Мировая экономика: глобальный финансовый кризис - Бураковский И.В. - 5.2. Государство и частный сектор в условиях кризиса

Современный финансовый кризис потребовал беспрецедентного вмешательства государства в экономику, формы которого были описаны выше. Это поставило в повестку дня вопрос о том, как же должны строиться отношения между государством и бизнесом в условиях кризиса с тем, чтобы не было подорвано функционирование рыночных механизмов со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом основное внимание привлечено к проблемам увеличения государственного сектора в ходе антикризисных мероприятий. Поскольку наиболее активно государство вмешалось в функционирование финансового сектора, именно здесь сегодня называются потенциальные риски, связанные с государственным вмешательством (таблица 21).

Таблица 21. Государство и финансовый сектор:

риски непродуманных государственных интервенций

Искажение рыночных пропорций и проблема "морального риска"

(угроза недобросовестности)

"Здоровье" финансового сектора в долгосрочной перспективе

Системный риск и широкий экономический контекст

- Государственная собственность, скорее всего, негативно влияет на нормальное функционирование финансовых рынков,

- На протяжении 20 лет, предшествовавших кризису, роль сектора финансовых услуг в создании ВВП постоянно возрастала.

- Поучительная история японского "потерянного десятилетия" с 1991 по 2000 гг. после экономического кризиса демонстрирует

Окончание таблицы 21

Искажение рыночных пропорций и проблема

"морального риска"

(угроза недобросовестности)

"Здоровье" финансово-

го сектора в долгосрочной перспективе

Системный риск и широкий экономический контекст

поскольку такие госу-

дарственные институ-

ты имеют доступ к

более дешевым ресур-

сам (например, за

счет бюджета); такие

институты имеют

особые преимущества

при проведении ком-

мерческой деятель-

ности, требующей

больших средств.

- Принадлежащие

государству институ-

ты не имеют доста-

точных стимулов к

эффективной де-

ятельности в долго-

срочном плане, если

они получают госу-

дарственную под-

держку. Между тем,

концепция "слишком

большие, чтобы

упасть" стимулирует

развитие излишне

сложных бизнес-мо-

делей и участия в из-

лишне рискованных

операциях благодаря

уверенности в под-

держке системы со

стороны государства

в случае каких-либо

затруднений.

Поэтому в случае из-

лишне жесткого и

непродуманного государственного регулирования националь-

ная конкурентоспо-

собность на мировых

рынках может быть

поставлена под угрозу.

- Государственная

собственность может

стать инструментом

политики в том случае, если правительство захочет реформировать институты,

которые нуждаются в

рекапитализации за

счет государственных

средств.

издержки неудачного

государственного

вмешательства с целью борьбы с кризисом.

- Многие принадлежащие государству

институты все еще

представляют систем-

ный риск на нацио-

нальном и глобаль-

ном уровнях; ошибки

могут очень быстро

вызвать колебания

мировой экономики.

Об этих рисках также говорится в целом ряде документов Большой двадцатки, ЕС и МВФ. Вместе с тем большой интерес представляет видение частного сектора того, как должно себя вести государство в сфере финансовых услуг (таблица 22).

Таблица 22. Рекомендации представителей сектора финансовых услуг и инвесторов

Фундаментальные рекомендации

Рекомендации

1. Концептуально отделить участие в капитале (собственности) от других форм государственных интервенций в условиях кризиса

Объяснение

o Вызовы, связанные с собственностью, отличаются от других форм государственных интервенций

o Бесконечные публичные обсуждения чреваты риском плохого управления

2. Четко определить цели как акционера - балансирование быстрого выхода из капитала и защиты инвестиций налогоплательщиков

o Четкость целей имеет критическое значение для принятия решений

o Собственность не должна использоваться для реализации более широких политических целей

Структурные рекомендации

3. Создать независимый процесс (орган) управления государственной долей в капитале компании

o Независимость ограничивает политическое влияние на управленческую деятельность и принятие решений относительно государственной доли в капитале

o Четкий мандат, эффективная структура и управление являются ключевыми факторами обеспечения независимости

4. Ограничить влияние правительства на формирование состава органов управления, процесс принятия управленческих решений и осуществление других представительских функций

o Модель с использованием частных акций (закрытого акционерного общества) является чересчур "агрессивной", модель дробления капитала на большое количество частей (долей) является чересчур "пассивной"

o Влияние правительства на формирование состава органов управления, процесс принятия управленческих решений и осуществление других представительских функций вполне достаточно для реализации целей государственной политики

o Члены правления должны быть независимыми и представлять интересы всех акционеров

Рекомендации

Объяснение

Тактические рекомендации

5. Обеспечить приход на руководящие должности в государственном и частном секторах талантливых менеджеров и предоставить им соответствующие полномочия

o Сложность задач требует специальных навыков и умений

o Условия работы должны быть конкурентоспособными (круг обязанностей, стимулы, политическая поддержка и т. д.)

6. Обеспечить высокий уровень прозрачности и ответственности

o Эти два условия необходимы, чтобы менеджеры могли эффективно реализовать свои обязанности

o Эти условия позволяют обеспечить ответственность тех, кто осуществляет необходимые изменения, за свои планы и действия, что позволяет восстановить/сохранить доверие

Источник: Governments as shareholders: navigating the challenges of newly held interests in financial institutions. A World Economic Forum Working Paper in collaboration with Oliver Wyman. The Future of the Global Financial System: World Economic Forum New Financial Architecture project, November 2009, p. 8.

В целом с этими рекомендациями можно согласиться. Теперь осталось посмотреть, когда и в какой форме они будут реализованы. В целом же политика государственного присутствия в экономике после кризиса требует полного анализа. Поэтому мы ограничимся несколькими тезисами.

Начнем с того, что хотя на тему кризиса уже написано достаточно много, однако в целом ситуация остается неопределенной и требует дальнейшего пристального изучения по меньшей мере в следующих аспектах.

1. Фундаментальные причины, которые привели к нынешнему кризису, пока не устранены. Правительства оказались владельцами финансовых институтов, которые, вдобавок к своим собственным проблемам, также являются частью более широкой финансовой системы, которая сегодня быстро развивается.

Многие традиционные элементы деятельности финансовых институтов, начиная от схем выплаты ком-

В целом ситуация остается неопределенной и требует дальнейшего пристального изучения проблем, связанных с вхождением государства в финансовый сектор.

Фундаментальные причины, которые привели к нынешнему кризису, пока не устранены.

пенсаций менеджменту и заканчивая процессами управления рисками, будут переосмыслены уже в ближайшее время. Одновременно с этим национальные и международные регуляторы занимаются такими системно важными проблемами, как доктрина "слишком велики, чтобы разориться", циклический характер формирования резервов под кредиты, и тем, что некоторые институты могут быть "слишком сложными, чтобы нормально функционировать".

До тех пор, пока основы финансовой архитектуры не будут "отремонтированы", находящиеся в государственной собственности институты и вся система в целом остаются весьма хрупкими, тогда как непродуманные шаги могут иметь драматические последствия.

2. Отсутствие четкого определения успеха. Многие правительства стали акционерами поневоле. Они бы не вмешивались, если бы финансовым институтам и системе в целом ничего не угрожало. Вместе с тем сегодня далеко непонятно, что нужно сделать для того, чтобы устранить риски, с которыми сталкиваются эти институты. Вопрос можно поставить и по-другому: а следует ли ставить такую задачу на первое место? Как должны выглядеть соответствующие институты с тем, чтобы выжить и процветать в новой финансовой архитектуре? Какую роль должно сыграть участие государства в собственности для того, чтобы эти финансовые институты стали успешными? Очевидно, что подход "поживем- увидим" явно недостаточен, но и набор конечных целей и путей движения к ним остается очень широким.

3. Необходимость одновременно решать сразу несколько проблем. Проблема, что делать с государственной долей акций в крупных финансовых институтах, не решается в вакууме и является элементом целой цепочки взаимосвязанных вызовов, с которыми сталкиваются правительства. В дополнение к вложенным инвестициям

правительства должны одновременно преодолеть последствия драматических изменений в денежно-кредитной политике и регулировании.

Независимо от того, что решат правительства сделать со своими пакетами акций, существует много сложных проблем в плане определения сроков и увязки разных аспектов государственного вмешательства. При этом нельзя забывать о дополнительных сложностях, связанных с международной координацией действий. Во многих отношениях ожидаемое конечное состояние как отдельных учреждений, так и системы в целом представляет собой движущуюся цель.

4. Экзогенные изменения среды функционирования сектора финансовых услуг. Независимо от кризиса, в последние годы сам сектор финансовых услуг переживал один из самых крупных тектонических сдвигов в своей истории. В последнее десятилетие проявились последствия старения общества и перемещение экономической мощи и денег с Запада на Восток. Другие тенденции, такие как уменьшение использования заемных средств в экономической деятельности и переосмысление основных бизнес-моделей в рамках финансовых услуг, в результате кризиса ускорились и теперь еще больше осложнили принятие стратегических решений правительствами, которые сегодня вошли в капитал финансовых институтов1.

Вместе с тем, следует отдельно отметить, что сам финансовый сектор постоянно изменяется, равно как и меняется среда его функционирования. И эти моменты следует учитывать при выработке конкретных рекомендаций относительно соответствующего инструментария государственной политики в этой сфере (таблица 23).

Изменилась среда функционирования сектора финансовых услуг, и эти изменения надо учитывать.

Таблица 23. Движущие силы и изменения, которые определяют состояние финансового сектора

7 движущих сил

Краткосрочные последствия для прибыльности сектора и роста

Основные темы, которые будут определять состояние сектора

Экономические и финансовые условия

1. Уязвимое и вялое восстановление экономики

2. Прекращение государственной помощи

3. Продолжающийся процесс реба-лансирования глобальной экономики

Низкая прибыльность в реальном секторе экономики обусловит низкую прибыльность в секторе финансовых услуг

Продолжающаяся нагрузка на капитал

Растущие издержки финансирования

Уменьшение спроса на продукты, характеризующиеся высоким уровнем риска и доходности

Переосмысление моделей бизнес-деятельности в мире, где доминирует относительно низкая прибыльность

Повышенное внимание к клиенту

Поляризация

конкурентной

среды

Операционные рамки

4. Усиление регулирования

5. Изменение конкурентной среды

Увеличение затрат, связанных регулированием и факторами, ограничивающими рост Элементы затрат системы должны быть перенесены на системно значимые институты

Фундаментальные факторы

6. Восстановление доверия

7. Переоценка существующих ценностей и предположений

Сохранение искажений рыночных пропорций в результате государственных интервенций

Изменение формата взаимодействия с клиентами Новые исходные допущения, на которых строится инвестиционная деятельность

Антикризисная политика привела к расширению вмешательства государства в экономику, однако этот факт не ставит под сомнение потенциал рыночной системы. Сегодня речь идет о том, как выстроить отношения государства и частного бизнеса с тем, чтобы решить имеющиеся проблемы и сделать функционирование рынков более эффективным.

Глава 6. Стратегия выхода из режима антикризисной политики
6.1. Цели и принципы стратегии выхода
Предотвращение кризиса
Контроль за ходом кризиса и смягчение его воздействия
Разрешение кризиса
Долги и экономика: три вызова в интерпретации МВФ
Глава 7. Экономическая политика в посткризисном мире
7.1. Макроэкономическая политика: что показал кризис
Общественное благо в экономической теории
Финансовая стабильность
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru