Центральной категорией рыночного хозяйства является товар. Товар — это любой объект, предназначенный не для собственного использования его владельцем, а для отчуждения путем продажи. Товарную форму могут принимать самые различные объекты. Но большинство товаров — это продукты труда. Поэтому часто говорят, что товар представляет собой особую форму продукта труда, отличающуюся тем, что он поступает к конечному потребителю через продажу.
В соответствии с трудовой теорией стоимости товар обладает тремя свойствами:
1) потребительной стоимостью;
2) меновой стоимостью;
3) стоимостью.
Потребительная стоимость — это внешний полезный эффект, составляющий природу любого продукта труда, в том числе и товара. Появление нового продукта труда означает, прежде всего, появление новой потребительной стоимости, т. е. новой совокупности полезных качеств результата человеческой деятельности.
Меновая стоимость — это специфическое свойство, присущее только товарной форме продукта труда. Она представляет собой ту количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой] Например, когда одна авторучка обменивается на пять тетрадей, меновую стоимость пяти тетрадей составляет одна авторучка.
Подобные количественные пропорции в обмене разных товаров (одинаковые товары по их потребительской стоимости друг на друга обменивать не имеет смысла) прежде всего свидетельствуют о том, что в различных по своим потребительным стоимостям товарах, обмениваемых друг на друга, содержится нечто общее, нечто одинаковое. Ведь иначе невозможно сопоставлять, сравнивать, соизмерять и соответственно обменивать.
Общим для обмениваемых товаров служит их стоимость. Она представляет собой воплощенный в товарах труд. При эквивалентном обмене, когда предложение и спрос совпадают, каждый товар обменивается на любой другой товар только в той количественной пропорции, которая фиксирует равенство воплощенного в них труда. Таким образом, меновая стоимость есть форма выражения стоимости товара, которая сама по себе в отдельно взятом товаре проявиться не может, как бы мы его не исследовали. Стоимость товара выражается только в его обмене, а именно: в той количественной пропорции, в которой он обменивается на другой товар.
§ 3. СВОЙСТВА ТРУДА, ВОПЛОЩЕННОГО В ТОВАРЕ
Рассматривая потребительную стоимость и стоимость как внутренние свойства любого товара, мы обнаруживаем двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Речь идет о конкретном и абстрактном труде.
3.1. Конкретный и абстрактный труд
Конкретный и абстрактный труд — это не два вида труда, а две стороны всех видов труда, материализованных в соответствующих товарах. Если мы рассматриваем любой вид труда конкретно, т. е. не абстрагируясь от его своеобразия, а напротив, сосредотачивая на нем свое внимание, то останавливаемся на его натуральной стороне: на том, какую потребительную стоимость он создает, какие для этого используются средства производства, какой квалификации требуется рабочая сила, какая применяется технология. Все это — общие атрибуты конкретной стороны труда. Именно этой стороной отличаются друг от друга все виды труда: труд шахтера — от труда сталевара, труд балерины — от труда преподавателя и т. д. Как видим, конкретный труд тесно связан со спецификой той потребительной стоимости, которая образует отличие данного товара. Поэтому конкретный труд создает потребительную стоимость товара.
Но любой вид труда можно рассматривать и абстрактно, т. е. отвлекаясь от того, какую потребительную стоимость он создает, какие средства производства в его процессе применяются, какой квалификации рабочей силы он требует, посредством какой технологии он осуществляется. Что же остается от трудового процесса при таком его рассмотрении? Остается труд вообще — труд как затраты физической, психической и интеллектуальной энергии безотносительно к их конкретной форме. Это и есть абстрактный труд.
Но какой смысл этой категории? Казалось бы, никакого. Однако такая констатация верна только для натурального хозяйства. Что же касается товарного производства, то здесь абстрактный труд выступает как объективное явление. Ведь чтобы обменивать разные товары, их необходимо соизмерять, а это возможно лишь посредством выявления в них общего. Этим общим и является абстрактный труд — труд вообще. Именно он и представляет собой стоимость товара. Сведение конкретных видов труда к абстрактному происходит в каждом акте товарного обмена, когда в целях его проведения приходится рассматривать обмениваемые товары как определенные сгустки затрат физической, нервной и умственной энергии. Таким образом, абстрактный труд и стоимость, которую он создает, выражаются только в обмене, где встречаются два товаровладельца, вступившие между собой в отношения по поводу обмена своими товарами. Поэтому абстрактный труд и стоимость — это не только атрибуты товаров и производящего их труда, но также общественные отношения, опосредованные этими атрибутами.
3.2. Частный и общественный труд
Труд товаропроизводителя является непосредственно частным (обособленным). Непосредственно частный характер труда товаропроизводителей заключается в том, что они, будучи первичными или вторичными владельцами производственных ресурсов, самостоятельно и под собственную ответственность, т. е. как свое частное дело, решают все вопросы хозяйственной деятельности: что, каким образом, какого качества и в каком количестве производить; где, кому и на каких условиях продавать.
Вместе с тем их труд с самого начала носит и потенциально общественный характер: во-первых, они осуществляют его, будучи включенными в систему общественного разделения труда, а во-вторых, создают свой продукт в качестве товара, т. е. не для собственного потребления, а для обмена и, следовательно, для потребления другими. Однако этот потенциально общественный характер их труда проявляется, становясь реальностью только в действительных актах купли-продажи. Если физическое или юридическое лицо покупает товар любого производителя, тем самым общество в лице соответствующего покупателя признает данный товар нужным, удостоверяющим его общественную полезность, что доказывает реальность общественного характера труда, воплощенного в нем.
3.3. Противоречия товарного производства
Для товарного производства характерно противоречие между частным и общественным трудом, которое разрешается в актах обмена, т. е. на рынке. Если товаропроизводителю не удается по тем или иным причинам продать свой товар, это означает, что его труд так и остается непосредственно частным и лишь потенциально общественным, т. е. реально не доказывает своего общественного характера. Ведь данный товар и реализованный в нем труд оказываются ненужными. Такой неудачливый товаропроизводитель терпит убытки, поскольку затратил на создание товара соответствующие ресурсы и не смог покрыть затраты выручкой от его продажи. И если эти убытки достаточно велики, он может стать банкротом [от итал. banco — скамья, лавка менялы, банк и rotto — сломанный]. Следовательно, противоречие между частным и общественным характером труда есть источником имущественного расслоения товаропроизводителей: те из них, кто постоянно и выгодно реализует товары и тем самым доказывает общественный характер своего труда, обогащаются и могут расширять хозяйственную деятельность; а те, кому это не удается (все равно по каким причинам), несут убытки и могут, в конце концов, разориться. Поэтому данные противоречия есть основным источником развития товарного производства: таким образом, оно осуществляет своеобразный и весьма болезненный экономический отбор лучших товаропроизводителей, концентрируя в их руках производственные ресурсы.
Это противоречие выражается в двух других противоречиях товарного производства:
1) между конкретным и абстрактным трудом;
2) между потребительной стоимостью и стоимостью.
Конкретный труд и потребительная стоимость — атрибуты частного характера труда, а абстрактный труд и стоимость — выражения его общественного характера. Ведь все характеристики конкретной стороны труда, включая и специфику потребительной стоимости, производитель определяет сам (на свой страх и риск), изучая рынок, в то время как абстрактный труд и стоимость проявляются лишь в обмене и только при условии, что у его товара найдется покупатель.
Противоречия товарного производства на сколько-нибудь развитой его стадии разрешаются посредством денег.
4.1. Единичная форма
4.2. Развернутая форма
4.3. Всеобщая форма
4.4. Денежная форма
4.5. Сущность денег
§ 5. РЫНОК И ЕГО ВИДЫ
Глава 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ РЫНОЧНЫХ СИЛ
§ 1. СПРОС
1.1. Закон спроса