Украинская художественная культура развивалась в европейском культурном пространстве на протяжении многих веков в сложных исторических условиях. Создавая свои культурные ценности, украинский народ достиг значительных успехов, в то же время он творчески воспринимал культурное влияние многих народов, судьба которых была связана с историей Украины.
Исследователи отмечают различные направления развития мировой цивилизации, оказавшие влияние на формирование украинской культуры: доиндоевропейские, индоевропейские, праславянские, балканские, античные, германские, византийские и западноевропейские*231. Древнейшие из них восходят к каменному веку (Трипольская культура), к эпохе бронзы (индоевропейские элементы, второе тысячелетие до и. э.). Особо следует отметить праславянские — культуру древних славянских племен, живших патриархальным обществом. Для оборонных целей они строили городища, управлялись вече, почитали силы природы. Чужестранцы отмечали такие черты характера славян, как свободолюбие, отвага, гостеприимство, честность, верность, любовь к пению и музыке. Речь этих древних славян легла в основу языка Киевской Руси, ставшего фундаментом для формирования украинского языка.
*231: {См.: Богдан И. Лончина. Украинская культура: Краткий очерк Нью-Йорк - 1983. - С. 7-8.}
Торговые связи с греческими и римскими поселениями на побережье Черного и Азовского морей обусловили соприкосновение со средиземноморской (греческой и римской) античной культурой.
Византийское влияние окрепло после принятия Киевской Русью христианства: церковные обряды, азбука, основы школьного образования, искусства, науки и другие аспекты.
На многовековом пути своего развития формировавшаяся украинская национальная культура взаимодействовала как с Востоком (тюркские, хазарские племена), так и с Западом, в основном с Западной Европой, в культурном пространстве которой, как уже было отмечено, шло развитие Украины.
Но, впитывая животворящие источники мировой культуры, Украина создала свою оригинальную, название которой — украинская культура, отразившая своеобразие духовного мира народа, окружающей его природы, специфику традиций, эстетических вкусов поколений, сменявших друг друга на многовековом пути своего развития.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (X—XII века)
Культура Киевской Руси домонгольского периода — одна из вершин европейской культуры той эпохи.
Корпи ее уходят в древнейший период отечественной истории, в дописьменную эпоху существования общей родины восточных славян. Их культура была языческой, а потому большинство произведений искусства, дошедших до нас, связаны с глубокой верой в магическую силу явлений природы, таинственных живых существ. Из дерева, глины, земли славяне создавали свои жилища, крепости. Деревянные части построек они стремились украсить, покрывая резьбой из геометрических или растительных орнаментов, расписывая яркими органическими красками. Славяне создавали свои храмы, в центре которых располагались языческие божества, сделанные схематично из камня, дерева, реже из металла.
Особенно искусны были славянские мастера в создании произведений ювелирного искусства, украшенных самыми разнообразными орнаментами, для воспроизведения которых использовались сложные технические приемы обработки металла.
Это было время, когда представления о мире, эстетические, этические категории находили свое отражение в народном творчестве. Для этого периода развития искусства был характерен синкретизм*232, сочетание словесных элементов с музыкальными, хореографическими, изобразительными, явившимися впоследствии основой формирования различных видов искусств.
*232: {Синкретизм (греч. synkietismos - "соединение") - в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества: применительно к искусству означает первичную нерасчлененность разных его видов, а также разных родов и жанров поэзии.}
Киевская Русь X-XI веков - могущественное феодальное государство с развитой художественной культурой, занимавшей одно из ведущих мест в Европе. "Страной городов" (Гардарикией) называли иностранцы Киевскую Русь, а ее центр Киев - "вторым Константинополем", где высокого уровня достигло развитие архитектуры, живописи, прикладного искусства, ремесел, народного творчества.
Этапным событием, определившим на многие века духовное и художественное развитие Киевского государства, явилось принятие христианства в 988 году. Прежде всего это обусловило гуманизацию духовной жизни и, следовательно, искусства, укрепление международных связей Киевской Руси, что привело не только к активизации торговли, но и к культурному обмену. Это способствовало укреплению связей Киевской Руси со странами Западной Европы и Византией, где христианство существовало с IV века. Б. Рыбаков отмечает, что "принятие христианства поставило Русь на один уровень с передовыми державами того времени"*233.
*233: {Ры6аков Б. Язычество древних времен. — М., 1961. -- С. 456.}
Закономерным было и то, что христианство на Руси было воспринято от Византии, с которой уже давно были установлены государственные, культурные и торговые связи и которая в то время была высокоразвитым в культурном отношении государством, наследницей великих традиций античного искусства.
Прогрессивное значение имело то, что с принятием христианства из Византии пошел широкий поток литературы и церковной, и светской: исторической, художественной, философской, в том числе произведения и переводы античных писателей.
Кроме античного, Византия имела величайший опыт христианского искусства. Именно там были установлены каноны богослужения, иконописи, строительства и украшения церквей, определены правила изображения святых, композиций на библейские темы. Киевская Русь брала из византийской культуры то, что отвечало ее устремлениям.
Величайшее значение для развития культуры в Киевской Руси имела деятельность Кирилла и Мефодия, составивших первую славянскую азбуку, основавших письменность в Киевской Руси.
В дописьменный период широкое распространение получило устное народное творчество фольклор, отразивший определенный этап формирования народного сознания, представлений о прекрасном; существовали различные жанры фольклора: песни, сказки, былины, предания и другое. Они продолжали свое активное существование и после введения письменности, оказывая значительное влияние на литературу.
Традиции героических былин были развиты в думах (XV XVII вв.) — исторических песнях, которые представляли лиро-эпический жанр словесно-музыкального народного творчества (например "Дума про казака Голоту" и другие). Думы повествовали о борьбе украинцев против иноземных угнетателей, они исполнялись народными певцами-кобзарями или бандуристами.
ЛИТЕРАТУРА XI—XII веков
АРХИТЕКТУРА
ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА
МУЗЫКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА
ТЕАТР
АРХИТЕКТУРА