Этим термином принято обозначать культуру XV-XVI веков в европейских странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии. Искусство этих стран развивалось как прямое продолжение готики, как ее эволюция в направлении светского искусства. Общность же с итальянским Возрождением проявляется в тенденциях социокультурного процесса: рост и становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального мировоззрения, растущее самосознание личности.
Нидерланды
В XV веке Нидерланды стали самым ярким после Италии очагом европейского искусства, которое здесь приобрело более демократический характер. В этот период ученые-гуманисты обращаются к античности, переводятся произведения греческих и римских авторов, возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма.
Крупнейшим ученым-гуманистом начала XVI века был Эразм Роттердамский (1466-1536), прославившийся переводами греческой трагедии, работами на латинском языке как научного, так и художественного плана, например, сатирой "Похвала глупости". Осмеянию и критике подвергаются пороки современного общества, представленные как различные виды человеческой глупости.
Для нидерландского искусства XV-XVI веков характерно новое, реалистическое видение мира, утверждение художественной ценности действительности, выражение органической связи человека и окружающей среды. Это проявилось в живописи и графике, в бытовом жанре, в портрете, интерьере, пейзаже.
Архитектура и скульптура вплоть до XVI века развивались в рамках готического стиля. Перелом произошел в живописи в связи с возникновением станковой картины.
Губерт и Ян ван Эйки - основоположники реализма в Нидерландах. О Губерте мало сведений, Ян ван Эйк (около 1390-1441) - смелый новатор, художник философского понимания жизни, обратившийся к изучению натуры. Новое, жизнерадостное восприятие жизни проявилось в Гентском алтаре, исполненном для капеллы Вейда (1426-1432, Гент, церковь св. Бавона). В работах "Мадонна канцлера Ролена" (около 1434 г.), "Мадонна каноника ван дер Пале" (1436 г.) идет формирование портретного жанра, особенности которого воплощаются в портретах кардинала Альбергати (около 1431 г.), четы Арнольфини (1434 г.) и других.
Новая концепция мира и человека нашла отражение в творчестве Рогира ван дер Вейдена (около 1400-1464), Гуго ван дер Гуса (1440-1482). Стремление к социальной сатире, облеченной в аллегорическую, религиозную или мрачную фантастическую форму, воплотилось в творчестве Иеронимуса Босха (около 1450-1516), который бичевал пороки безвольного, погрязшего в грехах человечества ("Корабль глупцов" и другие).
В XVI веке - новый подъем живописи Нидерландов. Художники обратились к изучению открытий итальянского Возрождения (течение "романизм"). Среди "романистов" выделяется Лука Лейденский (Ван Лейден, 1489/94-1533). К середине XVI века развивается монументальный бытовой жанр, натюрморт (П. Артсен, И. Бейкелар), индивидуальный и групповой портрет.
Последний этап эволюции нидерландского искусства, его трагический гуманизм определил Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569), прозванный Мужицким ("Падение Икара"). Народные праздники изображены в картинах "Битва масленицы и по- ста"(1559), "Игры детей" (1560), жизнь крестьян и природа - в живописном цикле "Месяцы" ("Охотники на снегу" и других), в работе "Крестьянский танец". Глубокий социально-философский смысл имеет картина "Слепые" (1568 г.) - евангельская притча использована для олицетворения слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы.
Германия
Франция
Испания
Англия
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XVII – XVIII веков
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX ВЕКА
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США XX века
Часть II. УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (X—XII века)