Зачатки украинского театра — в обрядах (свадьбы, похороны, праздник Ивана Купалы и т. п.), в народных играх (хороводы, веснянка и т. д.). Постепенно игры превращаются в бытовые драматические сценки. Конкретный сюжет, реквизит имели такие игры, как "Мак", "Лен", "Перепелка", "Мельница", "Поп и смерть", "Коза", "Мать и дочь", "Гуси", "Просо" и т. д. В народных играх имитировались трудовые процессы, использовались слово, движение, мимика, применялись маски, условные знаки, символы и т. п. Драматическое действие народных игр в соединении с диалогом, пением, пластическими движениями, мимикой несло в себе элементы театрального действия.
Во второй половине XIII — первой половине XIV века получило дальнейшее развитие такое явление, как представления скоморохов — народных лицедеев, певцов, музыкантов, танцоров, клоунов и т. п. Скоморошество упоминается и в былинах киевского цикла, оно изображено на фресках Софийского собора в Киеве (XI век), на серебряной чаше из Чернигова (XII век), на миниатюрах Радзивилловской летописи (XI век). К концу XVII века скоморохи утратили прежнее значение, но традиции искусства скоморохов дожили до начала XX века.
АРХИТЕКТУРА
На протяжении XIII—XIV веков идет строительство городов и замков-крепостей, преодолеваются тяжелые последствия монголо-татарского нашествия. В этот период много внимания уделяется строительству оборонительных сооружений. С середины XIII века в строительстве вырабатываются такие типы фортификационных сооружений, главными опорными узлами которых становятся башни-донжоны; их архитектура свидетельствовала о знакомстве с достижениями европейской военно-инженерной мысли. Были созданы и фортификационные сооружения нового типа, которые позволяли надежно прикрывать подступы к крепости с флангов (замки в Луцке, Кременце, Каменце-Подольском). В этот период сложились две архитектурно-строительные школы: галицкая и волынская. Примером галицкой явились крепости в Белавино, Столпе, Чернееве, Утруске, Кременце, Каменце-Подольском, Бел го- роде-Днестровском и другие, главный их признак - наличие мощных каменных стен и башен.
Значительный интерес представляют каменные башни второй половины XIII века, которые сохранились до наших дней на околицах Холма (в селах Белавино и Столпе — ныне Польша) и в Каменец-Литовске (Белая Вежа). Холмские башни сложены из белого камня, в чем проявились традиции галицкой строительной техники. Каменецкая Белая Вежа построена из кирпича. Высота ее достигает 29 м, она имеет пять ярусов, из которых три перекрыты сводами. Верх башни увенчан зубцами, под которыми проходит декоративная полоса из нескольких рядов орнамента. Описание Белой Вежи вошло в летопись.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство XIII —XIV веков сохранило основные черты, сложившиеся ранее: монументальность, утонченный колорит, гармоничные пропорции, уверенный рисунок и т. д. В произведениях этого периода проявляется вера в человека, стремление к жизнерадостности образного строя, к узорочью и красочности, что было обусловлено народно-эстетическими идеалами. Художники овладевают искусством композиции, так называемой "обратной перспективой"*240, позволяющей придавать пространству определенную глубину, а образы наделять яркими чертами, величием и человеческим достоинством.
*240: {Перспектива — система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. Обратной перспективой называется система условных приемов, используемых в искусстве для передачи пространства на плоскости (увеличение предметов при их удалении, объединение нескольких точек зрения).}
Из памятников киевской живописи этого времени сохранилась икона Богоматери Печерской-Свенской (около 1288 г.). Прототипом для нее послужило изображение Богоматери Кипрской на троне, но фигуры ангелов киевский мастер заменил святых, основателей Киево-Печерского мои. Антония и Феодосия. Их изображение отличается искр и непосредственностью.
В Галицко-Волынском княжестве искусство развивалось под влиянием Киева. Ярким произведением этого периода явилась икона "Волынская Богоматерь". Величествен силуэт Богоматери в темно-красном одеянии. Гордая посадка головы, слегка склоненной к младенцу, огромные скорбные глаза, смотрящие с укором, младенец — все это выполнено утонченной живописью, что в гармоническом единстве содержания и формы обусловливает выдающееся место этого произведения в украинской средневековой живописи.
Наряду с фресковой живописью все большее распространение в XV веке приобретает иконопись. С XV веке в церквях устанавливаются иконостасы, где иконы располагаются в определенном порядке. Для украинской иконы были характерны сочный колорит, энергичный рисунок, четкая композиция. Особенно популярны были образы воинов-победителей. Например, икона "Юрий Змееборец" из села Станыля Львовской области (конец XIV в.). Та же тема в иконе "Чудо Георгия о змие" (середина XVI в.) киевской школы. Ослепительно белый конь, алый плащ Георгия и золотой фон создают торжественную цветовую симфонию.
Народные вкусы нашли отражение в выборе святых для икон. Это Юрий (Георгий) — воин и защитник, Николай — покровитель мореплавателей, путешественников и плотников, Параскева Пятница — покровительница торговли и женского ремесла, врачи - бессребренники Козьма и Демьян и, конечно, Богоматерь с младенцем — заступница пленных и обездоленных,
Новое явление в иконописи — икона "Богоматерь" из села Красов Львовской области (XV в.). Лицо у Богоматери светло-розовое, с длинными дугообразными черными бровями, маленьким ртом, немного грустными и задумчивыми глазами.
Особенно популярными были житийные иконы, которые давали простор творческой фантазии художников. В них изображалась конкретная обстановка, много бытовых подробностей — мебель, одежда, ткани. Обыденное здесь возвышалось и поэтизировалось.
Многие художники обращались к проблемам жизни и смерти. Таковы "Оплакивание Христа", "Страсти" из села Трущевичи Львовской области (XV в.). Это — реквием в красках. Средства художественной выразительности (резкий колорит, патетические жесты, ритм фигур) передают горе и страдания людей.
Высокого уровня в XIV — XV веках достигло искусство иллюстрирования рукописей. Подлинным шедевром является Киевская псалтырь, переписанная в 1397 году в Киеве Спиридонием и украшенная многочисленными миниатюрами.
Значительных успехов в этот период достигают и прикладное искусство, керамика, ювелирное и золотошвейное дело.
АРХИТЕКТУРА KOHЦA XIV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
В этот период оборонное строительство заняло основное место, что было вызвано необходимостью защиты от участившихся набегов кочевников, вторжений турецких захватчиков. Возводятся замки и укрепления, их стиль и архитектура определяются местными мастерами. Главным строительным материалом было дерево, хотя возрастал удельный вес камня и кирпича. Создаются новые и модернизируются старые укрепления. Примером может служить перестройка каменных укреплений XII-XIV веков в Каменце- Подольском, Белгороде-Днестровском, Кременце, Хотине, Невицком, Мукачеве.
Особенно большое влияние на структуру замков оказало появление огнестрельного оружия. Башни в XV веке сооружались так, чтобы быть устойчивыми по отношению к артиллерийскому огню. Увеличилось в стенах и башнях количество бойниц, что позволило повысить, плотность огневой обороны подступов к замку. Например, в замке в Клевани (1495 год) бойницы устроены в три яруса.
Мощными оборонительными стенами были обнесены Киево-Печерская лавра, многие монастыри: Михайловский Златоверхий, Кирилловский в Киеве и другие.
Архитектурные сооружения XIV —XV веков воплотили представление людей той эпохи о возвышенном и прекрасном. Это церковь Рождества в Галиче, храм Рождества Богородицы в Рогатине, церковь Пятницы во Львове, Успения в Лужанах Черниговской области и другие. Архитектурные сооружения на Западе Украины отмечены связями с зодчеством Балканских стран (южнославянским, молдавским), например, церковь Онуфрия в Лаврове Львовской области (конец XV в.), церковь Петра и Павла в Каменец-Подольском (XV в.) и другие.
В плане воплощения народного понимания прекрасного представляет интерес миниатюрный храм - церковь Троицы в селе Зимно Волынской области (1465 г.).
В этот период создается множество сооружений деревянной архитектуры, связанных с местными традициями, — храмы Николая в с. Среднее Водяное Закарпатской области (1428 год), св. Духа в селе Потелич Львовской области (1502, 1520 гг., реконструкция 1620 г.) и другие.
В XV веке идет процесс взаимодействия народного и профессионального искусства на Украине, чему весьма содействовало казачество — особое военное сословие, возникшее в XV столетии и постоянно пополнявшееся крестьянами, бежавшими от помещичьего гнета в низовья Днепра. Отсюда, постоянно рискуя жизнью, казаки совершали дерзкие набеги на города Крыма, освобождая угнанных в рабство соплеменников, на ладьях доплывали до турецкой столицы, воевали с войсками короля польского. В среде казачества возникали патриотические, демократические, гуманистические идеи, отразившиеся и в украинском искусстве.
Так возрождалась художественная культура Украины, подвергшейся разорению, разрушению древних культурных центров. Формировался собственно украинский язык, развивались литература, изобразительное искусство, архитектура, что подготовило почву для первого расцвета украинской культуры, относящегося к XVI — XVII векам.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА
УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА
МУЗЫКА
АРХИТЕКТУРА