Мировая экономика: глобальный финансовый кризис - Бураковский И.В. - 11.3. Проблемы взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями

С точки зрения минимизации кризисных явлений, которые проявились в 2008-2009 гг. как за счет внутренних причин, так и в результате мирового финансового кризиса, очень важными для Украины являются взаимоотношения с международными финансовыми организациями.

Такая важность взаимоотношений Украины с международными финансовыми организациями определяется не только возможностью непосредственно получить финансирование, но и самим фактом отношения к стране со стороны этих организаций. Речь идет о том, что именно такое отношение к стране со стороны международных финансовых организаций есть, в известной мере, индикатором, который берется к сведению частными инвесторами и другими странами в процессе перестройки отношений с данной страной.

Для успешного и сравнительно быстрого формирования рыночной системы хозяйства, а также уменьшения социального напряжения в обществе необходимы значительные объемы финансовых ресурсов, которых в переходный период рыночной трансформации объективно не хватает. Именно поэтому сотрудничество с международными финансовыми организациями является достаточно важным с экономической точки зрения.

Кроме сугубо экономической стороны, сотрудничество с международными финансовыми организациями имеет большое внутренне- и внешнеполитическое значение. Речь идет о том, что разные политические силы в Украине по-разному относятся к самому факту сотрудничества с названными структурами и к необходимости (и формату) интеграции в мировое сообщество. В то же время деятельность этих структур может рассматри-

Большое значение для Украины имеют взаимоотношения с международными финансовыми организациями.

Кроме сугубо экономической стороны, сотрудничество с международными финансовыми организациями имеет большое внутренне- и внешнеполитическое значение.

Традиционно выделяются три главных международных финансовых организации, с которыми сотрудничает Украина, - МВФ, Всемирный банк и ЕБРР.

ваться как показатель зрелости политических реформ в Украине среди других стран мира.

На официальном уровне традиционно декларировалась заинтересованность в сотрудничестве с международными финансовыми организациями, что, отчасти, также связано и с соответствующей зависимостью от этих структур. О значении сотрудничества с международными финансовыми организациями свидетельствует то, что в послании Президента Украины Верховной Раде Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2000 году" содержался отдельный раздел "Украина и международные финансовые институции"1. Кстати, а в послании Президента Украины Верховной Раде Украины в 2002 году "Европейский выбор. Концептуальные принципы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы", а также в Программе деятельности Кабинета Министров Украины на 2002-2004 год задекларирован переход к отношениям с Международным валютным фондом на бескредитной основе.

Традиционно выделяются три главных международных финансовых организации, с которыми сотрудничает Украина, - Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Кроме того, к сотрудничеству с международными финансовыми организациями относят и получение международной технической помощи.

Сравнительно низкая стоимость заимствований, которые предоставляют финансовые организации, значимость их оценок и действий для других потенциальных кредиторов и инвесторов обусловливают сотрудничество Украины с этими учреждениями. Хотя определение перечня из трех ведущих организаций не исключает возможностей сотрудничества с другими международными и региональными финансовыми организациями как коммерческого, так и некоммерческого характера.

С присоединением Украины в 1992 году к самым влиятельным международным финансовым организациям МВФ и Всемирному банку и ведущему региональному финансовому учреждению - ЕБРР начата интеграция страны в мировую финансовую систему.

В сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом до настоящего времени можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап (1994-1995 гг.) характеризуется предоставлением МВФ кредитов по программе системной трансформационной ссуды (БТБ) в сумме 742 млн долларов для поддержки платежного баланса Украины. Трудности, связанные с платежным балансом, возникли в результате обострения экономического кризиса и изменений в структуре и ценовых условиях внешней торговли, основным из которых стал переход к мировым ценам на энергоносители.

На втором этапе (1995-1998 гг.) были реализованы три программы "стенд-бай", которые были утверждены в объеме 2185,5 млн долларов. Эти кредиты предназначались для поддержки курса национальной валюты и финансирования дефицита платежного баланса Украины. Благодаря реализации двух первых программ наше государство получило доступ к мировым рынкам капитала, а третий заем, который был согласован в августе 1997 года, был предоставлен сроком на один год на общую сумму 542 млн долларов. Из нее Украина получила лишь 242,2 млн долларов, поскольку в марте 1998 года МВФ отказал в предоставлении очередных

В сотрудничестве Украины с Международным валютным фондом до настоящего времени можно выделить четыре основных этапа.

траншей из-за нарушения правительством отдельных показателей и условий Меморандума об экономической политике, в частности в части дефицита государственного бюджета.

Основной проблемой этого периода стал финансовый кризис в сентябре 1998 года. Предоставление МВФ своевременной помощи Украине позволило осуществить постепенную девальвацию гривни и избежать ее обвала с непредсказуемыми для банковской системы последствиями. Вместе с тем в политике Правительства и НБУ относительно поддержки стабильности национальной денежной единицы были существенные противоречия. Ее искусственно завышенный обменный курс поддерживался сверхвысокими процентными ставками за государственными ценными бумагами для масштабного привлечения иностранного капитала через рынок ОВГЗ. Под давлением краткосрочных задач во II полугодии 1997 года направление движения иностранного капитала, спекулятивного по своей сути, изменилось на обратное. Компенсационным источником финансирования его оттока стали валютные резервы НБУ, уровень на протяжении 1998 года уменьшился почти на 2 млрд долларов (с 2,34 млрд долларов на конец 1997 года до 0,76 млрд долларов на конец 1998 года).

Третий этап (1998-2001 гг.) начался в сентябре 1998 года внедрением трехлетней Программы расширенного финансирования (ЕББ), которой предусматривалось предоставление ссуды общей суммой 2,226 млрд долларов. Главная ее цель - содействие макроэкономической стабилизации в Украине и выходу на позитивную экономическую динамику, обеспечение на протяжении 2001-2005 гг. ежегодных темпов роста реального ВВП на уровне не менее 4-5%. На 1 января 2001 года в рамках этой программы было получено свыше 1 млрд долларов,

которые пошли на пополнение валютных резервов НБУ. За период сотрудничества с МВФ наше государство получило от него кредитов на общую сумму свыше 3,5 млрд долларов.

Четвертый этап (2002-2008 гг.) характеризовался определенной неустойчивостью отношений, которые включали как постепенный отход от сотрудничества на условиях получения кредитов, так и возвращение в такую форму с беспрецедентным получением займа в объеме 16,5 млрд долларов, четырьмя траншами, начиная с ноября 2008 года.

Одновременно сотрудничество с Международным валютным фондом рассматривается мировым финансовым сообществом как фактор доверия, подтверждения кредитоспособности государства. Именно поэтому анализ этапов сотрудничества Украины с МВФ может быть проведен одновременно и сквозь призму поступления в Украину частного капитала.

В условиях развития мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. со стороны МВФ была проведена реальная трансформация не только основных принципов сотрудничества со странами-реципиентами, но и самого восприятия мировой экономики как глобальной системы.

В период, когда финансовый кризис отразился на реальной экономике (торговле, объемах производства и занятости) и распространился на все уголки мира, МВФ сформулировал следующие приоритеты экономической политики как на национальном, так и на международном уровнях1.

Сотрудничество с Международным валютным фондом рассматривается как фактор доверия, подтверждения кредитоспособности государства. Именно поэтому анализ этапов сотрудничества Украины с МВФ может быть проведен и с точки зрения поступления в Украину частного капитала.

В условиях развития мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. со стороны МВФ была проведена реальная трансформация не только основных принципов сотрудничества со странами-реципиентами, но и самого восприятия мировой экономики как глобальной системы.

Эксперты считают, что директивные органы большинства европейских стран обнаружили способность к адаптации и настойчивость в решении многих обусловленных кризисом проблем в сфере экономической политики и координации действий.

Оздоровление балансов финансового сектора - решительные мероприятия по рекапитализации банков и очистке их балансов - как необходимое условие для обеспечения работы кредитных рынков и возобновления развития глобальной экономики. По мнению МВФ, пока это не будет сделано, попытки возобновить уровни спроса, скорее всего, будут обречены на неудачу. При этом делается признание важности поддержки денежно-кредитной политики в зависимости от оценки внутренних условий.

В плане предоставления бюджетных стимулов в глобальном масштабе в 2009 и 2010 годах МВФ рекомендовал странам, как развитым, так и развивающимся, которые имеют соответствующие бюджетные возможности, использовать их для стимулирования спроса. Кризис наглядно показал важность бюджетного потенциала, что позволяет принимать антициклические меры налогово-бюджетной политики во время экономического спада. Страны в основном предоставляли необходимые бюджетные стимулы в 2009 году, и такую поддержку необходимо продолжать в 2010 году.

Важными для Украины являются такие оценки ситуации в европейском регионе и рекомендации относительно макроэкономической политики1.

Эксперты считают, что директивные органы большинства европейских стран обнаружили способность к адаптации и настойчивость в решении многих обусловленных кризисом проблем в сфере экономической политики и координации действий. Речь идет о снижении процентных ставок, нестандартных мероприятиях в денежно-кредитной сфере и стремительном увеличении бюджетных дефицитов, что в целом помогло остановить

падение экономической активности. Многочисленные интервенции в финансовом секторе позволили снизить системные риски, возродить готовность принимать риски и повысить цены активов, даже несмотря на сложности в проведении и координации таких интервенций на начальном этапе.

По экспертным оценкам, процесс оживления экономики, вероятно, будет медленным и неустойчивым. В условиях продолжающегося возобновления сбалансированности мирового спроса Европа не может рассчитывать на один лишь экспорт как на движущую силу экономического подъема. Кроме того, развитию экономической активности будет препятствовать рост безработицы и недостаток кредитных ресурсов в условиях снижения доли ссудных средств в балансах банков.

Риски вокруг этого базисного сценария в целом сбалансированы: экономический рост может оказаться более высоким, если оживление мировой торговли будет более энергичным и длительным, чем это ожидается сегодня, и более низким, если вызванные рецессией убытки и безнадежные кредиты приведут к еще большему росту напряженности в финансовом секторе. Кроме того, избыточные объемы задолженности в иностранной валюте в европейских странах с рынком, который формируется, образуют дополнительный фактор уязвимости, которая угрожает всему континенту из-за высокой степени интеграции банковских систем и прочности торговых связей. Еще один риск имеет отношение к потреблению, которое может пострадать, если занятость будет медленно реагировать на смены в экономическом цикле, увеличивая тем самым вероятность того, что оживление экономики будет происходить без роста занятости, которая может негативно сказаться на уровне доверия, потреблении и инвестициях.

Большое значение имеет сравнительный анализ сотрудничества МВФ с Украиной и с другими странами. Это важно как в плане понимания реалий мирового финансового кризиса, так и трансформации принципов деятельности самого МВФ.

В этой связи представляет интерес некоторый сравнительный анализ реализации программ сотрудничества МВФ с Украиной и другими странами. Это важно как в плане понимания реалий мирового финансового кризиса, так и трансформации принципов деятельности самого МВФ. В более длительной перспективе подъему экономики, вероятно, будут мешать обусловленные кризисом изменения производственного потенциала, а также общеизвестные факторы структурной негибкости. Среднесрочные перспективы развития европейской экономики ухудшились в результате вызванного кризисом сокращения инвестиций, угроз роста структурной безработицы и прекращения бума в финансовой сфере, секторах недвижимости и строительства.

В отмеченных условиях в центре внимания директивных органов должны находиться задачи обеспечения длительного и быстрого подъема экономики. В ближайшей перспективе необходимо более взвешенно подходить к оценке балансовых рисков, с которыми сталкиваются банки, и принимать меры по рекапитализации или реструктуризации жизнеспособных учреждений и по санации учреждений нежизнеспособных.

Одновременно с этим необходимо продуманным образом действовать в денежно-кредитной и налогово-бюджетной областях, стремясь достичь устойчивого подъема экономики, и, в то же время, подготовиться к свертыванию экстраординарных мероприятий, принятых в период кризиса. Поскольку процесс оживления экономики еще не стойкий, необходимо довести до конца запланированные мероприятия налогово-бюджетного стимулирования. С другой стороны, опасения по поводу неустойчивости бюджета диктуют необходимость решительных шагов. Денежно-кредитная политика в это время должна оставаться направленной на содействие росту, но допускать возможность любых вариантов действий.

Оперативные мероприятия по устранению негативных последствий кризиса для производственного потенциала будут способствовать более динамичному и быстрому оживлению, которое позволит укрепить стабильность налогово-бюджетной сферы и упростит решение проблем, связанных со свертыванием принятых мер. По мнению МВФ, в странах с развитой экономикой директивным органам стоит сделать все возможное для реформирования рынков труда и товаров. В странах с формирующимся рынком большое значение для последующего сближения с уровнем дохода в странах с развитой экономикой будет иметь структурная гибкость, что позволяет перемещать ресурсы и рабочую силу в отрасли, которые производят внешнеторговые товары и услуги.

Сохраняется значительная неопределенность относительно размера вызванного кризисом снижения производственного потенциала. Центральные банки должны четко информировать о своих взглядах на динамику производственного потенциала и ее последствия для стабильности цен с целью сдерживания инфляционных ожиданий и ограничения расходов, предопределенных ошибками в экономической политике.

Во многих странах с формирующимся рынком последствия кризиса, вероятно, будут еще долго проявляться в виде макроэкономической нестабильности. Финансовые рынки с осторожностью относятся к внешним и внутренним факторам уязвимости. В частности, обеспокоенность в связи со стабильностью бюджета, который возникает частично из-за озабоченности по поводу размаха проблем в финансовом секторе, привела к расширению спредов процентных ставок и повы-

Поскольку процесс оживления экономики еще не набрал силы, необходимо довести до конца запланированные мероприятия налогово-бюджетного стимулирования. С другой стороны, опасения относительно состояния бюджета требуют решительных шагов.

Во многих странах с формирующимся рынком последствия кризиса будут еще долго проявляться в виде макроэкономической нестабильности. Финансовые рынки осторожно относятся к внешним и внутренним факторам уязвимости.

Особого внимания заслуживают данные относительно динамики бюджетных сальдо и оценки соотношения валового государственного долга к ВВП.

шению волатильности обменных курсов в масштабах, которые превышают масштабы влияния глобальных шоков. В ближайшей перспективе полезно будет проводить политику, направленную на стабилизацию финансового сектора и преодоление проблемы избыточной внешней задолженности. Однако для решения проблемы более длительных изменений волатильности разработчикам политики будет особенно полезно прибегнуть к принятию основ политики, которые предусматривают неуклонное соблюдение стойкого курса и усовершенствование механизмов обеспечения финансовой стабильности. Шаги в этом направлении будут способствовать росту экономики, поскольку позволят уменьшить опасение касательно риска инвестиций и снизить процентные ставки.

Невзирая на большой дефицит и растущий государственный долг во многих странах, необходимо продолжать бюджетное стимулирование, пока подъем не станет стойким. Более того, может понадобиться увеличить объем стимулов или продлить его действие сверх планируемых сроков, если риски снижения темпов роста станут реальностью. В связи с этим правительствам стоит быть готовыми внедрять новые инициативы по мере необходимости. В то же время они должны задаться целью значительно сократить дефицит, когда подъем закрепится, и приступить к решению долгосрочных бюджетных задач путем проведения реформ, призванных перевести государственные финансы на более стойкую траекторию.

Особого внимания заслуживают данные относительно динамики бюджетных сальдо (2009-2010 гг. - прогнозные данные МВФ) и оценки отношения валового государственного долга к ВВП по состоянию на 2006 год. В частности, невзирая на высокий контроль за соблюдением Маастрихтских критериев стран зоны евро, прак-

тически для всех стран региона ожидается увеличение этого показателя до величины свыше 5%. При этом для Великобритании этот показатель может составить почти 10%.

Позитивным следует считать тот факт, что величина бюджетного сальдо для Украины прогнозируется на уровне до 5%. Кроме того, по состоянию на конец 2006 года Украина имела чуть ли не наименьший в Европе показатель отношения государственного долга к ВВП.

Известно, что Украина одной из первых обратилась и получила финансовую помощь от МВФ, которая по размерам является наибольшей по договоренности "стенд-бай". Основные показатели финансирования со стороны МВФ приведены в таблице 31.

Таблица 31. Договоренности по основным механизмам, утвержденным в 2009 финансовом году (в млн СДР)

Страна-член

Вид

договоренности

Вступает в силу

Утвержденная сумма

Грузия

18-мес. "стенд-бай"

15 сентября 2008 года

477,1

Украина*

24-мес. "стенд-бай"

5 ноября 2008 года

11 000,0

Венгрия*

17-мес. "стенд-бай"

6 ноября 2008 года

10 537,5

Исландия*

24-мес. "стенд-бай"

19 ноября 2008 года

1400,0

Латвия*

27-мес. "стенд-бай"

23 декабря 2008 года

1521,6

Беларусь

15-мес. "стенд-бай"

12 января 2009 года

1618,1

Сербия

15-мес. "стенд-бай"

16 января 2009 года

350,8

Армения*

28-мес. "стенд-бай"

6 марта 2009 года

368,0

Монголия

18-мес. "стенд-бай"

1 апреля 2009 года

153,3

Мексика

12-мес. гибкая кредитная линия

17 апреля 2009 года

31 528,0

ВСЕГО

65 777,3

Украинская экономика, особенно банковская система, находится под существенным давлением. Снижение цен на сталь, основную статью экспорта Украины, привело к значительному ухудшению перспектив относительно счета текущих операций Украины.

Режим гибкого валютного курса, опирающийся на соответствующую денежно-кредитную политику и валютные интервенции, поможет "амортизировать" внешние шоки и избежать дезорганизации валютного 344 рынка.

Исполнительный совет МВФ утвердил двухгодичную договоренность о кредите "стенд-бай" (СБА) на сумму 11 млрд. СДР (примерно 16,4 млрд. долларов США) 5 ноября в 2008 года1. Эта договоренность призвана помочь официальным органам в возобновлении финансовой и экономической стабильности и укреплении доверия. Просьба о СБА влечет исключительный доступ к ресурсам МВФ, эквивалентным 802 процентам квоты Украины в МВФ, и была утверждена в рамках ускоренного Механизма экстренного финансирования МВФ.

В соответствующем заявлении МВФ было отмечено2:

Украинская экономика, особенно банковская система, находится под существенным давлением. Снижение цен на сталь, основную статью экспорта Украины, привело к значительному ухудшению перспектив относительно счета текущих операций Украины. Этот шок, вызванный условиями торговли, а также другими факторами уязвимости, - такими как высокая инфляция, относительно низкий уровень валютных резервов по сравнению с краткосрочным внешним долгом, значительная зависимость банков от внешнего финансирования, асимметричности баланса и слабая базовая бюджетная позиция, - в соединении с сокращением ликвидности в результате международного финансового кризиса, привели к значительному снижению объема притока капитала.

Программа официальных органов, поддерживаемая двухгодичной договоренностью о кредите "стенд-

бай" из МВФ, направлена на возобновление доверия к макроэкономической и финансовой стабильности с помощью принятия режима гибкого обменного курса с целевыми интервенциями, профилактической рекапитализацией банков и осмотрительной налогово-бюджетной политикой в соединении с более жесткой денежно-кредитной политикой. Решительное выполнение программы должно помочь снизить инфляцию до уровня ниже десяти процентов до конца реализации программы.

Режим гибкого обменного курса, который опирается на соответствующую денежно-кредитную политику и валютные интервенции, поможет "амортизировать" внешние шоки и избежать дезорганизации валютного рынка. Объединение официального и рыночного обменных курсов должно усилить определенность по поводу режима. Планы по ускорению продвижения к таргетированию инфляции и укреплению независимости Национального банка Украины важны для предоставления номинального якоря при режиме гибкого обменного курса в среднесрочной перспективе. В краткосрочной перспективе по мере ослабления давления проблем с ликвидностью будет нужна более жесткая денежно-кредитная политика для предотвращения инфляции.

Профилактическая рекапитализация банков смягчит потенциальное сокращение кредитных отношений, которое может затянуться и увеличить спад экономической активности. Принятые решительные меры по ассигнованию государственных средств на рекапитализацию банков и содействию процессам санации банков обеспечат возможность немедленного решения проблем.

Планируется осторожный курс налогово-бюджетной политики, которая отвечает финансовым ограничени-

Официальные органы разработали действующий и комплексный пакет мероприятий для решения задач, которые встали перед Украиной, и МВФ оказывает соответствующую финансовую поддержку.

ям и необходимости в социальных расходах, связанных с рецессией. Целевой показатель в виде сбалансированного бюджета в 2009 году будет пересматриваться в свете перспектив макроэкономики, финансирования и доходов. Целевые показатели будут выполняться отчасти за счет сдерживания расходов и за счет поэтапного повышения тарифов на потребление энергии. Большая система социальной защиты Украины служит заслоном для уязвимых групп населения, и программа также предусматривает увеличение финансирования страхования на случай безработицы и адресной поддержки доходов.

Официальные органы разработали действующий и комплексный пакет мероприятий для решения задач, которые встали перед Украиной, и МВФ оказывает соответствующую финансовую поддержку. Официальные органы уже приняли определенные меры. Кроме того, основы экономической политики власти достаточно устойчивы, чтобы меняться в зависимости от развития событий. Все эти элементы вселяют уверенность в том, что программе удастся стабилизировать экономическую и финансовую конъюнктуру.

В марте 2009 года МВФ сообщил о существенном пересмотре своих принципов кредитования и предлагаемых условий1. Пересмотр был утвержден в канун встречи в Лондоне Группы двадцати (в-20), основных промышленно развитых стран и стран с рынком, который формируется. И хотя эти вопросы уже рассматривались в первой части работы, следует назвать основные моменты еще раз, поскольку для Украины актуальными являются практически все изменения (кроме введения гибкой кредитной линии, поскольку наше государство не подпадает под основные критерии доступа).

МВФ объявил о создании новой гибкой кредитной линии для стран с очень высокими экономическими детерминантами, обоснованными мерами политики и устойчивыми показателями проведения экономической политики. После утверждения этих кредитов, представляющих собой разновидность страхового полиса для стран с высокими экономическими результатами, они могут предоставляться в полном объеме при возникновении соответствующих потребностей, а не при условии соблюдения целевых показателей экономической политики, как в традиционных программах, поддерживаемых ресурсами МВФ.

Организация также объявила о том, что она удвоит лимиты доступа к нельготным кредитам, расширит традиционный механизм "стенд-бай" и упростит условия кредитования. Готовятся дополнительные реформы инструментов льготного кредитования для государств-членов с низкими доходами.

Изменения в основе кредитования МВФ включают:

o модернизацию предлагаемых условий МВФ для всех заемщиков;

o введение новой гибкой кредитной линии (ГКЛ);

o повышение гибкости традиционной договоренности Фонда о кредите "стенд-бай";

o удвоение обычных лимитов доступа к нельготным ресурсам;

o упрощение структур стоимости и сроков кредитования и ликвидацию некоторых редко используемых механизмов.

В свою очередь, основные элементы пересмотра кредитования проявляются в следующем.

МВФ объявил о создании новой гибкой кредитной линии для стран с очень высокими экономическими детерминантами, обоснованными мерами политики и устойчивыми показателями проведения экономической политики.

МВФ стремится к тому, чтобы условия предоставляемых кредитов МВФ были конкретны и соответствовали уровню эффективности экономической политики и условиям конкретной страны.

Модернизация предлагаемых условий. Целью МВФ является обеспечение того, чтобы условия, связанные с фактическим предоставлением кредитов МВФ, были целеустремленными и в достаточной мере адаптированными к разным уровням эффективности экономической политики и основных экономических показателей стран. В прошлом ссуды МВФ часто сопровождались многочисленными условиями, которые были недостаточно сосредоточены на важнейших целях.

Эта модернизация будет достигнута двумя основными способами. Во-первых, МВФ будет шире использовать в соответствующих случаях предварительно установленные квалификационные критерии (предварительные предлагаемые условия) как основу для предоставления доступа к ресурсам Фонда вместо традиционных (ретроспективных) предлагаемых условий. Этот принцип воплощен в новой гибкой кредитной линии. Во-вторых, в дальнейшем мониторинг реализации структурной политики в рамках программ, поддерживаемых МВФ, будет осуществляться в связи с обзорами программ, а не путем применения структурных критериев реализации, которые будут упразднены во всех договоренностях Фонда, в том числе со странами с низкими доходами. Хотя структурные реформы в соответствующих случаях будут, как и раньше, неотъемлемой частью программ, поддерживаемых МВФ, их мониторинг будет проводиться таким образом, чтобы уменьшить неприятное впечатление, поскольку странам больше будут нужны официальные освобождения от выполнения критерия, если они не проведут структурную реформу к конкретной дате.

Расширение договоренностей о кредитах "стенд-бай" (СБА). Реформирование СБА - кредитного инструмента, который служит "рабочей лошадкой" Фонда для преодоления кризисов, - направлено на повышение его гибкости и обеспечение его доступности как инструмента предотвращения кризисов в случае государств-членов, которые могут не отвечать требованиям для использования ГКЛ. Новая основа СБА позволит получать высокий уровень доступа в превентивном порядке и обеспечит большую гибкость благодаря возможности более значительной выборки средств на начальном этапе и уменьшения частоты пересмотров средств, когда это оправдано проведенной страной политикой и характером имеющихся трудностей регулирования платежного баланса.

Подобно ГКЛ, превентивные договоренности учитывают специфические обстоятельства стран и могут предоставляться авансовым порядком исходя из уровня стабильности экономической политики стран и внешней обстановки.

Удвоение лимитов доступа к кредитованию. Обычные лимиты доступа для стран удваиваются. Новые годовые и кумулятивные лимиты доступа к нельготному кредитованию составляют, соответственно, 200 и 600 процентов квоты. Эти высшие лимиты создают у стран уверенность в том, что они смогут получить доступ к достаточным объемам ресурсов для удовлетворения своих потребностей в финансировании.

Адаптация и упрощение структур стоимости и сроков погашения. Для того, чтобы создать надлежащие стимулы для заимствования средств у Фонда, пересматриваются также структуры стоимости и сроков погашения для доступа и превентивных кредитов Фонда. Отказ от политики ожидаемых сроков выкупа средств - административного механизма, призванного поощрять ранний выкуп средств, - приведет к реальному увеличению льготных периодов и упрощению графиков погашения кредитов Фонда. Вместо данного

Реформирование СБА - кредитного инструмента, который служит "рабочей лошадкой" Фонда для преодоления кризисов, - направлено на повышение его гибкости и обеспечение его доступности как инструмента предотвращения кризисов.

В рамках проведенных реформ отменяется ряд редко используемых механизмов, расширяются возможности помощи странам с низкими доходами.

административного механизма вводится основанный на длительности заимствования дополнительный сбор, который наряду с дополнительным сбором, базирующеся на объеме заимствования, поможет уменьшить кредитные риски без увеличения стоимости заимствования для стран, которые своевременно погашают кредиты Фонда. Новая шкала сборов по обязательствам, которые повышаются с размером превентивных кредитов, поможет уменьшить риски ликвидности для Фонда без того, чтобы быть препятствием для раннего доступа к ресурсам МВФ.

Упрощение инструментов кредитования. В рамках проведенных реформ отменяется ряд редко используемых механизмов. К их числу относятся механизм финансирования дополнительных резервов, механизм компенсационного финансирования, а также кредитная линия для краткосрочной поддержки ликвидности, основные черты которой охватываются новой ГКЛ.

Реформа механизмов для стран с низкими доходами. Фонд также перестраивает механизмы финансирования, предназначенные для стран с низкими доходами, для того чтобы расширить свои возможности для предоставления льготного краткосрочного и экстренного финансирования. Цель МВФ также заключается в том, чтобы, как минимум, удвоить свой потенциал льготного кредитования для стран с низкими доходами.

Оценивая прогноз, данный МВФ для стран СНГ в апрельских и октябрьских докладах, стоит отметить, что для Украины осуществлено больше всего коррекции прогноза на 2009 год в сторону ухудшения среди более мощных экономик региона: спад на 14% против 8% и наивысшие темпы инфляции в 16,3% (см. таблицу 32).

Таблица 32. СНГ: реальный ВВП, индекс потребительских цен (ИПЦ), %

Реальный ВВП

ИПЦ

2007

2008

2009*

2010*

2007

2008

2009*

2010*

СНГ

8,6

5,5

-5,1/-6,7

1,2/2,1

9,7

15,6

12,6/11,8

9,5/9,4

Россия

8,1

5,6

-6,0/-7,5

0,5/1,5

9.0

14,1

12,0/12,3

9,9/9,9

Украина

7,9

2,1

-8,0/-14,0

1,0/2,7

12,8

25,2

16,8/16,3

10,0/10,3

Казахстан

8,9

3,2

-2,0/-2,0

1,5/2,0

10,8

17,2

9,5/7,5

8,7/6,6

Беларусь

8,6

10,0

-4,3/-1,2

1,6/1,8

8,4

14,8

12,6/13,0

6,0/8,3

Туркменистан

11,6

9,8

6,9/4,0

7,0/15,3

6,3

16,0

10,0/0,4

8,0/3,5

Азербайджан

23,4

11,6

2,5/7,5

12,3/7,4

16,6

20,8

4,0/2,2

7,0/5,3

Страны СНГ с низкими доходами

Армения

13,8

6,8

-5,0/-15,6

0,0/1,2

4,4

9,0

3,6/3,0

7,2/3,2

Грузия

12,4

2,0

1,0/-4,0

3,0/2,0

9,2

10,0

5,0/1,2

6,5/3,0

Киргизстан

8,5

7,6

0,9/1,5

2,9/3,0

10,2

24,5

12,4/8,0

8,6/6,7

Молдова

4,0

7,2

-3,4/-9,0

0,0/0,0

12,4

12,7

2,6/1,4

4,7/7,7

Таджикистан

7,8

7,9

2,0/2,0

3,0/3,0

13,2

20,4

11,9/8,0

11,5/10,9

Узбекистан

9,5

9,0

7,0/7,0

7,0/7,0

12,3

12,7

12,5/12,5

9,5/9,5

Среди стран, для которых ухудшен прогноз, - Россия (на 1,5 процентного пункта), Грузия (на 5 п. п., -7,5 п. п.), Армения (на 10,6 п. п.), Молдова (на 5,4 п. п.). Положительно оценена динамика ВВП Беларуси (-1,2% в октябрьском прогнозе против -4,3% - в апрельском), Азербайджана (7,5% против 2,5%), Киргизстана (1,5% против 0,9%). Кроме того, эксперты МВФ ожидают при-

МВФ не возражает, чтобы правительства обеспечили необходимую экономию бюджетных средств при защите социальных расходов наиболее уязвимых слоев общества.

рост ВВП в Узбекистане (на 7%), Таджикистане (на 2%) и Туркменистане (на 4%). Практически для всех стран региона в 2010 году ожидается позитивная динамика ВВП на уровне 2-3% и сокращение темпов инфляции к однозначным величинам. Инфляция с двухзначными величинами прогнозируется лишь для Украины и Таджикистана.

МВФ не возражает, чтобы правительства обеспечили необходимую экономию бюджетных средств при защите социальных расходов наиболее уязвимых слоев общества. Ниже приводятся некоторые примеры того, как программы, поддерживаемые МВФ в последнее время (по состоянию на конец мая 2009 года), направлены на сохранение социальных расходов1. При этом большинство примеров касаются программ, которые осуществляются МВФ для самых бедных стран (так называемые программы сокращения бедности и содействия экономическому росту). Это льготный механизм предоставления кредитов МВФ для стран с низкими доходами. Такие программы основаны на собственных стратегиях стран по сокращению бедности.

Армения. Повышение социальных расходов. Программа предусм

11.4. Проблемы оптимизации внешней задолженности
11.5. Украина: реалии выхода из кризиса
ВЫВОДЫ







© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru