Культурология - Берестовская Д.С. - МУЗЫКА

В Киевской Руси высоко ценили рукописную книгу. Писцы и художники стремились сделать ее неповторимой, единственной в своем роде. Они работали в одной мастерской и создавали книгу как единое целое, где все — и почерк, н цвет, и орнамент заглавных букв, и заставки, и иллюстрации, даже тон пергамента (особенно обработанной кожи) — было гармонично взаимосвязано. В этот период возникает книжная миниатюра*237.

*237: {В Киевской Руси пол миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее "рукопись лицевая".}

Первой известной нам рукописной книгой считается Евангелие, написанное в Киеве в 1056—1057 годах для новгородского посадника Остромира и называемое поэтому Остромировым. Книгу украшают большие красочные заглавные буквы — инициалы, их более восьмисот. Буквы эти имеют сложную форму, они украшены растительным орнаментом. В книге четыре раздела, каждый из них должна была открывать миниатюра, расположенная на отдельном листе и изображающая евангелиста. Были выполнены три композиции - евангелисты Иоанн, Лука и Марк, четвертый лист остался чистым. Эти изображения окружают пышные, перегруженные сложными орнаментами рамы. Евангелисты показаны пишущими свои сочинения и как бы на мгновение прервавшими свой труд, чтобы услышать слова, нисходящие с неба.

Интересны и миниатюры Изборника Святослава (1073 г.), здесь находится изображение княжеской семьи. На переднем плане князь Святослав, его жена и ребенок, сзади сыновья. Вся семья, в отличие от фресок Софийского собора, показана компактной группой.

Большой интерес представляют и орнаменты рукописных книг.

Самым распространенным видом искусства Киевской Руси было декоративно-прикладное. Оно впитало в себя и местные многовековые традиции, и народные черты, и стилистические тенденции мирового художественного процесса.

Техническое мастерство, топкий художественный вкус обнаруживаются в ювелирных изделиях (серьги, подвески, гривны, браслеты). Они сделаны из серебра и золота с применением скани*238 и зерни*239.

*238: {Скань (др.-рус. скать — сникать) - филигрань, кил юнел ирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или снятой с веревочки.}

*239: {Зернь — разновидность скани: мелкие золотые, серебряные или медные шарики, которые напаиваются на ювелирные изделия, часто на орнамент из свитой проволоки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени.}

На первый план выходит растительный орнамент. Листья, деревья, цветы вырезаются, гравируются, рисуются на самых разнообразных предметах. Появляется и "звериный" стиль в орнаменте: это изображения чудовищ и птиц в сочетании с фрагментами растительного орнамента.

Элементы прикладного искусства нашли отражение и и резьбе по камню, что было применено в украшении соборов и других зданий. Прикладное искусство Киевской Руси оказало влияние па развитие искусства того периода в целом.

МУЗЫКА

Возникнув в древнейшие времена, музыка сопровождала жизнь людей и в Киевской Руси. Песни, пляски, инструментальная музыка были составной частью праздников — "игрищ". В "Слове о богатом и убогом" дается описание выступления артистов-музыкантов "с гусльми и свирельми", певцов, танцоров, шутов.

Среди музыкальных инструментов Киевской Руси были ударные — бубен, макры, орган, духовые — рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, может быть, волынка, струнные - гусли и гудок, или смык. Трубы и рога звучали на охоте и в походах, струнные — одиночные и в составе оркестра — звучали на праздниках.

Уже в X —XI веках выделяются профессиональные исполнители. Это — сказители, певцы былин и преданий (вспомним Боя- па в "Слове о полку Игореве"), другую группу представляли скоморохи-затейники, потешники, увеселители, которые были и музыкантами, и плясунами, и фокусниками и т. д.

Музыка звучала и в христианском храме. Богослужение сопровождалось пением, существовали и нотные записи — певческие рукописи-книги. До наших дней дошли такие книги XII века, где наряду с богослужебным текстом сохранились нотные знаки: "знамена" и "крюки". И сами рукописи носили названия "знаменных" и "крюковых". Различались две нотные системы: кондакардная и знаменная. Кондаками называли короткие хвалебные песни в честь святых, сборники этих песен носили название Кондакарии. Им соответствовала и особая нотная запись — двухстрочная система специальных знаков. Кондакарий XII — XIII веков сохранилось всего пять. Вторая нотная система, знаменная, получила более широкое развитие и после XIV века заняла господствующее положение. Знаменная нотная система расшифрована, кондакарная пока не поддается расшифровке.

Таким образом, материальная и духовная культура Киевской Руси древнейших времен достигла высокого уровня, заложив основу для развития украинской национальной культуры.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА
ТЕАТР
АРХИТЕКТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
АРХИТЕКТУРА KOHЦA XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru