Памятники архитектуры, дошедшие до нас со времен Киевской Руси, вызывают восхищение простотой и благородством форм, высоким уровнем строительной техники, богатством внутренней отделки, мастерством живописцев. Народные умельцы, возводившие различные жилые и хозяйственные постройки, городские башни, стены, мосты, выработали свой архитектурный стиль.
С принятием христианства начинается сооружение храмов, монастырей. Первоначально эти постройки были деревянными.
Каменное строительство возникает под воздействием Византии, где к X-XI векам были выработаны основные типы культовых сооружений. В Киевской Руси получила распространение так называемая крестово-купольная композиция, представляющая прямоугольным объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых покоился центральный световой барабан. Прямоугольные в плане концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, сделанными из кирпича и камня. Угловые части покрывались также купольными сводами.
Мастера Киевской Руси, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее элементы деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность.
В X веке в центре Киева была построена Десятинная церковь (на ее содержание шла десятая часть княжеских доходов). Для строительства Десятинной церкви были приглашены византийские архитекторы. Они привнесли новую систему планового и пространственного решения архитектуры храмов.
Десятинная церковь являлась центральным христианским храмом Киева. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой. Стены церкви, возведенные из рядов тонкого кирпича и серого бутового камня, не штукатурились и казались многоцветными, благодаря особенностям кладки. Такая кладка называется смешанной, она была характерна для большинства построек Киевской Руси.
Десятинная церковь строилась с 989 по 995 год. Этот храм украшали уступами: 25 куполов; археологические раскопки показали, что для отделки использовались мрамор, мозаика, стены расписывались фресками*234. На площади у храма были расположены статуи, вывезенные из Корсуня. Церковь была разрушена во время монголо-татарского нашествия в 1240 году.
*234: {Фреска — живопись по мокрой штукатурке.}
Шедевром архитектуры Киевской Руси является Софийский собор. Он построен в период княжения Ярослава Мудрого, когда были возведены Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь, Ирининский монастырь и другие сооружения. Софийский собор был задуман не только как главный христианский храм, ню и как центр общественной и культурной жизни, как символ политического могущества Ярослава Мудрого. Софийский собор для Киева был как бы основным архитектурно-композиционным стержнем, вокруг которого группировались другие постройки.
В 1051 году Софийский собор был торжественно провозглашен митрополитом Иларионом. В 1240 год во время нашествия Батыя собор был разграблен; в течение многих веков он горел, ремонтировался, подвергался переделкам. Первоначальный облик собора сильно изменила перестройка 1685-1707 годов, когда были надстроены галереи, башни, стены и т. д., древним низким параболическим куполам придана характерная для Украины XVII века грушевидно-барочная форма, они были позолочены.
Внимание входящего в храм сразу обращалось к алтарной части и пространству под центральным куполом, где было размещено изображение Христа-Вседержителя. Мозаика покрывала всю центральную часть храма. Степы храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками. Свет лился сверху, сквозь неширокие проемы окон.
Шедеврами изобразительного искусства являются такие мозаики, как фигура Божьей матери - Марии-Оранты*235, изображение Христа-Вседержителя, двенадцати апостолов и другие. Поражает богатство цветовой гаммы: в мозаичной палитре мастеров киевской Софии отмечено около 130 оттенков! Яркий, преобладавший в мозаике золотой цвет сочетался с приглушенными теплыми тонами мрамора.
*235: {Оранта — так называлась в греческой иконографии икона с изображением молящейся Богоматери.}
Большого мастерства, выразительности достигли художники того периода в технике фрески. Основные сюжеты росписей отражали библейские эпизоды, носили культовый характер, однако среди них были и светские картины. Таковы два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. На одном сохранились фрагменты изображений двух младших сыновей Ярослава, остальные изображения, в том числе и самого Ярослава, погибли. Общий вид этой фрески нам известен благодаря зарисовке 1651 года. Значительно лучше сохранилась фреска с изображением женщин из семьи Ярослава: четыре фигуры в рост с индивидуальными чертами лица.
Очень интересны фрески, изображающие бытовые сценки: охота на медведя, борьба ряженых, скоморохи, кулачный бой и т. д. Отдельные фрески дают изображение реальных и фантастических животных и птиц. В отличие от канонических установок религиозного письма, статичной композиции в светской росписи мы видим динамику, стремление показать движение человека, скачущих коней, бегущих зверей и т. д. С красками мозаик и фресок гармонировал сложный коврово-орнаментальный пол.
Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в 11ов- городе и Полоцке, но они лишены того великолепия и богатства мозаик, фресок, мрамора, которые отмечают киевскую Софию.
В X-XI веках в Киеве и других городах активно ведется каменное строительство. Оно имеет и культовый, и светский характер. Так, раскопки свидетельствуют о строительстве каменных палат рядом с Десятинной церковью в Киеве. Эти были многокомнатные дворцы с замечательной отделкой из мрамора, мозаикой и фресковой живописью.
В XI веке строится каменный собор в Дмитриевском Киевском монастыре, в 1088 году был освящен собор архангела Михаила в Выдубицком монастыре под Киевом. В 1073-1078 годах был построен главный собор Печерского монастыря - Успенская церковь, с которой началось распространение однокупольных храмов.
Несколько позже (в 1106 г.) в Печерском монастыре была сооружена однокупольная надвратная церковь, в 1108 году - Михайловская церковь. В 30-е годы XI века был построен пятиглавый Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Это замечательное сооружение, богато украшенное фресковой живописью.
Важнейшими центрами культуры Киевской Руси на юге становятся города: Киев, Чернигов, Переяслав, Галич, Холм и другие. Киев еще в период княжения Ярослава Мудрого превратился в крупный центр культуры, ремесла и торговли. Он поражал современников своими размерами, величественными сооружениями. Среди них - уже описанные Десятинная церковь и Софийский собор, торжественные Золотые ворота с надвратной церковью, монастыри и княжеские дворцы. В период наивысшего расцвета Киев по количеству населения и размерам не только не уступал крупным европейским городам, но и во многом превосходил их. Не удивительно, что современникам он казался "величеством сияющим", а путешественник Адам Бременский называл его "украшением Востока".
В конце XI века на Руси образовалось много феодальных княжеств.
Развитие зодчества Киевской Руси в XII веке - яркий пример того, как под влиянием местных условий постепенно изменялись и переосмысливались византийские схемы и возникали новые оригинальные архитектурные формы и решения. К особенностям культуры XII века относится появление местных черт в летописи, архитектуре и живописи. Происходит осознание деятелями культуры идеи единства, что было важнейшим моментом в период феодальной раздробленности, опасности нападения кочевников.
Кроме киевской, утверждаются еще две архитектурные школы - переяславская и новгородская. От переяславской архитектуры до наших дней дошло лишь одно сооружение - Михайловская церковь (Юрьева божница) в Остре, который был форпостом переяславского княжества. Формируется архитектурное направление и на Волыни.
В XII веке создаются значительные сооружения в Чернигове: Ильинская церковь и Борисоглебский и Елецкий соборы.
Своеобразной была архитектура Галичины в XII столетии. Местный строительный материал - белый и серый известняк - стимулировал каменное строительство и резьбу. Из многочисленных сооружений Галича сохранилась до наших дней одна церковь Пантелеймона, построенная во второй половине XII столетия. Наследуя тип четырехстолпного крестово-купольного храма, она в то же время по технике строительства, по характеру украшений близка к романскому стилю, к венгерской и моравской архитектуре.
Археологические раскопки дают возможность судить о разнообразии типов архитектурных сооружений Галича: это и крестово-купольные храмы, и ротонды, и однонефные сооружения и другие. Все они были украшены резными деталями,
К концу XII века изменяются архитектурный стиль, строительная техника, рождаются новые композиционные системы и формы. Расширяется круг заказчиков: строят не только князья и монастыри, но и бояре, купцы, ремесленники, торговые объединения. В композицию сооружений проникают черты романского стиля. Теперь в центре внимания зодчих не разработка внутреннего пространства, а экстерьер. Это уже не столько "храм Божий", сколько украшение города. Черты нового стиля можно было видеть в композиции Спасского собора в Полоцке, Пятницкой церкви в Чернигове.
В XII—XIII столетиях каменное строительство играет все большую роль в оборонной архитектуре. Строятся каменные стены крепостей у Старой Лодзи, Изборска, Холма, Луцка и других городов.
ГРАФИКА
МУЗЫКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА
ТЕАТР
АРХИТЕКТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
АРХИТЕКТУРА KOHЦA XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА