнем дохода
Глава 5. Кризис как вызов для частного сектора и государства
5.1. Глобальный финансовый кризис как вызов для частного сектора
5.2. Государство и частный сектор в условиях кризиса
Глава 6. Стратегия выхода из режима антикризисной политики