В последней четверти XX века человечество вступило в новую фазу развития —построение информационного общества. Зародившееся еще в 20-е годы в недрах индустриального общества, оно дало первые ростки в 40-е, а в 50-е стали говорить о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар. В 60-е годы появилось предсказание о превращении индустриального общества в информационное. В начале 80-х годов наиболее развитые страны уже поднялись на первую ступень информатизации (Интернет, электронная почта, корпоративные компьютерные сети).
При формировании современного общества претерпевают радикальные изменения: материальное производство, мировоззрение, быт и образование, искусство и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. Важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, ее структуре. Если в доинформационном обществе действует принцип "каждый должен знать-уметь столько, чтобы в сумме все знали-умели все ", то в информационном обществе действует принцип: "каждый должен знать-уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими".
С начала 80-х годов в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения.
Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важнейших последствий этого стало существенное сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь, заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения в требованиях потребителя и еще более качественно удовлетворять потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке. Конкурентный рынок, в дополнение к конкретному потребителю стал во многом определять структуру организации.
В условиях конкурентной борьбы мог победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в литературе рассматриваются новые типы организаций, успешно действующие в "информационной" среде. Ниже будут описаны организации такого рода: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.
Эдхократическая организация
В настоящее время в области высоких технологий и быстрорастущих отраслях промышленности появились организации, у которых есть признаки организации будущего. В научной литературе эти организации получили название эдхократических за их применимость к нестандартным и сложным работам, к быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.
В эдхократии — ключевым моментом является компетентность. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха.
Формальности нетипичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам и т.п. В такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.
Идея эдхократической среды в организации обычно приписывается американской компьютерной фирме " Хьюлетт-Паккард ", начавшей проводить ее в жизнь еще в 40-е годы. Уже в течение долгого времени, даже в период рецессии, компания не увольняла работников. Компания сохраняет относительно небольшими размеры своих отделений (в пределах 1500 человек), что помогает ей внедрить менее формальные отношения и атмосферу групповой работы.
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной является качественное выполнение работы и умение решать проблемы.
Основными элементами эдхократической организации являются следующие: работа со сложной технологией, требующая творчества, эффективной совместной работы; работники являются также высококвалифицированными экспертами своего дела, выполняют сложные производственные операции; структура имеет органическую основу и четко неопределенна, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение часто меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах; право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху; система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер; отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер.
Все вышеперечисленные элементы наиболее пригодны для организаций в таких областях, как консультационные, инновационные, компьютерно-электронные, опытно-конструкторские.
Принципиальная схема структуры эдхократической организации представлена на рис. 3.1 Данная структура, как видно из рисунка, ассоциируется со схемой концентрической формы. Это не организация, которая видится с началом в одной точке, двигаясь от которой вверх или вниз, вы приходите в конечную точку. В эдхократической организации есть точка отсчета, от которой структура как бы расходится кругами по радиальным направлениям.
Рис. 3.1
Круг для такой организации является символом того, что все усилия ее работников ведут к одному — к успеху компании. В ней ценности (в первую очередь — деловые качества ее работников) не ранжируются по уровням. Организации могут иметь разную степень эдхократичности. Тем не менее, совершенно очевидным является то, что это определяется уровнем технологии, качеством работников и подготовкой руководителей.
Многомерная организация
Партисипативная организация
Предпринимательская организация
Организация, ориентированная на рынок
3.4. Важнейшие уровни аппарата управления и их функции
Высшее руководство фирмы и его функции
Руководители среднего звена
Руководители низового уровня
3.5. Современные формы управления