Экономическая теория: политэкономия - Базилевич В.Д. - 20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований

Основное содержание сложного и противоречивого процесса трансформации отношений собственности определяют реальные изменения на пути ее разгосударствления и приватизации, направленные на утверждение плюрализма форм собственности и хозяйствования, развитие конкурентной среды, преодоление жесткого централизма и командно-административных методов управления, возрождение стимулов к инновационной предпринимательской деятельности.

Стратегические проблемы и стратегические ориентиры экономической политики Украины на современно этапе

Разгосударствление — это процесс ограничения административного вмешательства государства в экономи-' ку путем преобразования государственной собственности в негосударственную и коммерциализации деятельности государственных предприятий.

Разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, связанный с демократизацией хозяйственной жизни на основе преодоления диктата государства, безальтернативного государственного найма работников, государственного нормирования заработной платы и административно-ведомственного управления; замены административно организованных хозяйственных связей рыночными отношениями; освобождение предприятий от прямой и непосредственной административной опеки; борьбы с монополизмом, развития конкуренции и предпринимательства.

Основные пути разгосударствления, приватизация и коммерциализация государственных предприятий.

Приватизация — трансформация какой-либо формы собственности в частную, процесс перехода в частную собственность объектов государственной" смешанной или коллективной собственности.

Приватизация как форма разгосударствления отображает процесс коренной трансформации отношений собственности с целью формирования частного сектора как предпосылки повышения социально-экономической эффективности хозяйствования и улучшения общественного благосостояния на основе становления и утверждения рыночных отношений, предпринимательской среды, конкуренции.

В конце 1991 г. Верховным Советом Украины была утверждена "Концепция разгосударствления и приватизации имущества государственных предприятий, жилищного фонда и земли". В марте 1992 г. были приняты основные приватизационные законы: "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизационных бумагах". В июне 1992 г. парламент утвердил первую государственную программу приватизации, положив начало легитимному процессу трансформации отношений собственности в Украине.

Согласно Закону Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на группы А (объекты малой приватизации), Б, В, Г, Д, Е (объекты большой приватизации) и Ж (объекты сферы социально-культурных услуг). Приватизация этих объектов осуществлялась на основе соответствующих законов.

Способы приватизации в Украине:

— преобразование государственных предприятий в акционерные или другие хозяйственные общества;

— бесплатная передача и продажа акций открытых акционерных обществ;

— выкуп по альтернативным планам приватизации;

— выкуп государственных предприятий, сданных в аренду с выкупом;

— выкуп имущества государственных предприятий членами трудового коллектива;

— продажа государственных предприятий по конкурсу или на аукционе.

Этапы реформирования собственности в Украине

I. Начальный этап приватизации (1992—1994 гг.).

II. Массовая приватизация (1995—1998 гг.),

III. Индивидуальная денежная приватизация (1999— 2002 гг.).

IV. Заключительный этап приватизации (с 2003 г.).

Основными технологическими особенностями приватизационного процесса на начальном этапе трансформационных преобразований в Украине были следующие:

— население принимало участие в приватизации посредством механизма применения безвозмездно полученных "приватизационных денег" ограниченного обращения — именных приватизационных сертификатов;

— с целью инициирования приватизационного процесса работники больших предприятий, прежде всего их руководители, получили значительные льготы в приобретении акций этих предприятий;

— работникам малых предприятий создавались возможности выкупа этих предприятий по остаточной проиндексированной стоимости, в основном посредством механизма аренды с выкупом.

На сегодняшний день массовая приватизация в Украине обеспечила устранение государственной монополии на средства и результаты производства, становление прослойки индивидуальных и ассоциированных частных собственников и формирование негосударственного сектора в качестве основы развития рыночных отношений. На начало 2006 г. в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины составляли:

— объекты частной собственности — 78,3 %;

— объекты государственной и государственно-корпоративной собственности — 4,1 %;

— объекты коммунальной и коммунально-корпоративной собственности — 7,4 %.

Вместе с тем опыт сертификатной приватизации в Украине подтверждает, что официальное изменение титулов собственности само по себе не гарантирует появления реальных собственников с рыночным поведением и предпринимательским типом мышления. На практике бесплатная приватизация трансформировалась в бюрократически-номенклатурную, которая:

— стала формой создания акционерных обществ на базе существующих структур государственной собственности, находящихся под контролем администрации предприятий и государственного аппарата управления;

— привела к постепенному сосредоточению средств производства и крупных пакетов акций высокорентабельных предприятий в руках номенклатурных сил и теневых структур;

— не решила проблем структурной перестройки производства, создания благоприятного инвестиционного и инновационного климата, качественных изменений в механизмах государственного регулирования экономики;

— не обеспечила создания развитых конкурентных рынков товаров, труда, капитала и т. п.

Кроме того, ход приватизационного процесса в Украине был осложнен неэффективной государственной политикой:

— отсутствием четко определенной стратегии реформирования отношений собственности;

— игнорированием межотраслевых связей в экономике;

— неразвитостью институционных механизмов рыночного регулирования;

— отсутствием реального противодействия распространению теневой приватизации;

— недостаточной прозрачностью принятия решений относительно приватизации, в частности стратегических предприятий и предприятий-монополистов, составляющих основу экономического развития и национальной безопасности государства;

— политическими спекуляциями вокруг вероятной реприватизации или национализации государственного имущества и т. п.

Современный этап трансформации отношений собственности в Украине связан с решением ряда дискуссионных вопросов, в т. ч.:

— легитимации приватизации путем признания незыблемости сформированных прав собственности;

— ревизии приватизации путем реприватизации (изъятие собственности через суды со следующей продажей на транспарантных аукционах и конкурсах) или доплаты за предприятия путем заключения мировых соглашений между правительством и нынешними собственниками.

В Послании Президента Украины к Верховному Совету Украины "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году" отмечается, что экономическая стратегия государства в сфере усовершенствования отношений собственности должна объединять задачи укрепления национального частного капитала, повышения эффективности управления государственным сектором экономики., усовершенствования корпоративного управления, создания институциональных механизмов обеспечения функционирования разных форм собственности и хозяйствования и определения их оптимального соотношения"

Дальнейшее усовершенствование процессов трансформации отношений собственности предусматривает следующее:

— усиление инвестиционной направленности приватизации, привлечение стратегических отечественных и зарубежных инвесторов;

— усовершенствование законодательства в сфере приватизации, его гармонизацию с другими сферами правового регулирования экономической деятельности;

— согласование приватизационных процессов с программами реформирования отдельных областей и сфер деятельности;

— формирование дееспособного корпоративного сектора и интегрированных корпоративных структур;

— приостановление дальнейшей олигархизации общества, обеспечение реального участия миноритарных совладельцев в управлении и распределении доходов;

— усовершенствование предприватизационной подготовки и информационно-маркетинговой деятельности на всех этапах приватизации;

— обеспечение транспарентности (прозрачности) процесса приватизации и спецификации прав собственности.

20.3. Формирование инновационной модели развития национальной экономики
20.4. Трансформация денежно-кредитной и финансовой систем Украины
Этапы трансформации денежно-кредитной и финансовой систем Украины
20.5. Проблемы и перспективы интеграции отечественной экономики в глобальную экономическую среду
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ
Раздел IV. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Глава 21. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И МИРОВОЙ РЫНОК
21.1. Международное разделение труда и интернационализация экономики как основа формирования мирового хозяйства
Классификация стран мирового хозяйства
21.2. Формы международных экономических отношений (МЭО). Концепции трансформации
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru