XIX век явился эпохой блистательного развития мировой культуры. Достижения различных наук находят обобщение н философских системах (Фихте, Шеллинг), возникших в русле немецкой классической философии, вершиной которой стало учение Гегеля. Во второй половине XIX века немецкая философская мысль обогащается материалистической философией Фейербаха.
Именно в XIX веке складывается понятие "всемирная культура". Наблюдается единство двух сторон культурного развития: тяготение к универсализации и взаимообогащенню, с одной стороны, и становление или выявление национального начала, с другой. Но разнообразие национальных культур, путей развития не исключает проблемы общности и повторяемости в этом процессе, что складывается в тенденции к синхронизации художественного процесса. Свидетельство тому - распространение единых художественных методов, единых идейно-художественных систем - романтизма и реализма.
Романтизм был ответом человеческого духа па движение истории. Прежде всего это было осмысление опыта Великой французской буржуазной революции, что сыграло решающую роль в формировании и утверждении романтического миросозерцания. На этот процесс оказали влияние и последующие события: наполеоновские войны, национально-освободительные движения, войны за независимость в Америке, революции 1830 и 1848 годов в Европе и другие.
"Преобразился мир" - так лаконично определил суть эпохи А. С. Пушкин. Но события революции и се итоги не отвечали мечтам тех, кто приветствовал ее приход. Отсюда - разлад между героем и миром, разочарование, несоответствие между высокими требованиями героя и его возможностями. Движение истории воспринималось как неуловимое для рационального анализа. Поэтому романтики уходили в мир воображения, в систему символов, мифологически обобщенных образов. Отчуждаясь от реального мира, они переносились в идеальный. Знаменательны слова Жорж Санд (Авроры Дюдеван): "Искусство не есть изображение реальной действительности, но искание идеальной правды".
В центре внимания романтиков - личность, основа ее - страсть, жаждущая своего свободного проявления. Нередко эта личность противопоставлена обществу, это разочарованный скиталец, отчаявшийся бунтарь, одинокий мечтатель.
Основное положение эстетики романтизма - изображение необычного (исключительного) героя в необычных (исключительных) ситуациях. В. Гюго писал: "Обыденное - смерть искусства". Этому принципу соответствовали и художественные средства романтизма: пафос, возвышенность, приподнятость языка и стиля, резкие контрасты, динамика, широкое использование фантастических и легендарных образов, гротеск*230 (немецкий писатель, композитор, художник Гофман, 1776-1882; немецкий писатель, натуралист Шамиссо, 1781-1838 и другие)
*230: {Гротеск (итал. grottesco - причудливый) - тип художественной образности. основанный па фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, f трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.}
В то же время романтикам свойственна страстная жажда обновления, вера во всемогущество человеческого духа. Если в творчестве Жуковского, Шатобриана преобладала мысль о господстве загадочного, непостижимого, покорности судьбе, то в произведениях Байрона, Мицкевича, Петефи утверждалась тема борьбы и протеста.
Романтики испытывали глубокий интерес к истории, к особенностям национального духа и культуры. Одно из главных требований романтизма - это историзм и народность искусства. Утверждалась активность художника, который создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный, чем сама реальность.
Романтизм нашел яркое проявление в литературах Европы.
В Германии создателями философской и эстетической теории романтизма явились братья Август и Фридрих Шлегели, Нова- лис (Фридрих фон Харденбург), представлявшие кружок йенских (г. Йена) романтиков (1797-1803). Принципы мифологической школы нашли воплощение в творчестве сказочников братьев Я. и В. Гримм и других. Поздний немецкий романтизм, несший идеи трагической безысходности, разлада между мечтой и действительностью, стал основой творчества Гофмана (Эрнест Теадор Амадей Гофман, 1776-1822).
В Англии многие проблемы романтизма предвосхитила поэзия У. Блейка (1757-1827). Особенности романтизма проявились в творчестве поэтов "озерной школы" - У. Вордсворта, С. Г. Колриджа, Р. Саути. Основоположником исторического романа в русле романтизма стал Вальтер Скотт (1771-1832). Поэзия Дж. Китса - гимн красоте мира и прекрасной человеческой природе.
Одно из самых значительных явлений искусства романтизма - Джордж Гордон Байрон (1788-1824). Белинский назвал Байрона Прометеем своего времени: "... могучий гений... заглянул вперед, и, не рассмотрев за мерцающей далью обетованной земли будущего, он проклял все настоящее и объявил ему вражду непримиримую и вечную". Титанические образы созданы в поэме в "Паломничество Чайльд - Гарольда", в цикле "Восточных поэм" ("Гяур - восточная повесть", "Абидосская невеста", "Корсар", "Лара" и другие), в поэмах "Каин", "Бронзовый век" и других. Неоконченным осталось наиболее значительное произведение Байрона - "Дон Жуан", роман в стихах, где нашли проявление черты реализма.
Сама жизнь Байрона была романтична. Участвуя в освободительном движении греческого народа против турецкого владычества, он умер в Греции, оставив ей свое сердце, свою любовь.
Пафосом борьбы и протеста насыщена поэзия II. Б. Шелли (1798-1822).
Французский романтизм связан с жанром лирического интимно- психологического романа и повести: Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, В. Констан. Расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бев и другие), романтическая драма (А. Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе), жанр романа: психологического, исторического, социального (П. Мериме, В. Гюго, Жорж Сайд, Э. Сю и другие).
Своеобразие французского романтизма проявилось наиболее ярко в творчестве Виктора Гюго (1802-1889), литературное наследие которого представляет 26 томов стихотворении, 20 томов романов, 12 томов драм, 21 том философских и теоретических работ (романы "Собор Парижской Богоматери", "Девяносто третий год", "Человек, который смеется" и другие).
Романтизм получил развитие в литературах Италии, Испании. Австрии, Дании, Швеции, Венгрии, Румынии. В Польше особых успехов он достиг в творчестве Адама Мицкевича (1798-1855), создателя поэм "Тражина", "Пан Тадеуш", "Конрад Валленрод", лирико-драматической поэмы "Дзяды" и других. Творчество Мицкевича питалось национальными истоками. Близким ему по духу был великий польский композитор Фредерик Шопен.
Художественные идеи романтизма объединяли творцов различных, нередко противоположных политических взглядов. Эстетические установки сблизили Шатобриана, Гюго, 11овалиса, Гофмана и других писателей, тех, кого именовали романтиками.
Романтизм формируется и в литературе США. Подтверждение этому - поэма Генри Лонгфелло "Песнь о Гайавате", произведение Вашингтона Ирвинга "Книга эскизов", серия романов Джеймса Фенимора Купера.
Романтические идеи питали и изобразительное искусство.
В Испании на рубеже XVIII-XIX веков жил и творил великий художник Франсиско Гойя (1746— 1828), воплотивший в своем творчестве трагическую судьбу и героические чаяния испанского народа. Гойя - живописец и график. В живописных произведениях он показал жизнь общества своего времени (групповой портрет семьи Карла IV, многочисленные портреты знати и людей из простонародья - знаменитые махи и другое). Впечатление от восстания против французских завоевателей нашло воплощение в картине "Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года". Трагическая напряженность сюжета раскрывается и композицией картины (в центре - повстанец в белой рубахе, бросающий вызов палачам), и колоритом, контрастом света и тени, активной стремительностью широкого мазка.
Тема подвига и страданий народа воплощена в графической серии "Бедствия войны". Гротескным характером отличается серия офортов "Капричос".
Романтизм получил яркое воплощение в изобразительном искусстве Франции. Борьбу против догматики классицизма возглавил Теодор Жерико (1791-1824), основоположник романтизма во французской живописи. Пафос, энергия, героика воплощены в его картинах "Офицер императорских конных егерей во время атаки", "Раненый кирасир" и другие. В героико-монументальном плане исполнена картина "Плот "Медузы", выразившая страстность чувств людей, потерпевших кораблекрушение и обретших надежду на спасение.
Глава французских романтиков - Эжен Делакруа (1798-1863). Его творчество проникнуто страстным пафосом борьбы, верой в торжество света и добра. Драматизмом, резкой пластикой фигур отличается картина "Резня на Хиосе", изображающая трагедию греческого народа. Вершина творчества Делакруа - "Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)". Среди реальных защитников баррикады создан символический образ Свободы, прекрасной женщины в развевающихся одеждах, в красном фригийском колпаке и с республиканским знаменем в руках.
Романтические тенденции в изобразительном искусстве Германии воплощены в творчестве художников Филиппа Отто Рунге (1777-1810), Каспара Давида Фридриха (1774-1840).
В конце 20-х годов XIX века начинается формирование реализма в искусстве Европы. В 30-40-е годы реализм находит воплощение в творчестве таких писателей, как Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер во Франции; Диккенс, Теккерей - в Англии, Гейне - в Германии. В Америке и восточнославянских странах этот процесс происходит позднее, во второй половине XIX века: Бичер-Стоу, Уитмен (США), Ян Неруда (Чехословакия), Сенкевич, Прус (Польша), Христо Ботев, Каравелов (Болгария) и другие.
В 20-е годы романтики и реалисты объединяются на платформе борьбы с классицизмом. Но уже в 30-40-с годы они расходятся в вопросах эстетики и творчества, прежде всего в принципах типизации:
• исключительный герой в исключительной ситуации - романтизм;
• типический герой в типической ситуации - реализм.
Реализм воспринял все лучшее от прогрессивного романтизма: демократизм, народность, интерес к историческим темам, критический пафос, гуманистические идеалы. Но если в романтизме превалировало субъективное начало, в реализме проявилось стремление к объективному изображению действительности.
Сущность реалистической типизации состоит в следующем: это умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает суть данного явления или характера. Необходимо изучение действительности, отбор, исключение всего случайного, усиление самого существенного, характерного, сочетание типического с индивидуальным.
Такие герои произведений реалистов, как Растиньяк (Бальзак), Жюльен Сорель (Стендаль), Николае Никкльби (Диккенс) и другие, действуют в сложных условиях реальной обстановки, их характеры обусловлены обстоятельствами действительности. Характеры героев изображаются в становлении, развитии, писатели воссоздают их историю, а тем самым - художественную историю общества.
Наиболее ярко сущность реализма нашла воплощение в грандиозной эпопее Опоре де Бальзака (1799-1850) "Человеческая комедия", состоящей из 95 произведений, в которых писатель сумел показать систему социальных отношений в обществе ("Гобсек", "Отец Горио", "Евгения Гранде", "Шагреневая кожа", "Крестьяне" и другие), явился глубочайшим психологом. По словам Бальзака, он "составил опись пороков и добродетелей общества, написал историю его нравов".
Крупнейшим французским писателем-реалистом второй половины XIX века явился Гюстав Флобер (1821-1880), автор романов "Мадам Бовари", "Утраченные иллюзии" и других.
В истории английской литературы блестящая страница связана с именем писателя-реалиста Чарльза Диккенса (1812-1870), автора романов "Домби и сын", "Холодный дом" и других. В романах Диккенса проявился морализаторский характер; большое внимание он уделял вопросам воспитания, убеждения людей. Диккенс явился и замечательным сатириком, обличавшим пороки общества.
Середина XIX века - период формирования реализма в европейском изобразительном искусстве. Наблюдается процесс сближения искусства с повседневной действительностью, с жизнью народа, утверждается интерес к поэтическому пейзажу своей родной страны. Особенно ярко эти процессы воплощены во французском искусстве.
Многогранным было творчество художника Оноре Домье (1808-1879). График и живописец, он обличал мещанство, фальшь, лицемерие, взяточничество (литография "Законодательное чрево" - сатира на французский парламент). В литографии "Руки прочь! Свободу печати!" создан образ рабочего, отстаивающего своп права.
Герои живописных работ Домье - простые люди Франции: "Прачка", "Вагон 3-го класса" и другие. Обращаясь к повседневной жизни города, Домье прокладывал пути реализму.
Эмоционально насыщенный, реалистически обобщенный образ природы создал в своих пейзажах Камиль Коро (1796-1875). Это "Утро в Венеции", "Воз сена", "Порыв ветра". Обращался он и к портретам.
Проникновенно изображали сельскую природу художники-барбизонцы (местом их постоянного пребывания была деревушка Барбизон). В их числе - Т. Руссо (1812-1867), Ш. Ф. Добиньи (1817-1878) и другие.
В близости к барбизонцам проходила деятельность Франсуа Милле (1814-1875). Он обратился к родной природе и главной темой творчества избрал жизнь и труд крестьян ("Сборщицы колосьев", "Человек с мотыгой", "Вечерний звон" и другие).
Создание повой эстетики, обосновывающей ценность будничного, повседневного в искусстве, а также утверждение критического реализма связано с именем Гюстава Курбе (1819-1877). Он так сформулировал задачи своего творчества: "Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей оценке... одним словом, создавать живое искусство - такова моя цель". Самые значительные работы Курбе: "Похороны в Орнане" (осуждение лицемерия, бессердечия мещанской массы); "Дробильщики камней" (образы измученных непосильным трудом простых рабочих).
Свое видение мира в его осязаемой конкретности Курбе передает в портретах, пейзажах, натюрмортах (портреты поэта Бодлера, композитора Берлиоза, пейзаж "Море у берегов Нормандии" и другие).
Участник Парижской коммуны, Курбе испытал репрессии, изгнание. Задачи, поставленные им в живописи, нашли решение в творчестве художников следующего поколения.
Реалистичный метод получает распространение и в изобразительном искусстве Англии. Создателем реалистического пейзажа явился Джон Констебл (1776-1837). Демократизм и глубина чувств сочетаются в его картинах с поэтичностью и правдивостью ("Хлебное поле", "Телега для сена", "Прыгающая лошадь" и другие) Красотой и насыщенностью колорита отличаются пейзажи Джозефа Уильяма Тернера (1775-1851).
Изобразительное искусство США середины XIX века характеризуется распространением салонно-академического направления. Но в 60-90-е годы выступают мастера реалистического метода.
Уинслоу Хомер (1836-1910), участник гражданской войны, создал глубоко правдивое произведение "Пленные с фронта". Точный рисунок, холодный серебристый колорит отличают работы "Сельская школа", "Обеденный час" и другие. Вера в человека, романтизация и героизация его образа проявляются в картинах "Охотник и гончая", "Гольфстрим" и других.
Художником-реалистом был Томас Икинс (1844-1916). Им созданы групповой портрет "Доктор Гросс в своей клинике", картины о жизни людей города - актеров, писателей, врачей, ученых, музыкантов (например, портрет Уолта Уитмена и другие).
Значительным художником сформировался Джеймс Уистлер (1834-1903). Родившись в США, он детство и отрочество провел в России, куда был приглашен его отец на строительство железной дороги. Учился в Петербургской Академии художеств, жил в Париже, где сблизился с Курбе, Э. Маис. Картины: "Портрет матери", "Старый мост в Бэттерси" и другие.
Реалистические черты проявились и в творчестве американского скульптора Огастеса Сент-Годенса (1848-1907) - конная статуя генерала Шермана и Нью-Йорке, памятник Линкольну в Чикаго и другие.
В литературе США этого периода активизируются гражданские тенденции. Г. Бичер-Стоу создает роман "Хижина дяди Тома". Большое значение приобретает поэзия Уолта Уитмена (1819-1992), в книге стихов которого "Листья травы" сочеталась интенсивность лирических переживаний с реалистической достоверностью панорамного образа Америки.
Последняя треть XIX века ознаменовалась осложнением социокультурной обстановки в Европе. Поражение Парижской коммуны, усиление реакции вызвали изменения не только в политической, но и в художественной жизни.
Искусство этого периода отличают поиски новых художественных средств. В 1863 г., не допущенные к выставке официальным жюри академического Салона, создают свой "Салон отверженных" французские художники, направление которых в живописи получило название импрессионизм (фр. impression - впечатление). Название возникло после выставки 1874 года, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восход солнца". В группу импрессионистов входили К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, П. Синьяк, О. Ренуар и другие. К художникам этой группы были близки Э. Мане и Э. Дега.
Новая французская школа своим рождением обязана Эдуарду Мане (1832-1883), который развивал традиции реализма, но в то же время стремился к изображению пластического разнообразия внешнего мира, отказывался от условных штампов. Его картины "Завтрак на траве" и "Олимпия" вызвали негодование публики: новое содержание, техника живописи, служившая для передачи непосредственного эмоционального характера, были непривычны зрителю. Жизнь на полотнах Э. Мане впервые стала объектом эстетического осмысления. Его волновала проблема неразрывной /вязи человека с повседневной жизнью города, с его атмосферой и результат ее воздействия на человека. Самая выдающаяся работа Э. Мане - "Бар в Фоли-Бержер". Она производит впечатление случайно выхваченного куска жизни; мир реальный соединен в ней с отраженным в зеркале. Это соединение приобретает неожиданный эмоционально-смысловой характер.
Импрессионисты стремились к точности передачи мгновенного зрительного ощущения, к созданию оптического образа предмета, но не к его подробному описанию. Исследуя влияние атмосферы, они начали эксперименты со светом, в первую очередь с солнечным светом, выясняя его влияние на форму и цвет. С этой целью импрессионисты вышли из мастерских на пленэр (открытый воздух), что привело к освобождению палитры от музейной черноты, к просветленной красочной гамме.
Импрессионисты обратились к различным сторонам действительности, к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, к образам современников различных сословий, профессий, к городскому и сельскому пейзажу. В этой области они пришли к искусству, в основе которого лежало "новое художественное видение мира, новая поэтика" (М. Алпатов). У каждого мастера импрессионизм находил свои способы выражения, оригинальные пути обновления художественного языка.
С наибольшей последовательностью принципы (г импрессионизма были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926). В своих лучших произведениях он воплотил свое восхищение поэзией вечно обновляющейся природы, пронизанной воздухом и светом. Живопись "чистым цветом", желание передать изменчивость мира - отличительные черты его творческой манеры. К. Моне, в основном, пейзажист. Если вначале люди у него были изображены на фоне природы ("Женщины в саду", "Завтрак на траве"), то впоследствии человеческая фигура становится лишь деталью пейзажа, частью среды. Стремление передать неуловимые, изменчивые состояния природы приводит К. Моне к созданию серий: "Стога сена", "Руанский собор" и других. Он пишет речные пейзажи Сены, серию лондонских пейзажей "Туманы", "Скалы в Бель-Иль", "Этрета", натюрморты. Красочный мир растворяется в дымке движущегося воздуха.
Живопись К. Моне - как музыка К. Дебюсси, французского композитора-импрессиониста. Его звукопись ("Шаги на снегу", "Затонувший собор", "Туманы" и другие) так же соткана из неуловимых, ускользающих гармоний, как и живопись Моне.
Вечно изменчивый мир природы привлекал и других художников-импрессионистов, работавших на пленэре: Камиля Писсарро (1830-1903) и Альфреда Сислея (1839-1899).
Активным интересом к человеку отличается искусство Огюста Ренуара (1841-1919), обратившегося к портрету, жанровым композициям. Особым очарованием отличаются созданные им женские образы: "Обнаженная", "Девушка с веером" и другие. Нежной красотой и изяществом отличаются портреты актрисы Жанны Самари. Из жанровых картин следует отметить " Myлен де ла Галет", "Завтрак гребцов" и другие.
С живописью импрессионистов соприкасается творчество выдающегося скульптора Огюста Родена (1840-1917). Одно из значительных созданий Родена - памятник гражданам Кале, отражающий подвиг героев XIV века, согласившихся добровольно пойти в лагерь врага во имя спасения родного города. Произведение исполнено глубокой экспрессии; оно раскрывает всю гамму чувств и мыслей человека: от мужественной решимости до отчаяния. Роден задумал установить группу на низкой плите-постаменте, чтобы идущие герои Кале оставались всегда рядом со своими потомками-согражданами. Устремление к героизации ощутимо также в памятнике Бальзаку. Силу мысли, глубину страсти олицетворяет его "Мыслитель".
К 1880 году закончился, в основном, период импрессионизма. Традиции этого метода в жанровой и лирической пейзажной живописи развивают Пьер Боннар (1867-1947), тонкий поэт старого Парижа Морис Утрилло (1883-1955).
Наиболее значительным явлением в живописи конца XIX века стало творчество художников-постимпрессионистов: Сезанна, Ван- Гога, Гогена и других. Традициям импрессионистов повое поколение противопоставило задачу раскрытия внутренней сущности явлений, их гармонии и красоты.
Поль Сезанн (1839-1906), пользуясь чисто живописными средствами, стремился найти синтез формы и цвета, четкую конструкцию композиции, пластическую целостность. Цель Сезанна - воплотить цветовую сущность мира (натюрморт "Персики и груши", пейзажи "Мост на Марне в Кретее", "Гора св. Виктории" и Другие). В образе человека он искал пластически устойчивое начало ("Курильщик", "Пьеро и Арлекин" и другие).
Поль Гоген (1848-1903), жизнь которого прошла в скитаниях, уехал на Таити, где нашел мир, насыщенный фантастикой и ярким красочным великолепием. Тропическая природа, бронзовокожие жители Океании, идеал первобытной гармонии - тематика картин Гогена. Это "Жена короля", "Ее зовут Вайраумати", "А, ты ревнуешь?", "Женщина, держащая плод" и другие работы, отличающиеся интенсивностью условно-декоративного колорита, крупными пятнами насыщенного цвета, плоскостной трактовкой форм. Глубокими раздумьями о судьбе человечества проникнута картина "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?".
В творчестве постимпрессионистов эффект реальности не ослабевает, зритель вовлекается во внутреннее пространство картины. Например, в картине Тулуз-Лотрека "В Мулен де ла Галетт" плоскость стола так срезана, что зритель может представить себя сидящим за этим столом.
Одним из крупнейших живописцев конца XIX века был Винсент Ван Гог (1853-1890) - художник остропсихологического дарования. Его творчество насыщено нравственными и социальными проблемами. Искусство Ван Гога проникнуто глубоким сочувствием к маленькому человеку, любовью к жизни народа, к природе, стремлением раскрыть трагическую противоречивость душевного мира современного человека.
Природа у Ван Гога полна движения и драматизма. Одна из жизнеутверждающих его картин - "Дорога в Овере после дождя". Торжественная красочность, напряженная жизнь человека и природы отличают "Красные виноградники в Арле". С особой силой раскрывается трагедия человеческой души в картине "Ночное кафе в Арле".
Выразительны портреты Ван Гога. Его герои живут напряженной внутренней жизнью, отличаются яркой эмоциональностью ("Автопортрет с перевязанным ухом", "Почтальон Рулен" и другие). Драматическая экспрессия колорита созвучна смятенному внутреннему миру художника.
Напряженными поисками новых путей отличается и литература последней трети XIX века. Предвестием поэзии XX века стала лирика французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) - сборник "Цветы зла" и другие, где автор использует формообразующие возможности самого языка. Поиски новых источников лиризма, стремление к эмоциональному воздействию на читателя стали основой творчества Артюра Рембо (1854-1891), Поля Вер- лена (1844-1896), Стефана Малларме (1842-1898), произведения которых послужили основой для формирования символизма в искусстве.
В этот лее период возникает натурализм, основателем которого явился Эмиль Золя (1840-1902), автор двадцатитомной эпопеи "Ругон-Маккары". Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй Империи, где дано социально-психологическое исследование французского общества.
Увлечение техническим прогрессом, историей цивилизации легло в основу научно-фантастической литературы (Жюль Верн, 1828- 1905), культурно-исторических сочинений (Ипполит Тэн, 1828-1893; братья Эдмон де Гонкур, 1822-1892 и Жюль де Гонкур, 1830-1870; Жозеф Эрнест Ренан, 1823-1892).
В английской литературе обозначился резкий контраст между суровым реализмом Т. Харди (1840-1928), С. Батлера (1835-1902) и неоромантизмом Т. М. Рида (1818-1883), Р. Л. Стивенсона (1850- 1894; исторические романы "Черная стрела", "Ccirr-Ив", приключенческие "Остров сокровищ", "Похищенный" и другие). Героику борьбы отразила в романе "Овод" Этель Лилиан Войнич (1864- 1960). Идеал позднего Средневековья и Раннего Возрождения противопоставила обществу группа поэтов и художников "Братство прерафаэлитов": Д. Г. Россети (1828-1882); близок к ним был А. Ч. Суинберн (1837-1909), автор драматической трилогии о Марии Стюарт. Эстетическую критику капитализма осуществляет Оскар Уайльд (1854-1900), автор социально-философского романа "Портрет Дориана Грея".
В литературе США в последней трети XIX века развивается реализм в прозе. Писатели правдиво воссоздают быт и психологический склад людей разных штатов (Г. Бичер-Стоу, 1811-1896; Ф. Брет Гарт, 1836-1902). "Нежным реализмом" отмечено творчество У. Д. Хоуэлса (1837-1920), обратившегося к традициям Л. Н. Толстого. Вершиной американского реализма XIX века является творчество Марка Твена (Самюэл Ленгхорн Клеменс, 1835-1910), который изобразил американскую действительность во всем ее многообразии ("Том Сойер", "Приключения Геккльберри Финна", "Как меня выбирали в губернаторы", "Жизнь на Миссисипи" и другие).
Часть II. УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (X—XII века)
ЛИТЕРАТУРА XI—XII веков
АРХИТЕКТУРА
ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА
МУЗЫКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА