Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 14.3. Страхование как средство ограничения уровня риска

Самострахование участников срочных (фьючерсных и опционных) операций посредством хеджирования является важным рыночным механизмом нейтрализации риска на биржевых торгах. Но возможности его весьма ограничены. Во-первых, экономическая жизнь не ограничивается биржевой торговлей. Во-вторых, страховое возмещение при помощи хеджирования недостаточно для того, чтобы покрывать убытки от больших рисков. В-третьих, не на всяком биржевом рынке действует подобный механизм страхования. В-четвертых, хеджирование позволяет избежать негативных последствий от колебания цен на протяжении срока действия соглашения (контракта), но существует множество других рисков, не подпадающих под этот способ их ограничения.

Следовательно, возникает потребность в поиске дополнительных способов (механизмов, средств) ограничения рисков (рис. 14.9).

Отказ от высокорисковых соглашений и проектов, снижение рисков посредством лимитов, запасов, резервов, диверсификация — все это способы ограничения риска, которые можно объединить понятием самострахования.

Самостраховаиие — действенный способ самозащиты от неблагоприятных событий. Но его использование тоже ограничено:

— во-первых, собственными возможностями того, кто желает уберечь себя от уязвимых для его экономических интересов событий;

— во-вторых, самострахование тоже часто дорого обходится сам о страхователю, поскольку отказ от проекта является одновременно отказом от прибыли.

Установление лимитов, резервирование — это также ресурсы, изъятые из процесса самовозрастания. И, наконец,

диверсификация — это отказ от искушения вкладывать все ресурсы в дело, где ожидается наиболее высокая прибыль.

Из-за ограниченности механизма защиты от риска путем самострахования и хеджирования в мировой практике получило широкое распространение страхование хозяйствующих субъектов от нежелаемых и неотвратимых событий третьими лицами — страховыми компаниями.

Страхование — система отношений между его участниками (страхователем и страховиком) по поводу формирования целевого страхового фонда и его использования с целью возмещения убытков пострадавшим от страховых случаев и выплаты им страховых сумм.

Систему взаимосвязей между страховщиком и страхователем можно изобразить схематично (рис. 14.10).

Система взаимосвязей между страховиком и страхователем

Страхователь — это юридическое или дееспособное физическое лицо, подписавшее со страховщиком (страховой компанией) договор о страховании, или лицо, признанное страхователем по действующему законодательству.

Страховщик (по действующему законодательству Украины) — это юридическое лицо, получившее в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности.

На страховом рынке эти два субъекта должны встречаться, и при условии согласования их интересов их соглашение закончится подписанным страховым полисом. Какими же являются интересы обеих сторон?

Страховой интерес страхователя — это осознанная потребность ограничить убытки от возможного наступления неблагоприятных событий, удовлетворение которой предполагает свободный выбор способа реализации этой потребности.

Именно этот специфический интерес порождает институт страхования, определяя его объекты и субъекты, их юридические права и обязанности, механизмы реализации, материальную ответственность за выполнение и невыполнение или нарушение правил выполнения обязательств обоими субъектами страховых правоотношений.

Интерес к страховой защите может быть удовлетворен лично (самострахование) или общественным путем (страхование профессиональными страховиками).

Общественный способ удовлетворения индивидуальных и совместных потребностей не может быть реализован без установления (налаживания) определенных отношений между теми, кто имеет потребность в страховой защите, и теми, кто способен эту защиту обеспечить. Таким образом возникают страховые отношения между двумя главными субъектами — страхователем и страховщиком — по поводу удовлетворения страхового интереса его носителя.

В основе страховых отношений лежат исключительно имущественные интересы граждан.

Объясняется это тем, что, к примеру, страхователь, покупающий страховой полис на дожитие до определенного возраста, не претендует, что не дожитые им до окончания срока страхового договора 2—3 года ему компенсирует страховщик. Не купит и не установит страховщик предпринимателю и новое оборудование, если застрахованное вышло из строя во время действия договора имущественного страхования и т. п.

Страховщик в соответствии с установленными нормами гражданского права возмещает убытки, которые понес страхователь, причем только в денежной форме.

Возмещение убытков может быть полным или частичным. Объясняется это тем, что страхователь, передавая страховщику ответственность за убытки на срок действия договора, может вести себя неосмотрительно или небрежно. С целью упреждения таких настроений страхователя используют принцип распределения ответственности между страхователем и страховщиком.

Для того, чтобы страховые отношения реально состоялись, необходимо, чтобы риск был страховым.

Страховым является риск, который страхователь стремится застраховать, а страховщик соглашается это сделать.

Черты страхового риска (страхового случая):

— вероятность и случайность его возникновения;

— возможность оценки стоимости убытков от его реализации;

— возможность определения цены страховой услуги и потенциальной доли страхового возмещения.

Таким образом, страхователь страхует свой имущественный интерес от вероятного риска, который может быть реализован, а может и не осуществиться.

Страхователь реализует свой экономический интерес, уплачивая определенную сумму (страховую премию) за застрахованный риск и получая право полного или частичного возмещения убытков при наступлении страхового случая (реализации застрахованного риска). Но страхователь не претендует (за исключением накопительных форм страхования) на возвращение страховой премии, если застрахованный риск не реализовался на протяжении срока действия договора.

Тогда страховые премии, уплаченные страховщику за страховую защиту, для страхователя выступают как невозвратимые потери. Но несклонному к риску лицу легче уплатить небольшую сумму и быть уверенным, что в случае реализации риска, угрожающего значительными убытками, страховщик в основном эти убытки возместит, нежели сэкономить на мелочах и понести весомые убытки.

В возможности использовать страховую премию для своих собственных потребностей в случае нереализации страхового события состоит экономический интерес страховщика. Для минимизации издержек страховщика на покрытие убытков страхователям страховщик должен заботиться о том, чтобы расширить круг страхователей, проводить превентивные (упреждающие) мероприятия по устранению или ограничению факторов и условий, порождающих риск.

Распределяя издержки на возмещение убытков среди широкого круга страхователей, страховщик обеспечивает удешевление предоставляемых услуг.

Результатом согласованности интересов страховщика и страхователя является подписанный договор (купленный страховой полис), который вступает в силу после уплаты страхователем первого страхового взноса.

Этот договор составляется между субъектами страхового рынка по поводу купли-продажи страховой защиты.

Страховая защита — услуга, которую страховщик предоставляет страхователю. Ей свойственны такие особенности:

— она продается только на определенный срок, предусмотренный договором;

— осуществление страховой защиты невозможно без реализации застрахованного риска (страхового события), возможность воспользоваться страховой защитой носит вероятностный характер;

— покупатель не имеет права свободно воспользоваться своей покупкой (к примеру, передать право воспользоваться страховой защитой другому субъекту, если это не предусмотрено договором или законом);

— в отличие от других вещественных товаров и услуг, покупатель которых желает наиболее полно использовать полезность покупки, страхователь (покупатель услуги по страховой защите) заинтересован в том, чтобы не воспользоваться своим приобретением, то есть страхователь часто заинтересован в том, чтобы страховое событие, не произошло ли его потери ограничились лишь размером страховой премии. В случае наступления страхового события даже полное возмещение убытков страхователю страховщиком не компенсирует страхователю потери времени, поскольку возмещение осуществляется только в денежной, а не в натурально-вещественной форме. Страхователь при наступлении страхового случая теряет и в связи с тем, что этот случай может нарушить его устойчивые связи с партнерами. В конце концов, он несет психологические издержки.

Нереализованный риск для страхователя — это отсутствие потерь? как имущественных (особенно при частичном возмещении убытков), так и в связи с ухудшением состояния здоровья, трудоспособности, невыполнением своих обязательств перед партнерами и т. п.

Еще одна важная особенность этой услуги заключается в ее социальной направленности: аккумулированные страховщиком деньги должны использоваться для защиты пострадавших за счет всех участников формирования страхового фонда.

Особенности ценообразования на рынке страховых услуг состоят в том, что в момент продажи страхового полиса его продавец (страховщик) не знает, во сколько ему обойдется риск конкретного страхователя.

Издержки страховщика на предоставление страховых услуг определяются в зависимости от всей страховой совокупности и предполагают ответственность за убытки всех участников страхования: страхователей — в пределах страховых взносов (премий), а страховщиков — в пределах, определенных договором (добровольное) или законом (обязательное страхование).

Особенности услуги страховая защита обусловливают специфику формы проявления экономических законов на страховом рынке и формируют особенности поведения его участников.

Специфика проявления закона спроса на страховом рынке, который (закон) отражает обратно пропорциональную зависимость цены и спроса, проявляется в том, что нисходящий наклон кривой спроса объясняется эффектом замещения в форме самострахования (отказ от участия в проектах, формирование децентрализованных резервов, хеджирование и т. п.).

Это означает, что замена способа страховой защиты предполагает необходимость для субъекта оставить рынок, поскольку перечисленные способы самозащиты не являются страховой предпринимательской деятельностью. Но в страховой практике применяется принудительное (обязательное) страхование, которое обязывает страхователя оставаться на страховом рынке (обязательное страхование имущества, взятого в аренду или купленного в кредит, страхование пассажиров и т. п.).

Специфика проявления закона предложения на страховом рынке состоит в том, что, реализуя услугу "страховая защита", страховщик желал бы продать страховых полисов как можно больше, ведь в момент продажи он получает единовременный или рассроченный платеж, а возвращать его многим страхователям, риск которых не реализовался на протяжении срока действия договора, ему не придется совсем; другой же части страхователей, пострадавших от страховых событий, ему придется возмещать убытки, но со временем. Временно свободные денежные средства страховщик размещает определенным (разрешенным законом) способом и получает инвестиционный доход. Именно в этом и заключается экономический интерес страховщика.

Но при условии кумуляции рисков (наводнение, землетрясение, засуха, пожар, охвативший большой массив застрахованных объектов, эпидемия среди застраховавших жизнь и т. п.) может сложиться ситуация, при которой страховщик окажется неспособным выполнить свои обязательства перед страхователями и последние не смогут воспользоваться полностью оплаченной ими услугой. Поэтому мировая и отечественная практика страхового предпринимательства предполагает правовое (законодательное) ограничение обязательств страховщика, приостанавливая или обязывая его передать часть принятых на себя рисков в перестрахование. Таким образом, ответственность за риски, связанные с достаточно большими убытками, распределяются среди весьма широкого круга, что увеличивает вероятность возмещения крупных убытков.

Степень неопределенности, а потому и уровня риска возрастает в связи с асимметричностью информации на рынках.

Рынки с асимметричной информацией

На рынке товаров продавцы лучше проинформированы о качестве товаров, чем покупатели. На рынке услуг (страховых, кредитных) покупатели страхового полиса владеют более достоверной информацией о состоянии здоровья, стоимости имущества, чем страховщики (продавцы), а информация о кредитоспособности заемщика более достоверна у самого заемщика, чем у кредитора и страховщика (при страховании кредитных рисков).

Страховой рынок учитывает еще и моральный риск, возникающий из-за халатного отношения страхователя к превентивным мероприятиям по упреждению наступления страховых случаев, что обусловливает максимизацию убытков.

Средства ограничения морального риска:

— классификация клиентов по уровню риска и дифференциация страховых взносов;

— отказ от предоставления страховых услуг весьма сомнительным клиентам;

— распределение ответственности между страхователем и страховщиком.

Рассмотренные средства ограничения рисков, естественно, не избавляют предпринимательскую деятельность и экономическую жизнь наемных работников от неопределенности. Ведь существует великое множество разнообразных рисков, которые не будет страховать ни государство, ни страховая компания(ядерная война, изменение общественно-политического устройства и т. п.).

Продавец и покупатель страхуют себя от возможных убытков из-за колебания цен, но они не могут гарантировать уровень цены. И все же общество научилось существенно влиять на уровень риска экономической жизни, невзирая на то, что сама жизнь порождает все новые и новые риски, которые необходимо устранять, ограничивать либо же страховаться от их последствий.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Основные термины и понятия

Арбитражирование. Моральный риск. Неопределенность. Опцион. Риск. Симметричная и несимметричная информации. Спекуляция. Страхование. Фьючерсы. Хеджирование.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие причины детерминируют неопределенность в условиях рыночной экономики?

2. Раскройте взаимосвязь явлений неопределенности и риска.

3. Какой критерий лежит в основе деления факторов, влияющих на уровень риска, на объективные и субъективные?

4. Раскройте содержание и структуру экономических рисков.

5. Какой из методов определения уровня риска является более объективным? Почему?

6. Как определяется количественный уровень риска?

7. Дайте сравнительную характеристику понятий "арбитражирование" и "спекуляция".

8. Какие вы знаете способы биржевой спекулятивной деятельности? Раскройте их содержание.

9. Что общего и отличного между фьючерсными и опционными контрактами?

10. Каковы последствия нелегальной спекуляции?

11. Какие функции выполняет легальная спекуляция?

12. Раскройте средства ограничения уровня риска.

13. В чем состоит особенность страхования как средства ограничения риска?

Литература

1. Базилевич В. Страховий ринок України / В. Базилевич. — К.: Т-во "Знання", КОО, 1998. — 374 с.

2. Базилевич В.Д. Інтелектуальна власність: підручник / В.Д. Базилевич. — К.: Знання, 2006. — Разд. 4, парагр. 3.

3. Базилевич В.Д. Страхова справа / В.Д. Базилевич, К.С. Базилевич. — 6*те вид., стер. — К. : Знання, 2008. — 351с.

4. Самуэльсон П. Экономика / П. Самуэльсон. — М. : НПО "АЛГОН" ВНИИСИ, 1992. — Т. 2. — С. 81—86.

5. Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи ; пер. с англ. 2-го изд. — М.: Дело ЛТД, 1993.

6. Экономика и бизнес / под ред. В.Д. Камаева. — М. : Изд-во МГУ, 1993. — С. 360—366.

7. Ястремский О. Основи мікроекономіки : підручник / О. Ястремський, О. Грищенко. — К. : Т-во "Знання", КОО, 2004.

Рынки с асимметричной информацией
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Раздел III. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Глава 15. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ВОСПРОИЗВОДСТВО
15.1. Содержание, виды и пропорции национального (общественного) воспроизводства
15.2. Теоретические модели общественного воспроизводства
Схемы общественного воспроизводства Карла Маркса
Модель "затраты — выпуск" В. Леонтьева
15.3. Система национального счетоводства: необходимость возникновения, содержание, цели
15.4. Концепции и принципы построения Системы национальных счетов
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru