Менеджмент организаций - Киржнер Л.А. - Приложение

Резюме должно быть кратким обзором концепции бизнеса, давать перспективы финансовых ресурсов идеи бизнеса и объяснять ее жизнеспособность. Разработчику необходимо поместить в этом разделе только конкретную и систематизированную информацию в обобщенном виде. В резюме лишь дается презентация информации, которая в дальнейших разделах бизнес-плана будет объясняться и конкретизироваться. Резюме должно включать следующие пункты:

— особенности данного вида бизнеса, что делает его уникальным на рынке;

— краткая информация об основателях проекта (компании);

— краткое описание бизнеса.

Чтобы описать деятельность своей компании можно воспользоваться табл. І 3.2 Здесь в каждой графе следует описать свою деятельность в данной области. По мере заполнения каждой графы надо постараться создать ясную и всеобъемлющую картину того, чем занимается компания в каждой из предлагаемых областей деятельности.

Табл. 13.2. Основная деятельность компании

Исследования и разработка.

Производственный процесс.

Распределение (дистрибуция) и перевозки

Маркетинг и реализация

Оказываемые услуги

Прочее

Далее дается несколько положений о среднем объеме продаж (в зависимости от поставленных целей указывается в целом по фирме или по каждому виду услуг в отдельности), оценивается прибыль и финансовые потребности (соответственно). Можно также привести некоторые специфические производственные положения, которые подробно объясняются в соответствующих разделах бизнес-плана; а также параграф о том, какое количество заемных средств необходимо для финансирования проекта. Будет хорошо, если будут проанализированы различные формы привлечения средств (акции, кредиты, аренда оборудования и т.д.); объяснения, почему вы и другие совладельцы решили заниматься именно этим видом бизнеса; информация о высших руководителях.

Во втором разделе, посвященном истории проекта (фирмы) рассказывается об истории возникновения данного бизнеса: как правило, идея проекта, описание усилий, которые необходимо приложить, чтобы добиться успеха на рынке.

Некоторые вопросы, которые необходимо осветить:

— кто является владельцем компании;

— история создания и развития компании;

- местонахождения компании (с учетом инфраструктуры);

— насколько велик потенциальный рынок в области, где вы основываете свой бизнес;

— какие потребности имеются и как вы собираетесь их удовлетворять;

— какой вид товара и ценообразования наиболее удачен;

— какова главная цель на рынке;

— второстепенные цели;

— какими методами и путями будет расширяться наш бизнес;

— какая ценовая и распределительная политика необходима для бизнеса;

— кто является основным потребителем и где основной рынок сбыта;

— каковы пути завоевания рынка;

— где вторичный рынок и как его найти.

Бели рассматривается сложно-технический продукт, то можно привести историю развития техники и технологии в данной области.

Для определения и описания самых значительных целей можно использовать табл.13.3 Каждый раз, намечая какую-либо цель, обосновывайте свое решение, используя конкретные данные, создавая благодаря этому ясную картину состояния компании.

Табл. 13.3

Объем раздела 5—10 страниц.

В разделе Общая философия должен быть изложен общий философский подход к бизнесу. При написании раздела можно руководствоваться вопросником:

— какими принципами вы руководствуетесь, начиная бизнес;

— сколько средств вы вкладываете в новейшую технологию;

— как скоро вы ожидаете получить отдачу от бизнеса;

— какие виды накладных расходов предполагается иметь;

— предполагаете ли вы иметь постоянный персонал или приглашать консультантов со стороны;

— если планируется завоевание рынка, то как будут разделены финансовые фонды, выделенные на эти цели;

— будете ли вы финансировать рост объема продаж в кратчайшие сроки или будете добиваться роста прибыльности в долгосрочном аспекте;

— претендуете ли вы на определенную нишу на рынке;

— является ли ваш продукт (услуга) новым или неизвестным;

— нуждаетесь ли вы в смене стратегии на рынке;

— каким образом вы преодолеете эти препятствия.

Объем раздела не более 2-5 страниц. Следует добиваться максимальной простоты, ясности и конкретности в описании.

Раздел, посвященный рынку, должен быть больше по объему, чем все предыдущие. Начинается он с изложения маркетинговой стратегии, подробного описания рынка (на основе исследований).

Вначале следует перечислить все потенциальные рынки сбыта продукции с указанием их объема. Далее можно привести расчеты или статистические данные, отражающие перспективу роста рынка в ближайшие 10 лет. Рост может быть установлен в натуральном или стоимостном выражении. Желательно отразить и потенциальные источники финансирования, показав возможности роста и расширения бизнеса. Расчеты, графики и выводы подтверждают перспективы данного вида бизнеса.

Перечислите все характеристики рынка, которые соответствуют вашей концепции бизнеса. Приложите максимум усилий, чтобы показать, что рынок благоприятствует дальнейшему развитию бизнеса. При большом количестве расчетных и вспомогательных материалов, их выносят в приложение.

Обязательно должны быть освещены следующие положения:

— актуальность данного вида бизнеса на рынке;

— дистрибьюторские методы, которые предполагается использовать;

— ценовая политика;

— отличия данного бизнеса от подобных" которые делают возможным эффективное продвижение товаров (услуг) на рынок и получение прибыли;

— способы удовлетворения потребностей потенциальных покупателей;

— оборот (объем) бизнеса в стоимостном выражении;

— традиционные каналы и способы продвижения товара на рынке;

— величина спроса, анализ сегмента рынка.

Все положения подтверждаются обоснованиями, расчетами, иллюстрациями, если это возможно. Наиболее известными и приемлемыми методами выбора стратегии являются: матрица возможностей по товарам-рынкам; матрица "Бостон консалтинг групп" (БКГ); матрица "Дженерал электрик", "Мак-Кинзи"; общая стратегическая модель Портера.

Обычно раздел "Конкуренция" значительно отличается при описании разных типов бизнеса. Следует сосредоточиться на главных конкурентах. Можно представить диаграмму, показывающую пути продвижения товара от производителя до конечного пользователя, и указать, где располагается ваш бизнес или услуга на этой диаграмме (рис. 13.9). Затем рассматриваются все основные конкуренты, чей бизнес также лежит в этом месте диаграммы. Можно составить список предприятий (организаций), производящих продукцию, которая может быть использована потребителем в качестве заменителя вашего товара. После этого можно заполнить табл. 13.4

Табл. 13.4. Оценка конкурентов

Оценка конкурентов

Рассматривайте конкурентов по очереди. Для каждой конкурирующей компании представьте следующую информацию: объем продаж и прибыль; виды доходов и расходов; отдачу на инвестиции; месторасположение; прибыльность; персонал (количество и состав); объем продаж на одного работающего; организационная форма бизнеса.

Полезно также собрать и представить информацию о ценах на максимально возможное количество товаров, производимых конкурентами и сравнить их сценами на свою продукцию. Кроме того, можно в этом разделе изложить любую другую информацию, помогающую читающему бизнес-план понять механизм работы бизнеса. Если есть возможность, включите такие показатели в данный раздел:

— цена на товар у конкурентов (см. табл. 13.5, где каждому товару отводится отдельная клетка),

— накладные расходы,

— управленческие и административные расходы,

— инвестиционные издержки,

— другие виды внепроизводственных издержек,

— общая прибыль до и после налогообложения.

Табл. 13.5. Цены, устанавливаемые конкурентами

Цены, устанавливаемые конкурентами

Если вы исследуете наиболее удачных конкурентов, опишите, почему именно они, по вашему мнению, имеют успех. Каково отражение конкуренции в вашей концепции бизнеса, насколько она влияет на вашу деятельность? Можно кратко изложить ценовую стратегию в зависимости от поведения конкурентов.

Объем раздела может быть различным, он зависит от количества конкурентов, доступности необходимой информации и полноты описания.

Раздел "Продукт или вид услуги" глубоко индивидуальный, так как зависит от объекта планирования. Рассматриваются все особенности продукта или бизнеса, в том числе и те, которые, по вашему мнению, делают его уникальными. Анализируется цена товара, пути постоянного снижения себестоимости. Следует обратить внимание на освещение следующих вопросов;

— какую продукцию вы производите, какие услуги предлагаете. Используйте табл. 13.6 для обобщения, в ней могут быть представлены продукция и услуги, на которые вы делаете ставку в будущем;

— продавали ли вы какую-нибудь продукцию (услуги) за рубежом, где именно;

— расширялся или сокращался ассортимент выпускаемой продукции (когда и почему);

— есть ли у вас торговая марка, известная среди заказчиков;

— существует ли прейскурант цен на продукцию (представить его и (или) ту информацию, которой располагаете);

Табл. 13.6. Основная продукция (услуги)

Основная продукция (услуги)

Кроме того, необходимо четко определить каким образом планируется обеспечить отличие своих товаров (услуг) от существующих у конкурентов. Для этого целесообразно воспользоваться табл. 13.7. Исходной информацией для ее заполнения служат экспертные оценки, полученные в ходе предварительного анализа и выраженные в процентах, в баллах или какими-либо качественными характеристиками.

Видите ли вы проблемы, с которыми может столкнуться ваш бизнес в будущем? Составлен ли план текущих и перспективных мероприятий для преодоления этих трудностей.

Раздел бизнес-плана "Управленческая команда" не должен содержать только перечень членов управленческой команды, он должен быть шире. В действительности, этот список должен быть в приложении к бизнес-плану. Здесь необходимо охарактеризовать каждого из членов управленческой команды, с выделением того, как он лично будет способствовать успеху бизнеса.

Табл. 13.7. Дифференциация продукции

Характеристика товара (услуги)

Высшая

Выше среднего

Средняя

Ниже среднего

Низшая

Цена

Качество

Надежность

Скорость доставки (предоставления)

Эксплуатационные характеристики

Области применения

Простота использования

Наличие технического обслуживания

Прочность или срок службы

Репутация

Другое

Для начала можно описать организацию предприятия, используя примерную схему. Нужно остановиться на описании функций и обязанностей каждого функционального подразделения и их взаимодействия. Далее приводится информация о персонале, примерные вопросы для характеристики:

— какую позицию будет занимать данный специалист;

— какое соответствующее образование или опыт он имеет;

— какой специальный опыт необходимо конкретно каждому получить для нового бизнеса;

— какие предыдущие успехи и достижения имелись у каждого, чтобы их применить в настоящем.

Часто для только образующегося бизнеса еще не ясно, кто конкретно будет в управленческой команде. Имеются лишь кандидаты на соответствующие должности. Важно определиться, какой именно специалист вам нужен, чтобы потом вести его поиск, а не подгонять под определенную личность какую-либо должность.

В бизнесе, в этом разделе указываются различные консультанты, к которым вы уже обратились или планируете обращаться, включая специалистов по бухгалтерии, праву, кадрам и рекламе. Бели ими будут известные личности, то это придаст престиж вашему бизнесу и конкретно бизнес-плану. Кроме того, указываются мероприятия по подготовке кадров, перечисляется конкретный персонал, в котором вы нуждаетесь на данный момент и по мере расширения бизнеса. В том случае, если предполагается иметь Совет директоров, надо включить в бизнес-план их имена и краткие сведения о них. Объем данного раздела зависит от количества людей, которых предполагается вовлечь в ваш бизнес.

Раздел "План производства" раскрывает вопросы организации производства: где планируется разместить производство и почему; размеры, занимаемые производством; какой тип оперативного планирования будет использоваться; применяемые средства автоматизации и компьютеризации.

Этот раздел может быть произвольным как по содержанию, так и по объему. В частности, если это бизнес-план для предприятия, занимающегося предоставлением услуг, то чисто техническая часть раздела может быть представлена в весьма ограниченной форме. Если же речь идет о планировании какого-либо производства, то для более обоснованного ответа на первый вопрос можно заполнить и представить в виде таблиц, обобщающих основных поставщиков и потребителей продукции.

В этом же разделе дается четкое описание производственных технологий и оценка того, как производится продукция или предоставляются услуги. Описание производственных технологий удобно представить в виде табл. 13.8. Она составляется в соответствии со стадиями производственного процесса. Воспользуйтесь двумя общеизвестными способами эффективного определения стадий производства: проанализируйте структуру завода, который должен быть разделен на производственные стадии, либо пройдите по производственной линии и выделите каждый момент, когда каждое изделие или заготовка трансформируется или подвергается новому виду обработки.

Табл. 13.8. Производственные технологии

Производственные технологии

К таблице можно приложить различные схемы производственных потоков, таблицы с перечнем применяемого оборудования и его загрузкой, систему планирования производственных подразделений. Кроме того, здесь же рассматриваются те технологические находки, которые придают вашему продукту конкурентоспособность и уникальность.

После этого приводится описание производственных затрат. Нужно указать калькуляцию себестоимости продукции, выделить этапы производственного процесса, которые наиболее влияют на ее величину и пути снижения себестоимости.

При оценке затрат на производство рекомендуется придерживаться следующей укрупненной структуры затрат:

— сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);

— заработная плата с начислениями, необходимыми по законодательству;

— расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

— общехозяйственные расходы;

— прочие расходы.

Результаты всех расчетов сводятся в табл.13.9, где в каждой колонке указывается общая сумма по каждому виду затрат.

Далее необходимо произвести многовариантные расчеты. Оценку затрат на производство продукции делают для трех ситуаций и, соответственно, в трех оценках.

" Оптимистическая " оценка производится для ситуаций, когда затраты ограничиваются теми видами, которые предусмотрены разработчиками, исходя из текущей информации. Однако для исследования целесообразности нового производства необходимо учитывать не только неизбежные, задаваемые технологией затраты, но и предусматривать возможность дополнительных расходов. Эти

Табл. 13.9.

Статьи затрат

В час

В год

Количество

Единицы измерения

Стоимость

Сырье и материалы

Возвратные отходы

Заработная плата

РСЭО

Вспомогательные материалы

Топливо и энергия технологические

Общехозяйственные расходы

Прочие расходы

ИТОГО

расходы имеют непредвиденный характер и могут быть связаны как с внутрифирменными обстоятельствами, изменениями в ее положении, в отношениях с партнерами, а также с неточностями в оценке первоначальных затрат по техпроцессу, так и с изменениями в макроэкономической ситуации (изменения цен, рост инфляции и т. п.). Поэтому необходимо производить еще две оценки производственных затрат.

" Умеренная" оценка подходной для ситуации, когда в состав затрат включаются еще и непредвиденные расходы, которые, как показывает практика, составляют 5—20% от общегодовых затрате зависимости от особенностей производства. Эта оценка является наиболее распространенной. Учитывая объективную экономическую ситуацию, чтобы предусмотреть в оценке затрат инфляционную составляющую, необходимо произвести еще одну оценку — "пессимистическую". В этом случае, кроме непредвиденных затрат предусматривается отставание роста цен на готовую продукцию от инфляционного роста цен на сырье, оборудование и другие виды затрат. Подобная оценка в настоящее время наиболее реалистична и, пожалуй, будет еще таковой долго. Величину инфляционного процента для корректировки выбирают в зависимости от текущей экономической ситуации и прогнозов Национального банка Украины.

Раздел "План маркетинга" раскрывает то, как вы планируете проникнуть на рынок, вести свою рыночную политику. Этот раздел очень объемный, поэтому для удобства его можно разделить на пункты:

— рыночные цели бизнеса (они могут состоять в завоевании какого-либо сегмента рынка, максимизации продажи и, соответственно, прибыли, создать имидж фирмы и т.д.);

— потребители (рассматриваются все возможные и наиболее вероятные потребители, с учетом рода занятий, половозрастных характеристик, обычаев и национальных особенностей и др., анализируется, что лежит в основе формирования их потребности в данном продукте, предоставляются доказательства того, что концепция нашего бизнеса лучше подходит для удовлетворения этой потребности, чем концепция конкурента);

— ценообразование (раскрывается политика ценообразования, в том числе, наличие скидок и их варьирование);

— реклама (все виды рекламы наиболее целесообразные для данного вида бизнеса, размер и источники средств на рекламную компанию);

— "паблик рилейшенз" (мероприятия по поддержанию выгодного имиджа и взаимоотношений с общественностью).

Качество разработанных стратегий маркетинга обычно является определяющим фактором способности бизнеса выжить в условиях рыночной экономики. Приведенные ниже вопросы помогают конкретизировать перечисленные общие пункты с целью подбора информации, необходимой для подготовки стратегии маркетинга конкретной компании. Стратегия маркетинга разрабатывается с целью объяснения следующего: какие виды продукции вы планируете реализовать, по каким ценам, каким потребителям.

Если планируется вложить капитал в товары, которые уже производятся, то необходимо учесть воздействие планируемых капиталовложений на эти товары. Если планируется развитие мощностей для производства новой продукции, то должен быть разработан всесторонний план маркетинга.

В любом случае следует объяснить: почему вы хотите производить данные товары; почему данные товары найдут потребительский спрос; где планируется реализовать данную продукцию я каким образом планируется продвигать данные товары на рынке.

Прежде всего, перечислите товары, которые будут включены в Стратегию маркетинга. Определите сильные стороны и недостатки товаров, которые будут ядром стратегии маркетинга.

Для ответа на вопрос, почему были выбраны именно данные товары, используйте определение рынка, разработанное в разделе "Рынок", Объясните, почему товары, которые продаются в настоящее время, либо планируются к реализации, будут пользоваться спросом на выбранных рынках.

Примерные основания, используемые при выборе определенного рынка:

— высокий индивидуальный доход или доход на душу населения;

— удобное местонахождение компании по отношению к рынку;

— высокий уровень спроса;

— потребность в продукции, которую намерены продавать;

— государственная помощь предприятиям, обеспечивающим определенный рынок;

— слабая конкуренция;

— уникальная технология или товар.

Нужно продемонстрировать тщательность своих аргументов для разработки плана реализации продукции на каждом рынке.

Кроме того, требуется рассмотреть преимущества, присущие данным товарам по сравнению с другими на каждом рынке, где планируется продавать продукцию. Определите и объясните причины спроса на вашу продукцию на каждом рынке. Приведите доказательства к своим ответам.

Необходимо осветить и вопрос текущей и плановой стратегии ценообразования. Для разъяснения того, как будет назначаться цена в будущем, ответьте на следующие вопросы:

— какова себестоимость и цена реализации товаров и разница между ними;

— анализ цен на товары по сравнению с аналогичными товарами конкурентов;

— стабильны ли данные цены, либо планируется (прогнозируется) их изменение.

Полезно также включить информацию о текущем использовании рекламной деятельности для продвижения товара на рынок: где и каким образом будет осуществляться реклама; сколько средств планируется на нее израсходовать.

В заключение можно представить альтернативные планы на случай изменения обстоятельств. Какие возможности изменения путей реализации товара предусмотрены? Определить факторы, влияние которых на план маркетинга наиболее вероятно и значительно, а затем объяснить, какие меры будут предприняты в том случае, если влияние этих факторов проявится.

В разделе "Риски" необходимо указать как можно больше потенциальных рисков, с которыми вы столкнетесь, по вашему мнению, при открытии нового бизнеса. Естественно, каждый риск должен сопровождаться планом мероприятий по предотвращению последствий или вероятности его возникновения. Иногда этот раздел пишут в виде вопросов и ответов, представляя каждый риск как вопрос и план работы с ним как ответ.

В разделе "Итоговые финансовые и производственные положения" приводятся основные финансовые и производственные положения вашего бизнеса. Он может различаться по типу приведенных данных в зависимости от типа бизнеса, но есть ряд материалов, присутствующих практически везде.

Наиболее полно анализируется объем продаж, общая прибыль, стоимость материалов, заработная плата, расходы на рекламу и накладные расходы, а также прибыль перед налогообложением и после него, инвестиции к концу какого-либо периода и банковская задолженность.

Отчет об источниках финансирования и использовании денежных средств имеет важное значение для фирм, которые хотят мобилизовать капитал, то есть получить денежные средства от организаций или частных лиц. Он может быть разбит на две части: в первой приводится перечень источников денежных средств, которые вы надеетесь получить, а также потенциальные источники финансирования; во второй — объяснение того, как вы намереваетесь использовать денежные средства. Причем, общая сумма, указанная в первой и во второй части должна соответствовать, т.е. все источники денежных средств по сумме должны быть равными, общей сумме использования денежных средств.

Очень важно учитывать временной фактор при поиске необходимых денежных средств, а также путей их использования. Вы должны определить тот период времени, который потребуется для мобилизации капитала и его использования. Та часть отчета, в которой речь идет об источниках, может состоять из следующих компонентов: долг; инвестиции; покупка собственности; строительство, реконструкция (ремонт, усовершенствование); закупка оборудования; закупка товарно-материальных запасов; маркетинг, сбыт и реклама; работники; научно-исследовательская работа по разработке товара; текущие расходы; кассовые резервы; погашение долга.

Рекомендуется подготовить несколько документов:

— прогноз объемов реализации;

— баланс денежных расходов и поступлений;

— таблицу доходов и затрат;

— сводный баланс активов и пассивов предприятия;

— график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации призван дать представление о той доле рынка, которую вы предполагаете завоевать своей продукцией. Для удобства можно построить график реализации продукции. Следующим шагом является расчет дохода фирмы, прибыли и оценка налоговых отчислений, а затем делаются выводы о величине выручки, налогов и доходов.

Баланс денежных расходов и поступлений — документ, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем в разбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела. Главная его задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Оценка авансированного капитала начинается с сопоставления помесячного плана затрат, связанных с производством продукции (с разбивкой по статьям расходов) в виде табл. 13.10.

Таблица доходов и затрат включает показатели:

— доходы от продажи товаров;

— издержки производства товаров;

— суммарная прибыль от продажи;

— общепроизводственные расходы (по видам);

— чистая прибыль.

Табл. 13.10

Задача документов — показать, как будет формироваться и изменяться прибыль. Расчеты сводятся в табл. 13.11 и дополняются для наглядности построением графика движения денежных средств (в форме столбиковой диаграммы или ломаной линии).

Сводный баланс активов и пассивов предприятия рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Его обычно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы полагается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

Табл.13.11. Помесячный финансовый план расходов на годовую программу и поступлений от ее реализации и график движения денежных средств

Нарастающим итогом с начала года в денежном выражении

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Издержки производства продукции (расходы)

Доходы от продажи продукции (поступления)

Налоги

Чистая прибыль

Анализ критического объема производства определяет объем реализации, при котором получаемая выручка от реализации равна общей сумме издержек (расходов). Общие расходы могут быть разделены на постоянные и переменные.

Определение критического объема производства является отправной точкой деятельности любой компании. В том случае, если общие расходы превышают общую выручку от реализации, предприятие теряет деньги и не может существовать без посторонней поддержки. В противном случае, когда общая выручка от реализации превышает общие расходы, фирма зарабатывает прибыль и может считаться здоровой.

Постоянные расходы включают все расходы, не зависящие непосредственно от реализационной выручки. Арендная плата за пользование помещением, например, относится к постоянным расходам, поскольку не связана напрямую с объемом производимой и реализуемой продукции. Переменные расходы включают все расходы, непосредственно связанные с количеством единиц или объемом реализуемой продукции. Расходы на приобретение сырья и материалов, например, относятся к переменным расходам, поскольку изменяются в зависимости от количества производимой продукции.

Точка критического объема производства может быть рассчитана по формуле:

Иными словами, компания не в выигрыше и не в убытке, если общая сумма расходов (постоянных и переменных) покрывается за счет чистой реализации. В том случае, если расходы превышают выручку от реализации, компания терпит убыток.

Анализ критического объема производства определяет расходы в соответствии с несколькими сценариями: оптимистическим, пессимистическим и умеренным. Параметры для них определяются в предыдущих разделах, если возможно, следует выделить изменения наиболее и наименее выгодные для компании, а также самые вероятные. Результаты анализа удобно представить в виде табл.13.12.

По-другому, точку критического объема производства можно назвать точкой безубыточности. Для наглядности иногда строят график достижения безубыточности — схему, показывающую влияние на прибыльность объемов производства, продажной цены, себестоимости продукции.

Кроме того, полезно рассчитать и срок окупаемости авансированного капитала, причем, практически все расчеты необходимо провести для трех перечисленных сценариев. Неплохо, если показывается несколько таких графиков и расчетов, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

В раздел "Таблицы баланса" может быть включен подробный баланс как итоговый раздел бизнес-плана или как приложение. В случае необходимости к отдельным статьям баланса даются пояснения.

Разработанный бизнес-план дает возможность инициаторам инвестиционного проекта (предпринимателям) и предполагаемым инвесторам всесторонне оценить целесообразность его реализации и ожидаемую эффективность.

Ведение инвестиционной деятельности непосредственно связано с портфельной теорией. Она базируется на том, что большинство инвесторов избирают для своей инвестиционной деятельности больше одного объекта инвестирования (реального или финансового) и формируют их определенную совокупность. Целенаправленный выбор таких объектов и представляет собой процесс формирования инвестиционного портфеля.

Табл. 13.12. Анализ критического объема производства

Анализ критического объема производства

Инвестиционный портфель - это целенаправленно сформированная совокупность объектов инвестирования, предназначенная для осуществления деятельности в среднесрочном периоде в соответствии с инвестиционной стратегией фирмы (предприятия). Главной целью формирования инвестиционного портфеля предприятия является обеспечение реализации инвестиционной стратегии, путем отбора наиболее эффективных и безопасных инвестиционных проектов и финансовых инструментов. Конкретными целями при этом являются обеспечение: высоких темпов роста капитала (дохода), ликвидности инвестиционного портфеля и минимизации рисков. В контексте предприятия можно рассмотреть две большие группы портфелей: портфель реальных инвестиций или инвестиционных проектов, портфель финансовых инвестиций или ценных бумаг.

В целом формирование инвестиционного портфеля фирмы (предприятия) базируется на определенных принципах:

— обеспечение реализации инвестиционной стратегии;

— обеспечение соответствия портфеля имеющимся инвестиционным ресурсам;,

— оптимизация соотношения доходности и риска; оптимизация соотношения доходности и ликвидности;

— обеспечения эффективного управления портфелем. Вопросы формирования портфеля инвестиционных проектов

были нами рассмотрены в предыдущей главе, посвященной инновационным проектам. Поэтому остановимся более подробно на особенностях портфеля ценных бумаг.

В сравнении с портфелем реальных инвестиционных проектов, он имеет ряд положительных особенностей: более высокую ликвидность и легкую управляемость, вместе с тем, ему присущи и недостатки: более высокий уровень риска и более низкий уровень доходности, а также низкая инфляционная защищенность и ограниченность выбора инструментов на украинском фондовом рынке.

Формирование портфеля ценных бумаг осуществляется после того, как конкретизированы цели инвестиционной стратегии, определены приоритетные цели формирования инвестиционного портфеля и оптимизированы пропорции инвестиционных ресурсов в разрезе отдельных портфелей.

Чтобы создать работающий портфель ценных бумаг инвестору необходимо, во-первых, максимально ясно сформулировать цель создания портфеля. Нужно четко представлять себе что важнее: регулярное получение дивидендов или рост активов. Однако в настоящее время на фондовом рынке сложилась такая ситуация, когда в связи с почти полным отсутствием как выплат дивидендов (дивидендной истории эмитентов), так и информации о их возможном размере в сочетании с полной неопределенностью экономической обстановки в стране, целью институциональных инвесторов может быть только рост стоимости портфеля в краткосрочном периоде. Нужно также четко представлять, на какой риск готов пойти инвестор ради получения прибыли и ниже какой величины прибыли нежелательно опускаться. Эта величина должна как минимум гарантировать возврат инвестиций с учетом прогнозируемой на период инфляции.

Во-вторых, зарубежные практики предлагают обращаться к инвестиционным консультантам и менеджерам, которые составят индивидуальный портфель инвестора, либо предложат на выбор один из типовых портфелей (при недостатке средств). При выборе фирмы-консультанта рекомендуется принимать во внимание показатели ее деятельности (доходы предлагаемых портфелей, величины потерь в Периоды неблагоприятной конъюнктуры, диапазон используемых инвестиционных инструментов, внимание к клиенту, способность доходчиво объяснить принимаемые решения), а также доступность консультанта.

Методика формирования портфеля ценных бумаг инвестором представляет собой последовательность выполняемых им действий.

Прежде, чем сформировать портфель, инвестору необходимо:

— изучить перечень ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке Украины, оценить их достоинства и недостатки через критерий безопасности, доходности и роста;

— иметь первичную информацию об эмитентах и состоянии фондового рынка;

— определиться с выбором типа портфеля и количественным составом входящих активов;

— иметь общее представление о возможностях диверсификации портфеля, через соотношение спроса и предложения при изменении цен и объема инвестиций.

Управление портфелем ценных бумаг должно начинаться с:

— оценки динамики цен по скупке и продаже входящих в портфель активов и уровня их колеблемости;

— расчета уровня доходности ценных бумаг, составляющих портфель;

— определения требуемого уровня прибыльности, позволяющего учесть уровень риска вложения средств;

— расчета действительной стоимости акций, позволяющей выяснить целесообразность приобретения ценных бумаг;

— выяснения срока окупаемости акций.

Начальным этапом формирования портфеля ценных бумаг является оценка имеющихся финансовых инструментов. По целям выпуска ценные бумаги подразделяются на: фондовые (акции, облигации, векселя, сертификаты, опционы, другие) и коммерческие (чеки, складские и залоговые свидетельства, закладные).

Многообразие фондового рынка определяет необходимость рассмотрения денежной формы инвестиций с точки зрения состава и структуры ценных бумаг, закономерностей их обращения, оценки инвестиционных качеств. При выборе "лучшей" или "худшей" ценной бумаги необходимо учитывать основ

13.4. Методы оценки эффективности реальных инвестиций
Основные факторы, влияющие на величину дисконтной ставки
Процентная ставка
Анализ эффективности реальных инвестиций
13.5. Формирование оптимального портфеля финансовых инвестиций и управление им
Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОЗАЩИЩЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
14. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИСК
14.1. Роль риска в становлении рыночной экономики. Условия возникновения рисковой ситуации
14.2. Основные понятия теории риска. Характерные черты риска
Ситуация риска
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru