В 1654 году Украина, кроме Галиции, Волыни, Буковины и Закарпатья, вошла в состав Российского государства. Часть украинских земель продолжала оставаться под властью Польши. Подо- лия некоторое время (1672— 1699 гг.) была под властью Турции, а потом снова перешла к Польше.
На Переяславской раде Украина была присоединена к России как автономная казацкая республика, управляемая выборным гетманом и старшиной. Однако царское правительство сразу же стало присылать в украинские города своих воевод и войска, стало вмешиваться в управление страной. Это вызывало интриги казацкой верхушки, усиление гнета. Екатерина II положила конец всем казацким вольностям. Еще в худшем положении находились земли под властью Польши и Австро-Венгрии.
В таких исторических условиях второй половины XVII— первой половины XVIII века получила дальнейшее развитие украинская культура.
В этот период, после воссоединения Украины с Россией примерно до середины XVIII века, Киево-Могилянский коллегиум (с 1701 года - академия) оставался образовательным центром Руси. Здесь учились не только украинцы, но и белорусы (С. Полоцкий), русские (К. Истомин, В. Зотов), молдаване, румыны и представители других народов. По его образцу были организованы коллегиумы в Переяславле, Харькове, Чернигове, а также Московская Заиконоспасская школа, впоследствии переименованная в Славяно-греко-латинскую академию. Многие выпускники Киево-Могилянского коллегиума стали не только украинскими, но и белорусскими, русскими видными культурными деятелями, писателями, в их числе Е. Славинецкий, А. Сатановский, С. Полоцкий, С. Яворский, Ф. Прокопович и другие.
ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР
В украинской литературе второй половины XVII — первой половины XVIII века следует отметить, кроме расцвета школьного стихотворства и драматургии, дальнейшее развитие прозы: проповеднической, полемической литературы и особенно — светского летописания.
Проповедническая литература развивала традиции ораторской прозы. Но стиль этой литературы был новым, использовавшим достижения европейской литературы, - барокко*241, для которого были характерны изысканность, чрезмерная словесная орнаментация, языковая сложность, сочетание христианской символики с образами античной мифологии.
*241: {Барокко (итал. barocco) - причудливый, странный. Этот стиль охватывал все виды искусства, отличался динамичностью, патетикой. Ему свойственны театральность, столкновение фантастики и реальности, экзотика, склонность к антитезам (противопоставлениям), гиперболам (резкому преувеличению), ко всему неслыханному и небывалому. Барокко обострило интерес к человеческой личности, мечущейся в тисках сложных, часто неразрешимых конфликтов религиозного, этического и социального планов. Черты барокко в XVII веке проникают в виршевую поэзию: церковно-панегирическое барокко проявляется в виршевых притчах Симена Полоцкого, Сильвестра Медведева, в школьной драматургии. См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 46.}
Наиболее известными украинскими проповедниками-ораторами второй половины XVII - начала XVIII века были И. Галятовский, А. Радивиловский, Л. Баранович, Д. Туптало (Ростовский), С. Яворский и Ф. Прокопович. Все они имели одну общую образовательную основу - "киевскую школу" ораторского искусства, присущую Киево-Могилянскому коллегиуму, но каждый из них обладал своей индивидуальной манерой. Лучшие произведения проповеднической украинской литературы: "Ключ разумения" Галятовского, "Меч духовный" и "Трубы словес проповедных" Барановича, "Венец Христов" Радивиловского.
Интенсивно развивается в этот период легендарно-житийная и полемическая литература. Мастером полемической литературы был Михаил Андрелла (Оросвиговский) (1637-1710), он поднялся до уровня И. Вышенского, вступая в полемику с римско-католической церковью. Свои мысли Андрелла излагал живым языком, образно и доступно, что способствовало его популярности в Закарпатье.
Свой вклад в развитие полемической литературы внесли писатели: И. Гизель, И. Галятовский, Л. Баранович, С. Яворский. С середины XVIII в. украинская полемическая литература, как и проповедническая, стала принимать все более церковный характер, потеряла связь с художественным творчеством.
В украинской прозе второй половины XVII - первой половины XVIII века значительное место занимают светские летописи, в которых нашел отражение интерес к истории родины. В 70-е годы XVII века появляются исторические обзоры: "Кройника" игумена Киево-Михайловского монастыря Ф. Сафоновича, "Синопсис" (обзор), приписываемый архимандриту Киево-Печерской лавры И. Гизелю. Затем эту линию продолжают казацкие летописи, возникающие с конца XVII до середины XVIII века.
Казацкие летописи были вызваны к жизни событиями освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого и дальнейшей борьбы за освобождение украинского народа. Особенно известны так называемая "Летопись Самовидца", "Действия презельной и от начала поляков кровавой небывалой брани Богдана Хмельницкого" Григория Грабянки и другие. Цель этих летописаний - прославление героического прошлого Украины.
На основе "казацких летописей" были созданы новые исторические обзоры, наиболее интересный - "Краткое описание Малороссии" (1734).
В литературе Украины XVII - XVIII веков развиваются и достигают своего расцвета школьное стихотворство и драматургия. Литературное направление, в рамках которого идет это развитие, называют школьным классицизмом. Его стилистические нормы регламентировались тогдашними школьными пиитиками - средневековыми курсами теории литературы.
В поэзии развивается также' жанр исторической и духовной лирики. Основной герой исторической поэзии - Богдан Хмельницкий, его победы. К таким историческим стихотворениям примыкает "Дума казацкая" о битве под Берестечком в 1651 году. В исторических стихотворениях описываются события шведской интервенции и Полтавской победы 1709 года ("Эпиникион" — песня победы Ф. Прокоповича), сражения русско-казацких войск с турками и татарами ("За могилою Рябою" Ф. Прокоповича), Хотинская битва 1739 года и другие.
Духовная лирика возникает на основе более ранних церковно- религиозных стихов. Эти стихотворения — песни в честь праздников Христа, во славу Богородицы, святых; посвящены они также благочестиво-морализаторским темам: об относительности и временном характере жизненных благ, о смерти и расплате за грехи и т. д.
Наиболее известными были рождественские драмы: "Комедия на день рождества Христова" (1702), приписываемая Д. Туптало; "Действие на рождество Христово" М. Довгалевского. Нередко школьные драмы используют аллегорические*242 образы: терпение, отрада ит. п., дающие различные советы и поучения. В отдельных случаях драмы-моралите затрагивали вопросы современности, например, "Воскресение мертвых" Конисского.
*242: {Аллегория —иносказание, изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности.}
К школьной драматургии относится историческая пьеса "Владимир" Феофана Прокоповича и "Милость божия" неизвестного автора. Трагикомедия "Владимир" - первая украинская пьеса на историческую тематику. Автор обращается к событиям Киевской Руси, крещению Руси князем Владимиром.
В 1728 году в Киевской академии была поставлена пьеса "Милость божия - историко-художественное произведение, отразившее события освободительной войны под руководством Хмельницкого.
Многие школьные драмы сопровождались интермедиями, которые разрабатывали в юмористическом или сатирическом плане бытовые или социальные темы современности. Писались они на простом разговорном языке. В интермедиях были заключены зерна будущих социально-бытовых комедий И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко и других.
С течением времени интермедии приобрели самостоятельный характер, часто разыгрывались отдельно от школьных драм. Нередко их исполняли странствующие дьяки, которые способствовали сближению школьной драмы с вертепом.
Вертеп - украинская форма кукольного театра, возникшего во второй половине XVII века; он проник и в Россию, объединив школьную драматургию с народным театром.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
ЛИТЕРАТУРА
МУЗЫКА
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века