Экономическая теория - Бутук А.И. - § 5. РЫНОК И ЕГО ВИДЫ

Рынок — это механизм товарно-денежных отношений, действующий на базе присущих им законов, связывающий покупателей (представителей спроса) и продавцов (представителей предложения) и формирующий цены на объекты купли-продажи. Цена — главный ориентир рыночных отношений. Она представляет собой (в соответствии с трудовой теорией стоимости) денежное выражение стоимости товара как продукта труда.

От чего зависит цена, выясним в четвертой главе. Сейчас же охарактеризуем структуру рынка. Она весьма многообразна, ибо рынок можно подразделять на виды по разным признакам, среди которых главными являются следующие.

1. Обычно рынок структурируют по объектам купли-продажи. По данному признаку выделяются такие основные виды рынков:

а) рынок ресурсов, в который входят: рынок рабочей силы — рынок труда; рынок природных ресурсов (земельных и водных, месторождений полезных ископаемых и др.); рынок искусственных средств производства — очень разнообразный рынок предметов и средств труда;

б) потребительский рынок, куда включаются: продовольственный рынок (продукты питания); рынок непродовольственных товаров потребления (одежды" обуви, бытовой техники, автомобилей личного пользования, косметики, лекарств и т. д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые, жилищно-коммунальные и другие услуги личного потребления);

в) финансовый рынок, состоящий из: денежного рынка (валюта и золото, используемое в качестве официальных золотых резервов государств); рынка кредитных ресурсов — временно свободных денежных средств различных субъектов, предоставляющих их взаймы; рынка страхования — временно свободных денежных средств, применяемых для приобретения страховых полисов; фондового рынка — ценных бумаг (акций, облигаций и др.); рынка деривативов — различных контрактов (форвард-контрактов, фьючерсов, опционов);

г) рынок прав владения и пользования, к которому принадлежат: рынок аренды и лизинга; рынок концессионных договоров;

д) рынок прав деятельности, включающий рынки различных лицензий на занятие определенными видами предпринимательства;

е) рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею, куда относятся: рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др.; рынок лицензий на права распоряжения ими;

ж) рынок духовных ценностей, который состоит из: рынка художественных произведений и прав владения ими; рынка культурно-исторических реликвий и прав пользования ими.

2. Рынки различают и по масштабам:

а) единичные рынки — отдельные торговые точки (лотки, магазины, банки, страховые компании и др.);

б) локальные рынки — множество единичных рынков, объединенных в местные базары;

в) региональные рынки, включающие всех субъектов купли-продажи данного населенного пункта и территории, т. е. все их единичные и локальные рынки;

г) национальные рынки, объединяющие региональные рынки конкретной страны;

д) международные рынки, определенным образом интегрированные национальные рынки ряда стран (членов ЕЭС, ЕАСТ, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства.

3. Рынки подразделяются также по механизму контактов продавцов и покупателей:

а) непосредственно контактные рынки — все рынки, где собственник объекта сам продает его покупателю (посреднику или конечному потребителю), когда клиент отдает свои деньги за какую-либо продукцию или на определенных условиях вкладывает их;

б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владелец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, комиссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.);

в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению брокерские и дилерские фирмы, имеющие приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже.

4. Рынки различают и по объемам сделок купли-продажи:

а) оптовые рынки, где реализуются сразу большие партии объектов купли-продажи;

б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций;

в) розничные рынки, где реализуются или единицы конкретных объектов одному покупателю, или их совсем незначительные партии, необходимые, как правило, для личного потребления покупателя.

5. Рынки можно различать также по стадиям оборота объектов купли-продажи:

а) первичные рынки, где продавцами: являются производители или эмитенты объектов, а иногда, по их поручениям, — посредники;

б) вторичные рынки, на которых продавцами являются свободные от договоров- с прежними владельцами объектов посредники их сбыта.

6. Рынки различают также по степени независимости продавцов и покупателей:

а) конкурентные [от лат. concurrere — бежать вместе] рынки, где действует множество покупателей и продавцов соответствующего объекта, вследствие чего никто из них в отдельности и даже в сговоре с другими (со всеми технически невозможно договориться) не может повлиять ни на общий объем купли-продажи, ни на доминирующую тенденцию в поведении цены объекта;

б) олигопольные [от греч. oligos — малый, немногочисленный и poleo — продаю] рынки, на которых имеется множество покупателей, но действует сравнительно ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объекта, так и на поведение его цены;

в) олигопсонические [от греч. oligos — малый, немногочисленный и psoneo — закупают] рынки, где есть множество продавцов, но действует относительно ограниченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять, на размер совокупного спроса, на соответствующий объект и на его цену;

г) монопольные рынки, на которых покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему легко манипулировать объемами совокупного предложения и, следовательно, влиять на его цену;

д) монопсонистические рынки, где продавцам противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что обеспечивает ему возможность изменять масштабы совокупного спроса на соответствующий объект, а посредством этого и на его цену.

Не нужно забывать, что конкурентные, олигопольные, олигопсонические, монопольные и монопсонические черты степени независимости (или зависимости) продавцов и покупателей могут переплетаться самым причудливым (иногда, уродливым) образом; конкуренция продавцов может соединяться с конкуренцией, олигопсонией или монопсонией покупателей; конкуренция покупателей — с конкуренцией, олигополией или монополией продавцов; олигополия — с конкуренцией, олигопсонией или монопсонией покупателей; олигопсония — с конкуренцией, олигополией или монополией продавцов; монополия — с конкуренцией, олигопсонией или монопсонией покупателей; монопсония — с конкуренцией, олигополией или монополией продавцов. Это — лишь схематичные модели соотношения сил во взаимодействии двух главных фигур любого рынка (продавцов и покупателей) вне связи с тем, кем они являются (производителями, посредниками или потребителями).

7. Рынки также дифференцируют по степени законности (легальности) их функционирования. На этом основании обычно выделяют (без учета переходных состояний, в которых могут наблюдаться различные сочетания основных форм):

а) официальные (светлые, белые) рынки, где операции проводятся в соответствие с установленными государством процедурами и нормами;

б) неофициальные (теневые) рынки, которые, в свою очередь, принято подразделять на: серые, где операции осуществляются с незапрещенными объектами купли-продажи, но без их требуемой регистрации (главным образом в целях уклонения от налогообложения); черные, на которых совершаются преступные сделки не только по форме их осуществления, но и по объектам купли-продажи, например, наркотиков, оружия, "живого товара" (обслуживание нелегальных мигрантов, проституток и др.).

Следует заметить, что все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Кроме того, один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т. е. относить его к определенному виду по разным основаниям. В следующей теме мы рассмотрим взаимодействие основных рыночных сил.

ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 3

1. Какая форма способа труда является исторически первой:

а) натуральное хозяйство;

б) товарное производство?

2. Какое разделение труда присуще натуральному хозяйству:

а) общественное;

б) естественное?

3. Что предполагает товарное производство:

а) половозрастное разделение труда;

б) имущественное обособление;

в) общественное разделение труда и имущественное обособление?

4. Что такое товар:

а) любой объект, подлежащий купле-продаже;

б) продукт труда?

5. Что такое потребительная стоимость товара:

а) совокупность его полезных свойств;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощенный в нем труд?

6. Что такое меновая стоимость:

а) совокупность полезных свойств товара;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощенный в товаре труд?

7. Что такое стоимость товара:

а) совокупность полезных свойств товара;

б) пропорция, в которой один товар обменивается на другой;

в) воплощенный в нем абстрактный общественный труд?

8. Какому способу труда имманентен абстрактный труд:

а) натуральному хозяйству;

б) товарному производству;

в) натуральному и товарному хозяйствам?

9. Что представляют собой конкретный и абстрактный труд:

а) два вида труда;

б) две стороны любого труда, воплощенного в товаре?

10. Почему труд товаропроизводителя носит непосредственно частный характер:

а) он решает все вопросы производства и сбыта на свой страх и риск;

б) он является частным собственником?

11. Почему труд товаропроизводителя носит опосредованно общественный характер:

а) его производство базируется на общественной собственности;

б) он осуществляет деятельность в системе общественного разделения труда и для продажи ее продукта?

12. Противоречие между какими сторонами является основным источником развития товарного производства:

а) между потребительной стоимостью и стоимостью товара;

б) между конкретным и абстрактным трудом;

в) между частным и общественным трудом?

13. Какая форма стоимости существовала до возникновения общественного разделения труда:

а) единичная;

б) развернутая;

в) всеобщая;

г) денежная?


14. Какая форма стоимости возникла сразу после отделения скотоводства от земледелия:

а) единичная;

б) развернутая;

в) всеобщая;

г) денежная?

15. При какой форме стоимости всеобщий эквивалент действовал только на местном рынке:

а) при единичной;

б) при развернутой;

в) при всеобщей;

г) при денежной?

16. Что первоначально представляли собой деньги:

а) серебро;

б) товар, выполнявший роль всеобщего эквивалента на обширном рынке;

в) золото?

17. В чем сущность денег:

а) деньги — золото или серебро;

б) деньги — общественные отношения, воплощенные во всеобщем эквиваленте?

18. Что такое товарный фетишизм:

а) страсть к наживе;

б) овеществление лиц и олицетворение вещей?


Глава 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ РЫНОЧНЫХ СИЛ
§ 1. СПРОС
1.1. Закон спроса
1.2. Иллюстрация закона спроса
1.3. Неценовые факторы спроса
1.4. Эластичность спроса
§ 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
2.1. Закон предложения и его иллюстрация
2.2. Неценовые факторы предложения
2.3. Эластичность предложения
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru